Главная  О Компании     Новости Контакты

Тема: Значение овощей в питании человека. Значение овощей в питании классификация овощей


Значение овощей в питании человека

Класс: 5а

Предмет: Трудовое обучение.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Значение овощей в питании человека.

Цель: Познакомить с питательной ценностью овощей, классификацией витаминов и их ролью в обмене веществ, со способами сохранения питательных веществ при кулинарной обработке овощей. Научить определять качество овощей.

Задачи:

1. Образовательная - развитие познавательной деятельности, знакомство с питательной ценностью овощей, способами сохранения витаминов при тепловой обработке.

2. Развивающая - развитие мыслительных способностей, умение анализировать и сопоставлять, выделять главное.

3.Воспитательная - содействовать воспитанию самостоятельности, аккуратности.

4. Практическая – научить определять качество сырых овощей.Оборудование: презентация, муляжи, контейнеры с овощами, корзина с овощами, иллюстрации овощей, инструкции, клей.

Примечание: значком (*) обозначена работа медсестры-ортоптистки Халявиной Ольги Константиновны.

Ход урока:

I. Организационный момент. (3 мин.)Слайд. 1.Приветствие, проверка готовности к уроку (Т- тетрадь, Р - ручка, У- учебник, Д-дневник). Все готовы к уроку ТРУДА.

Тема урока: «Значение овощей в питании человека».

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с питательной ценностью овощей, способами сохранения витаминов при кулинарной обработке, научимся определять качество овощей. II. Изучение нового материала. (10 мин.)

Чтобы хорошо разобраться в данной теме урока, мы рассмотрим несколько рубрик.

Начнем с рубрики - «Это интересно».

Первой пищей наших далеких предков несомненно были растения во всем их многообразии – от съедобных корней до съедобных плодов и семян. Они были доступнее всего – их не надо было добывать с помощью оружия, как мясо, не требовали тепловой обработки. Это были готовые дары природы, не только вкусные, но и подчас лечебные. Со временем, многие виды овощных растений, человек стал выращивать на своих грядках. Овощи – натуральные продукты, и получаем их от чего?

Ученик: От растений.

Учитель: А какие части растения вы знаете?

Ученик: Корень, стебель, лист, цветок, плод.

Слайд. Учитель: Правильно! Именно по признаку, какую часть растения человек использует в пищу, овощные культуры делятся на группы: (классифицируют) луковичные, плодовые, корнеплоды, клубнеплоды, листовые, пряно-вкусовые.Задание: Таблицу « Классификация овощей» вклейте в тетрадь!*

Группа овощей. Овощи, относящиеся к данной группе
Корнеплоды Свекла, морковь, редис, редька, петрушка корневая
Клубнеплоды картофель
Капуста Краснокочанная, белокочанная, цветная, кольраби.
Тыквенные Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны.
Бобовые Горох, фасоль, бобы,
Листовые Салат ,шпинат, щавель
Луковичные Лук, чеснок
Пряно-вкусовые Укроп, петрушка, кинза
Пасленовые Томаты ,баклажаны, красный перец.
.Учитель: Много ли овощей мы употребляем в пищу?

Ученик: Да много.

Вывод: Человек для своего питания использует свыше 70 видов различных овощей. Употребляет их как в сыром, так и в вареном виде.

Слайд: Это всевозможные салаты, винегреты, овощные закуски, фаршированные,

тушеные и запеченные овощи (показ иллюстраций: овощных блюд). Слайд. Давайте посмотрим по таблице какое количество овощей (самых распространенных) мы употребляем за год.Потребление основных овощных культур за год.

Культура Потребление на 1 чел., кг.
Картофель 120
Капуста (все виды) 50
Огурцы 15
Морковь 12
Помидоры 12
Свекла 8
Чеснок 9
Зелень 9
Перец 7

Учитель: Какой овощ стоит на первом месте по употреблению?

Ученик: Картофель.

Учитель: Где он появился впервые? Об этом нам расскажет Пшеничко Оля.

Ученик: Родина всеми любимого картофеля – Южная Америка. Появление картофеля в России в конце XVII века связано с именем Петра I, который привез мешок клубней из Голландии. С тех пор картофель на нашем столе, его справедливо называют вторым хлебом.

Слайд. Учитель: Картофель занимает совершенно особое место среди овощей. Это самостоятельный продукт питания. Он отличается высоким содержанием углеводов, главным образом крахмала и нежной клетчаткой. Его белок по своему составу близок к белкам животных продуктов. Картофель поставщик калия и витамина С.

Учитель. На втором месте стоит капуста, о ней есть небольшая информация у Коршуновой Лизы.

Ученик. Капусту выращивают с давних времен, с 3-го тысячелетия до н. э. Родина этой овощной культуры – побережье теплого Средиземного моря. Она прекрасно прижилась и в наших климатических условиях. Сейчас насчитывается около 100 видов капусты.

Учитель: Для всех видов капусты общим является ее низкая калорийность и высокое содержание калия, клетчатки и витамина С.

Потребление помидоров, огурцов, моркови примерно одинаково. В моркови, красном перце, помидорах содержится много каротина. Каротин – оранжево - желтый пигмент, обеспечивающий образование в организме витамина А (запись в тетрадь). *

Свекла отличается от других овощей высоким содержанием сахара, калия, магния, фосфора. Человек сначала оценил вкус свекольных листьев (в молодой ботве содержится много каротина), а затем распробывал корнеплоды.

Такие овощи, как чеснок, зелень, перец содержат ароматические вещества, которые повышают аппетит и способствуют усвоению пищи. Их потребление составляет около 9кг. год.

Вывод: Каждому виду овощей присущи определенные питательные вещества: Они обеспечивают рост, развитие организма и нормализуют обмен веществ.

IV.Физ.минутка на снятие и предупреждение зрительного утомления (2 мин.)

Учитель: Для снятия и предупреждения зрительного утомления физминутку проведет медицинская сестра – ортоптистка Ольга Константиновна.

- * Встали из-за столов, спинки держим ровно.

1 упражнение – поднять глаза к верху, делаем круговые движения по часовой стрелке -4 раза. В обратную сторону- 4 раза.

2 упражнение – руки вперед, посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх ( вдох), опустить руки – выдох- 3 раза.

3 упражнение - закрыть глаза и кончиками указательных пальцев массируем веки до команды « стоп! ».

4 упражнение – посмотрите на кончик носа, затем в даль- 4 раза.

5 упражнение – растираем ладони до появления тепла. Закрыть глаза и приложить ладони к веку (счет до 6).

Закончили! Молодцы!

-*Ребята! Давайте, прочитаем какая рубрика следующая?

Ученик: «Будьте здоровы» (4 мин.)

-Овощи - это источник витаминов, а витамины нам жизненно необходимы для нашего здоровья и хорошего самочувствия.Витамин А - его называют витамином роста, поэтому он особенно необходим в детском возрасте. Низкое содержание в организме витамина А

приводит к снижению остроты зрения и другим заболеваниям.

А содержится он в таких овощах как: морковь, сладкий перец, зеленый лук.

Мы кладем их в нашу корзину и обозначаем - буквой А-А какие витамины вы еще знаете?

-Настя! Подойди, пожалуйста, посмотри, какие овощи находятся на столе? Назови их.

-Помидор, картофель, капуста. А в этих овощах, ребята, содержится большое количество витамина С - (аскорбиновая кислота).

При недостатке этого витамина ощущается слабость, снижается внимание, организм перестает сопротивляться простудным заболеваниям. Поэтому,

необходимо, чтобы именно этот витамин мы употребляли с пищей ежедневно.

Эти овощи мы также кладем в нашу корзину и обозначаем буквой СИ еще с одним витамином мне хотелось бы вас познакомить.

Витамин Е- чем же он важен для нашего здоровья?

А он укрепляет кровеносные сосуды, увеличивает мышечную массу, что также очень важно для здорового организма!

Содержится витамин Е - в листьях салата, укропе, петрушке.

Мы их тоже с удовольствием кладем в нашу корзину и обозначаем буквой.

Какой? Правильно! – буквой Е.

Посмотрите , в корзине у нас овощи, которые дают нам витамины А С Е.

И вот интересный факт-

В последние годы в медицине было сделано удивительное открытие, что именно сочетание витаминов А С Е – является самой главной для здоровья человека. V. Лабораторная работа: « Определение овоща по запаху». (3мин.)А сейчас мы с вами проведем небольшую лабораторную работу.

Инструкция:

  1. Возьмите контейнер.
  2. Понюхайте.
  3. Определите название овоща.
Итог: Эти овощи: лук, чеснок.

Вывод: Поднимите контейнер у кого лук, у кого - чеснок. Молодцы! В желтых контейнерах - лук, в оранжевых - чеснок. Не видя овоща, по запаху вы определил

содержимое контейнера потому, что в этих овощах содержатся фитонциды– это летучие ароматические соединения, которые стоят на страже нашего здоровья и задерживают развитие многих бактерий. (запись в тетрадь) *

« Чеснок и лук – здоровью друг! ». Так в старину говорили, почитая дары природы.

- А что это такое?

- Русская пословица.

- Как вы ее понимаете? Объясните.

Правильно! Кто ест чеснок и лук, тот болеть будет гораздо реже.

Овощи-защитники – пожалуйте в нашу корзину. Посмотрите, пожалуйста, какая корзина получилась: витамин А (морковь, сладкий перец, лук), витамин С ( помидор, картофель, капуста ), витамин Е (листья салата, укроп, петрушка), наши защитники - лук, чеснок. Мы ее назовем – « корзина здоровья ».

Мы поняли, что витамины нам очень нужны, но чтобы получить их должное количество нам надо съесть такой объем овощей, которое просто ошеломляет. Например: для того, чтобы получить норму витамина А нам нужно съесть килограмм моркови и больше килограмма картошки, чтобы получить норму витамина С. Здесь нам могут помочь витамины в виде драже или таблеток.

На сегодняшний день их очень много: «Мультитабс», «Алфавит», «Витрум», «Аевит», « Триовит»,аскорбиновая кислота, ревит. По одному драже-3раза в день и вы обеспечены суточной нормой витамина. Но принимать их следует согласно инструкции и советам врача.

Вывод: Самые безопасные витамины в овощах! Кушайте, сколько хотите! От меня вам витамины, чтобы не было ангины!

Слайд. Для сохранения в овощах витаминов и питательных веществ необходимо соблюдать правила их обработки. Рубрика «Полезные советы» (2 мин.)Правила сохранения питательных веществ1. Овощи следует хранить в темном месте при температуре +1..+3 С.(при такой температуре овощи не станут дряблыми и не потеряют цвет).

2. Овощи при варке закладывают в кастрюлю с кипящей подсоленной водой и варят под крышкой, для салатов их варят в кожице (при таком способе тепловой обработки потери витаминов будут незначительны).

3. Мыть и держать овощи в воде не более 10-12минут (витамины не « перейдут» в воду).

4. Готовить овощи следует непосредственно перед их употреблением (при хранении - теряются витамины).

5.Для приготовления блюд из сырых овощей использовать неповрежденные овощи (во избежании пищевых отравлений).

Вывод. При неправильной тепловой обработке овощи теряют пищевую ценность, витамины. VI. Динамическая пауза. (2мин).

1 упражнение: Руки вверх (вдох), руки вниз (выдох) – 3раза.

2 упражнение: Руки на пояс, повороты туловища влево (вдох), в исходное положение – выдох. Поворот вправо – вдох, в исходное положение – выдох- 3раза.

3 упражнение: Руки вперед вытянуть «ножницы» (10раз), дыхание произвольное.

4 упражнение: Ноги на ширине плеч, руки вперед (вдох), наклон вниз (выдох) -5 раз.

5 упражнение: шаг на месте.

- Кто шагает дружно тут?

- Пятый «а» идет на труд!

- Будем славно мы трудиться.

- Чтобы было чем гордиться.Стоп! Закончилась зарядка!

Вдох и выдох для порядка.

От зарядки будет прок

Продолжаем наш урок.

Слайд. Для приготовления блюд, особенно из сырых овощей, необходимо использовать овощи хорошего качества. В рублике «Экспертиза» мы определим доброкачественность овощей по показателям качества: цвет, запах, степень плотности.

V. Практическая работа: «Определение доброкачественности овощей по внешнему виду» (8 мин.) *

Оборудование: 1.Контейнер с овощем. 2. Салфетка, 3.Таблица.

Задание:

1. Внимательно рассмотрите овощ.

2. Определите цвет овоща, в колонке «Характеристика данного овоща» подчеркните выбранный вами цвет.

3. Понюхайте, подчеркните выбранный вами ответ.

4. Нажмите на овощ, определите степень плотности, подчеркните выбранный вами ответ.

5. Запишите вывод о пригодности овощей, знаком «+», если пригоден к употреблению, знаком «-» если нет.

Показатель качества Характеристика показателя качества Характеристика данного овоща Заключение экспертизы.

Цвет

Запах

Степень плотности

Вывод: Заключение экспертизы: Овощ пригоден (непригоден) к употреблению, (правильное подчеркнуть).

Проверка выполненного задания: Назвать итог выполненного задания.

Вывод: По цвету, запаху, степени плотности, можно определить пригодность овоща к употреблению.

VI. Слайд. Закрепление: (2мин.)

1. В каких овощах находиться витамин роста? Выберите и покажите иллюстрации этих овощей.

2. По каким показателям определяют доброкачественность овощей?

VII. Подведение итога. (4 мин.)

1. Что нового узнали на уроке?

2. Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание:

Запись в дневник.

Инструктаж домашнего задания: Ваше домашнее задание носит творческий характер, которое требует внимания и знания овощей. Найдите в тексте названия овощей (расшифруйте слова), запишите их в тетрадь.Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо.

Оргубузы росли, помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста

Сельдирошек поспел,и моркофель дозрел

Стал уже осыпаться спаржовник

И таких баклачков да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.Выставление оценок с комментарием.Слайд. Спасибо! Будьте здоровы!

rykovodstvo.ru

Значение овощей в питании человека

Класс: 5а

Предмет: Трудовое обучение.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Значение овощей в питании человека.

Цель: Познакомить с питательной ценностью овощей, классификацией витаминов и их ролью в обмене веществ, со способами сохранения питательных веществ при кулинарной обработке овощей. Научить определять качество овощей.

Задачи:

1. Образовательная - развитие познавательной деятельности, знакомство с питательной ценностью овощей, способами сохранения витаминов при тепловой обработке.

2. Развивающая - развитие мыслительных способностей, умение анализировать и сопоставлять, выделять главное.

3.Воспитательная - содействовать воспитанию самостоятельности, аккуратности.

4. Практическая – научить определять качество сырых овощей.

Оборудование: презентация, муляжи, контейнеры с овощами, корзина с овощами, иллюстрации овощей, инструкции, клей.

Примечание: значком (*) обозначена работа медсестры-ортоптистки Халявиной Ольги Константиновны.

Ход урока:

^

Слайд. 1.Приветствие, проверка готовности к уроку (Т- тетрадь, Р - ручка, У- учебник, Д-дневник). Все готовы к уроку ТРУДА.

Тема урока: «Значение овощей в питании человека».

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с питательной ценностью овощей, способами сохранения витаминов при кулинарной обработке, научимся определять качество овощей.

^

Чтобы хорошо разобраться в данной теме урока, мы рассмотрим несколько рубрик.

Начнем с рубрики - «Это интересно».

Первой пищей наших далеких предков несомненно были растения во всем их многообразии – от съедобных корней до съедобных плодов и семян. Они были доступнее всего – их не надо было добывать с помощью оружия, как мясо, не требовали тепловой обработки. Это были готовые дары природы, не только вкусные, но и подчас лечебные. Со временем, многие виды овощных растений, человек стал выращивать на своих грядках. Овощи – натуральные продукты, и получаем их от чего?

Ученик: От растений.

Учитель: А какие части растения вы знаете?

Ученик: Корень, стебель, лист, цветок, плод.

Слайд. Учитель: Правильно! Именно по признаку, какую часть растения человек использует в пищу, овощные культуры делятся на группы: (классифицируют) луковичные, плодовые, корнеплоды, клубнеплоды, листовые, пряно-вкусовые.

Задание: Таблицу « Классификация овощей» вклейте в тетрадь!*

^ Овощи, относящиеся к данной группе
Корнеплоды Свекла, морковь, редис, редька, петрушка корневая
Клубнеплоды картофель
Капуста Краснокочанная, белокочанная, цветная, кольраби.
Тыквенные Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны.
Бобовые Горох, фасоль, бобы,
Листовые Салат ,шпинат, щавель
Луковичные Лук, чеснок
Пряно-вкусовые Укроп, петрушка, кинза
Пасленовые Томаты ,баклажаны, красный перец.
.

Учитель: Много ли овощей мы употребляем в пищу?

Ученик: Да много.

^ Человек для своего питания использует свыше 70 видов различных овощей. Употребляет их как в сыром, так и в вареном виде.

Слайд: Это всевозможные салаты, винегреты, овощные закуски, фаршированные,

тушеные и запеченные овощи (показ иллюстраций: овощных блюд).

Слайд. Давайте посмотрим по таблице какое количество овощей (самых распространенных) мы употребляем за год.

Потребление основных овощных культур за год.

Культура Потребление на 1 чел., кг.
Картофель 120
Капуста (все виды) 50
Огурцы 15
Морковь 12
Помидоры 12
Свекла 8
Чеснок 9
Зелень 9
Перец 7

Учитель: Какой овощ стоит на первом месте по употреблению?

Ученик: Картофель.

Учитель: Где он появился впервые? Об этом нам расскажет Пшеничко Оля.

Ученик: Родина всеми любимого картофеля – Южная Америка. Появление картофеля в России в конце XVII века связано с именем Петра I, который привез мешок клубней из Голландии. С тех пор картофель на нашем столе, его справедливо называют вторым хлебом.

Слайд. Учитель: Картофель занимает совершенно особое место среди овощей. Это самостоятельный продукт питания. Он отличается высоким содержанием углеводов, главным образом крахмала и нежной клетчаткой. Его белок по своему составу близок к белкам животных продуктов. Картофель поставщик калия и витамина С.

Учитель. На втором месте стоит капуста, о ней есть небольшая информация у Коршуновой Лизы.

Ученик. Капусту выращивают с давних времен, с 3-го тысячелетия до н. э. Родина этой овощной культуры – побережье теплого Средиземного моря. Она прекрасно прижилась и в наших климатических условиях. Сейчас насчитывается около 100 видов капусты.

Учитель: Для всех видов капусты общим является ее низкая калорийность и высокое содержание калия, клетчатки и витамина С.

Потребление помидоров, огурцов, моркови примерно одинаково. В моркови, красном перце, помидорах содержится много каротина. Каротин – оранжево - желтый пигмент, обеспечивающий образование в организме витамина А (запись в тетрадь). *

Свекла отличается от других овощей высоким содержанием сахара, калия, магния, фосфора. Человек сначала оценил вкус свекольных листьев (в молодой ботве содержится много каротина), а затем распробывал корнеплоды.

Такие овощи, как чеснок, зелень, перец содержат ароматические вещества, которые повышают аппетит и способствуют усвоению пищи. Их потребление составляет около 9кг. год.

Вывод: Каждому виду овощей присущи определенные питательные вещества: Они обеспечивают рост, развитие организма и нормализуют обмен веществ.

^

Учитель: Для снятия и предупреждения зрительного утомления физминутку проведет медицинская сестра – ортоптистка Ольга Константиновна.

- * Встали из-за столов, спинки держим ровно.

1 упражнение – поднять глаза к верху, делаем круговые движения по часовой стрелке -4 раза. В обратную сторону- 4 раза.

2 упражнение – руки вперед, посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх ( вдох), опустить руки – выдох- 3 раза.

3 упражнение - закрыть глаза и кончиками указательных пальцев массируем веки до команды « стоп! ».

4 упражнение – посмотрите на кончик носа, затем в даль- 4 раза.

5 упражнение – растираем ладони до появления тепла. Закрыть глаза и приложить ладони к веку (счет до 6).

Закончили! Молодцы!

-*Ребята! Давайте, прочитаем какая рубрика следующая?

Ученик: «Будьте здоровы» (4 мин.)

-Овощи - это источник витаминов, а витамины нам жизненно необходимы для нашего здоровья и хорошего самочувствия.

Витамин А - его называют витамином роста, поэтому он особенно необходим в детском возрасте. Низкое содержание в организме витамина А

приводит к снижению остроты зрения и другим заболеваниям.

А содержится он в таких овощах как: морковь, сладкий перец, зеленый лук.

Мы кладем их в нашу корзину и обозначаем - буквой А

-А какие витамины вы еще знаете?

-Настя! Подойди, пожалуйста, посмотри, какие овощи находятся на столе? Назови их.

-Помидор, картофель, капуста. А в этих овощах, ребята, содержится большое количество витамина С - (аскорбиновая кислота).

При недостатке этого витамина ощущается слабость, снижается внимание, организм перестает сопротивляться простудным заболеваниям. Поэтому,

необходимо, чтобы именно этот витамин мы употребляли с пищей ежедневно.

Эти овощи мы также кладем в нашу корзину и обозначаем буквой С

И еще с одним витамином мне хотелось бы вас познакомить.

Витамин Е- чем же он важен для нашего здоровья?

А он укрепляет кровеносные сосуды, увеличивает мышечную массу, что также очень важно для здорового организма!

Содержится витамин Е - в листьях салата, укропе, петрушке.

Мы их тоже с удовольствием кладем в нашу корзину и обозначаем буквой.

Какой? Правильно! – буквой Е.

Посмотрите , в корзине у нас овощи, которые дают нам витамины А С Е.

И вот интересный факт-

В последние годы в медицине было сделано удивительное открытие, что именно сочетание витаминов А С Е – является самой главной для здоровья человека.

^

А сейчас мы с вами проведем небольшую лабораторную работу.

Инструкция:

  1. Возьмите контейнер.
  2. Понюхайте.
  3. Определите название овоща.
Итог: Эти овощи: лук, чеснок.

Вывод: Поднимите контейнер у кого лук, у кого - чеснок. Молодцы! В желтых контейнерах - лук, в оранжевых - чеснок. Не видя овоща, по запаху вы определил

содержимое контейнера потому, что в этих овощах содержатся фитонциды– это летучие ароматические соединения, которые стоят на страже нашего здоровья и задерживают развитие многих бактерий. (запись в тетрадь) *

« Чеснок и лук – здоровью друг! ». Так в старину говорили, почитая дары природы.

- А что это такое?

- Русская пословица.

- Как вы ее понимаете? Объясните.

Правильно! Кто ест чеснок и лук, тот болеть будет гораздо реже.

Овощи-защитники – пожалуйте в нашу корзину. Посмотрите, пожалуйста, какая корзина получилась: витамин А (морковь, сладкий перец, лук), витамин С ( помидор, картофель, капуста ), витамин Е (листья салата, укроп, петрушка), наши защитники - лук, чеснок. Мы ее назовем – « корзина здоровья ».

Мы поняли, что витамины нам очень нужны, но чтобы получить их должное количество нам надо съесть такой объем овощей, которое просто ошеломляет. Например: для того, чтобы получить норму витамина А нам нужно съесть килограмм моркови и больше килограмма картошки, чтобы получить норму витамина С. Здесь нам могут помочь витамины в виде драже или таблеток.

На сегодняшний день их очень много: «Мультитабс», «Алфавит», «Витрум», «Аевит», « Триовит»,аскорбиновая кислота, ревит. По одному драже-3раза в день и вы обеспечены суточной нормой витамина. Но принимать их следует согласно инструкции и советам врача.

^ : Самые безопасные витамины в овощах! Кушайте, сколько хотите! От меня вам витамины, чтобы не было ангины!

Слайд. Для сохранения в овощах витаминов и питательных веществ необходимо соблюдать правила их обработки. ^

Правила сохранения питательных веществ

1. Овощи следует хранить в темном месте при температуре +1..+3 С.(при такой температуре овощи не станут дряблыми и не потеряют цвет).

2. Овощи при варке закладывают в кастрюлю с кипящей подсоленной водой и варят под крышкой, для салатов их варят в кожице (при таком способе тепловой обработки потери витаминов будут незначительны).

3. Мыть и держать овощи в воде не более 10-12минут (витамины не « перейдут» в воду).

4. Готовить овощи следует непосредственно перед их употреблением (при хранении - теряются витамины).

5.Для приготовления блюд из сырых овощей использовать неповрежденные овощи (во избежании пищевых отравлений).

Вывод. При неправильной тепловой обработке овощи теряют пищевую ценность, витамины.

^

1 упражнение: Руки вверх (вдох), руки вниз (выдох) – 3раза.

2 упражнение: Руки на пояс, повороты туловища влево (вдох), в исходное положение – выдох. Поворот вправо – вдох, в исходное положение – выдох- 3раза.

3 упражнение: Руки вперед вытянуть «ножницы» (10раз), дыхание произвольное.

4 упражнение: Ноги на ширине плеч, руки вперед (вдох), наклон вниз (выдох) -5 раз.

5 упражнение: шаг на месте.

- Кто шагает дружно тут?

- Пятый «а» идет на труд!

- Будем славно мы трудиться.

- Чтобы было чем гордиться.

Стоп! Закончилась зарядка!

Вдох и выдох для порядка.

От зарядки будет прок

Продолжаем наш урок.

Слайд. Для приготовления блюд, особенно из сырых овощей, необходимо использовать овощи хорошего качества. В рублике «Экспертиза» мы определим доброкачественность овощей по показателям качества: цвет, запах, степень плотности.

^

Оборудование: 1.Контейнер с овощем. 2. Салфетка, 3.Таблица.

Задание:

1. Внимательно рассмотрите овощ.

2. Определите цвет овоща, в колонке «Характеристика данного овоща» подчеркните выбранный вами цвет.

3. Понюхайте, подчеркните выбранный вами ответ.

4. Нажмите на овощ, определите степень плотности, подчеркните выбранный вами ответ.

5. Запишите вывод о пригодности овощей, знаком «+», если пригоден к употреблению, знаком «-» если нет.

Показатель качества Характеристика показателя качества Характеристика данного овоща Заключение экспертизы.

Цвет

Запах

Степень плотности

^ Овощ пригоден (непригоден) к употреблению, (правильное подчеркнуть).

Проверка выполненного задания: Назвать итог выполненного задания.

Вывод: По цвету, запаху, степени плотности, можно определить пригодность овоща к употреблению.

^

1. В каких овощах находиться витамин роста? Выберите и покажите иллюстрации этих овощей.

2. По каким показателям определяют доброкачественность овощей?

VII. Подведение итога. (4 мин.)

1. Что нового узнали на уроке?

2. Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание:

Запись в дневник.

Инструктаж домашнего задания: Ваше домашнее задание носит творческий характер, которое требует внимания и знания овощей. Найдите в тексте названия овощей (расшифруйте слова), запишите их в тетрадь.

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо.

Оргубузы росли, помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста

Сельдирошек поспел,и моркофель дозрел

Стал уже осыпаться спаржовник

И таких баклачков да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Выставление оценок с комментарием.

Слайд. Спасибо! Будьте здоровы!

medznate.ru

Значение овощей в питании человека

НазваниеТема: Значение овощей в питании человека
Б.Н. Ельцина Кафедра «Автоматика и управление в техни
Дата07.04.2013
Размер1.57 Mb.
ТипПрезентации

Похожие:

Значение белка в питании здорового человекаБелки это сложные высокомолекулярные соединения, мономерами которых служат альфа-аминокислотыРациональное питание человека не-возможно без овощей и плодов. Рациональное питание человека не-возможно без овощей и плодовОвощи основной источник витами-нов, минеральных веществ, органичес-ких кислот, углеводов
Здоровое питание здоровая нация к чему ведет несбалансированное питание...Лекция 5 вторые горячие блюда содержание лекции: 1 Блюда и гарниры из овощей а блюда из отварных и припущенных овощей b блюда из жареных овощейНаиболее известными из них являются картофель отварной, картофельное пюре; отварные и припущенные белокочанная и цветная капуста,...
Исследование качества мяса Подготовила ученица 9 б класса Липилина Анастасия 2012 год Классификация колбасных изделий и нормативные документы на продукциюБелки имеют ни с чем несравнимое значение в питании человека: прежде всего они служат «строительным материалом» для всего организма,...Что должны выяснить? Как влияет на организм человека ежедневное употребление в пищу овощей, фруктов и ягод?Как влияет на организм человека ежедневное употребление в пищу овощей, фруктов и ягод?
Блюда из овощей технология приготовления блюд из запеченных овощейШтурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела ваша жизньУчитель технологии Агинской окружной гимназии Дашинорбоева Ю. ВНарезание овощей определенной формы используемая для равномерной тепловой обработки, улучшения вкуса и внешнего вида овощей
Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения Цель урока «Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения»Полученную информацию представить в виде таблицы «Характеристика методов генетики человека»Производство овощей Производство овощей...
Разместите кнопку на своём сайте:rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

Значение овощей в питании человека.

Тема урока:   Правильное питание- залог здоровья.

                         Значение овощей в питании человека

Цели  урока:

- показать на конкретных примерах роль овощей в питании человека; сформировать представление об особенностях кулинарной обработке овощей,    - познакомить с инструментами и приспособлениями для обработки овощей.

-развивать мировоззрение учащихся; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы.

- воспитание у учащихся экономного, бережного отношения к продуктам питания.

            Повторить:          - санитарно- гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами;          - правила охраны труда и техники безопасности при работе на кухне;          - правила сервировки стола.

МТО урока: конспект, интернет ресурсы, доклады учениц.

 

1.Теоретические сведения: Рациональное питание человека невозможно без овощей, фруктов и плодов. Все мы любим овощи, но даже не задумываемся, как и где появился тот или иной овощ. Известно, что капусту выращивают с давних времен, с III тысячелетия до н. э. Родина этой овощной культуры – Средиземноморье. В наши дни ее возделывают во многих странах мира. Родина всеми любимого картофеля – Южная Америка, где местное население стало употреблять его в пищу примерно 14 лет назад. В Европу картофель был завезен в середине XVI века. Появление картофеля в России в конце XVII века связано с именем Петра I, который привез мешок клубней из Голландии. Место происхождения огурца - влажные тропические леса Индии, где его выращивали уже в III тысячелетии до н. э. Родиной томата считаются тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европе томаты начали выращивать в XVI веке. На территории России – в XVIII веке.          Овощи являются основными поставщиками жизненно необходимых витаминов, минеральных солей, сахара, клетчатки и других питательных веществ. Без овощей невозможно сегодня представить себе рациональное питание. Известно, что в Китае существовал очень жестокий вид казни, при котором заключенного кормили только вареным мясом. Через некоторое время человек умирал в мучениях от отравления организма, так как именно клетчатка, содержащаяся в овощах, способствует выведению из организма токсинов и отходов жизнедеятельности. Все знают, чем полезно употребление в пищу свежей моркови? (Отвечают: « Чтобы улучшить зрение»). А что влияет на улучшение зрения? Бета- каротин, содержащийся в моркови. В свекле и яблоках содержится много железа, которое способствует повышению гемоглобина в крови и процессу кроветворения.

Но витамины и полезные питательные вещества имеют свойство разрушаться при неправильном хранении. Как же сохранить их?

Карточка № 1. «Сохранение витаминов в овощах».

  1. Овощи следует хранить в темном месте при температуре +1 …+3 °С, квашеные и соленые овощи – в рассоле.
  2. Овощи для варки в кастрюлю с кипящей подсоленной водой и варят под крышкой. Если овощи предназначены для салатов и винегретов, их варят неочищенными. Овощи в кастрюле должны быть полностью покрыты водой.
  3. Отвары очищенных овощей не выливают, а используют в качестве добавок при приготовлении супов, соусов, потому что они содержат много витаминов.
  4. Мыть и держать овощи в воде не более 10 – 15 минут.
  5. Готовить овощные блюда следует непосредственно перед их употреблением.

При неправильном и длительном хранении овощей влага, содержащаяся в них, испаряется, и овощи теряют пищевую ценность и товарный вид. Они увядают, становятся мягкими и темными. Чтобы избежать этого, овощи консервируют, замораживают или хранят в темном прохладном помещении.  В настоящее время все чаще в кулинарии используют свежезамороженные овощи. Обычно замораживают цветную капусту, кольраби, зеленый горошек, морковь, огурцы, зелень.

Карточка № 2. «Классификация овощей».

Группа овощей

Овощи, относящиеся к данной группе

 

Корнеплоды

Брюква, свекла, морковь, Репа, редис, редька, хрен, петрушка корневая, пастернак, сельдерей корневой

Клубнеплоды

Картофель, батат (сладкий картофель)

Капуста

Капуста бело – и краснокочанная, цветная, брюссельская, кольраби, савойская, пекинская

Тыквенные

Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны

Бобовые

Горох, фасоль, бобы, соя, земляной орех

Пасленовые

Томаты, баклажаны, перец сладкий

Листовые

Салат, латук, кресс- салат

Луковичные

Лук репчатый, лук- порей, лук- батун, чеснок

Пряности

Анис, кориандр, тмин, мята перечная, майоран, эстрагон

 

Перед приготовлением любого блюда необходимо произвести первичную обработку овощей, которая включает в себя:

  1. Сортировка.
  2. Мойка.
  3. Очистка.
  4. Промывание.
  5. Нарезка.

Самыми полезными являются блюда из свежих овощей, чаще всего это бывают салаты. Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также из овощей в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и т. д. Салат используют в качестве самостоятельного блюда и как гарнир (добавление, приправа) к мясным и рыбным блюдам.

2. Практическая работа.

Карточка № 3. «Технологическая последовательность приготовления салатов из свежих овощей».

  1. Первичная обработка овощей.
  2. Нарезка овощей. Овощи для салата должны быть нарезаны одинаково.
  3. Заправка салата. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись.
  4. Выкладывание в салатницу и украшение.

Карточка № 4.«Правила приготовления салатов из овощей».

  1. Овощи и зелень мыть сырой водой, затем кипяченой.
  2. Салат из свежих овощей надо готовить непосредственно перед подачей к столу.
  3. Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них – первичную и тепловую.
  4. Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится.
  5. Овощи для салата можно готовить заранее (за 1- 2 часа до подачи к столу).
  6. Заправлять и украшать салаты надо непосредственно перед подачей к столу.
  7. Нельзя готовить и хранить салаты в металлической посуде.
  8. Соблюдать сроки хранения салатов в холодильнике: для незаправленных салатов – не более 12 часов, заправленных – 6 часов

Вкус салатов зависит не только от основных продуктов, входящих в их состав, но и от заправки. Салаты и винегреты заправляют по вкусу растительным маслом, майонезом или сметаной. Иногда в заправки добавляют сахар, перец, горчицу, готовые острые соусы. Так как салаты подают и едят первыми, они должны быть красиво и аппетитно оформлены. Для украшения блюд используют зелень петрушки, укропа, сельдерея, листья салата и овощи, имеющие яркую окраску: помидоры, огурцы, редис, морковь.  

Карточка № 5. «Оформление салатов из овощей».

 

 

 

 

 

 

3.Подведение итогов, оценка работы.

После дегустации салата учащиеся оценивают свою работу, качество приготовленного блюда.

4.Вопросы для повторения (закрепление пройденного материала)

  1. Последовательность приготовления салата из свежих овощей.
  2. Как можно украсить салат?
  3. Какие правила нужно соблюдать при приготовлении салатов?

4. Домашнее задание

  • Выучить правила техники безопасности при работе с режущими инструментами;
  • Привести примеры овощей по следующим группам: луковичные, плодовые, корнеплоды, листовые, цветковые (не менее двух-трех видов овощей на каждую группу).

 

Просмотр содержимого документа «Значение овощей в питании человека. »

Тема урока: Правильное питание- залог здоровья.

Значение овощей в питании человека

Цели урока:

- показать на конкретных примерах роль овощей в питании человека; сформировать представление об особенностях кулинарной обработке овощей, - познакомить с инструментами и приспособлениями для обработки овощей.

-развивать мировоззрение учащихся; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы.

- воспитание у учащихся экономного, бережного отношения к продуктам питания.

Повторить:- санитарно- гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами;- правила охраны труда и техники безопасности при работе на кухне;- правила сервировки стола.

МТО урока: конспект, интернет ресурсы, доклады учениц.

1.Теоретические сведения:Рациональное питание человека невозможно без овощей, фруктов и плодов. Все мы любим овощи, но даже не задумываемся, как и где появился тот или иной овощ.Известно, что капусту выращивают с давних времен, с III тысячелетия до н. э. Родина этой овощной культуры – Средиземноморье. В наши дни ее возделывают во многих странах мира.Родина всеми любимого картофеля – Южная Америка, где местное население стало употреблять его в пищу примерно 14 лет назад. В Европу картофель был завезен в середине XVI века. Появление картофеля в России в конце XVII века связано с именем Петра I, который привез мешок клубней из Голландии.Место происхождения огурца - влажные тропические леса Индии, где его выращивали уже в III тысячелетии до н. э. Родиной томата считаются тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европе томаты начали выращивать в XVI веке. На территории России – в XVIII веке.Овощи являются основными поставщиками жизненно необходимых витаминов, минеральных солей, сахара, клетчатки и других питательных веществ. Без овощей невозможно сегодня представить себе рациональное питание. Известно, что в Китае существовал очень жестокий вид казни, при котором заключенного кормили только вареным мясом. Через некоторое время человек умирал в мучениях от отравления организма, так как именно клетчатка, содержащаяся в овощах, способствует выведению из организма токсинов и отходов жизнедеятельности. Все знают, чем полезно употребление в пищу свежей моркови? (Отвечают: « Чтобы улучшить зрение»). А что влияет на улучшение зрения? Бета- каротин, содержащийся в моркови. В свекле и яблоках содержится много железа, которое способствует повышению гемоглобина в крови и процессу кроветворения.

Но витамины и полезные питательные вещества имеют свойство разрушаться при неправильном хранении. Как же сохранить их?

Карточка № 1. «Сохранение витаминов в овощах».

  1. Овощи следует хранить в темном месте при температуре +1 …+3 °С, квашеные и соленые овощи – в рассоле.

  2. Овощи для варки в кастрюлю с кипящей подсоленной водой и варят под крышкой. Если овощи предназначены для салатов и винегретов, их варят неочищенными. Овощи в кастрюле должны быть полностью покрыты водой.

  3. Отвары очищенных овощей не выливают, а используют в качестве добавок при приготовлении супов, соусов, потому что они содержат много витаминов.

  4. Мыть и держать овощи в воде не более 10 – 15 минут.

  5. Готовить овощные блюда следует непосредственно перед их употреблением.

При неправильном и длительном хранении овощей влага, содержащаяся в них, испаряется, и овощи теряют пищевую ценность и товарный вид. Они увядают, становятся мягкими и темными. Чтобы избежать этого, овощи консервируют, замораживают или хранят в темном прохладном помещении.В настоящее время все чаще в кулинарии используют свежезамороженные овощи. Обычно замораживают цветную капусту, кольраби, зеленый горошек, морковь, огурцы, зелень.

Карточка № 2. «Классификация овощей».

Группа овощей

Овощи, относящиеся к данной группе

Корнеплоды

Брюква, свекла, морковь, Репа, редис, редька, хрен, петрушка корневая, пастернак, сельдерей корневой

Клубнеплоды

Картофель, батат (сладкий картофель)

Капуста

Капуста бело – и краснокочанная, цветная, брюссельская, кольраби, савойская, пекинская

Тыквенные

Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны

Бобовые

Горох, фасоль, бобы, соя, земляной орех

Пасленовые

Томаты, баклажаны, перец сладкий

Листовые

Салат, латук, кресс- салат

Луковичные

Лук репчатый, лук- порей, лук- батун, чеснок

Пряности

Анис, кориандр, тмин, мята перечная, майоран, эстрагон

Перед приготовлением любого блюда необходимо произвестипервичную обработку овощей, которая включает в себя:

  1. Сортировка.

  2. Мойка.

  3. Очистка.

  4. Промывание.

  5. Нарезка.

Самыми полезными являются блюда из свежих овощей, чаще всего это бывают салаты.Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также из овощей в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и т. д. Салат используют в качестве самостоятельного блюда и как гарнир (добавление, приправа) к мясным и рыбным блюдам.

2. Практическая работа.

Карточка № 3. «Технологическая последовательность приготовления салатов из свежих овощей».

  1. Первичная обработка овощей.

  2. Нарезка овощей. Овощи для салата должны быть нарезаны одинаково.

  3. Заправка салата. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись.

  4. Выкладывание в салатницу и украшение.

Карточка № 4.«Правила приготовления салатов из овощей».

  1. Овощи и зелень мыть сырой водой, затем кипяченой.

  2. Салат из свежих овощей надо готовить непосредственно перед подачей к столу.

  3. Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них – первичную и тепловую.

  4. Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится.

  5. Овощи для салата можно готовить заранее (за 1- 2 часа до подачи к столу).

  6. Заправлять и украшать салаты надо непосредственно перед подачей к столу.

  7. Нельзя готовить и хранить салаты в металлической посуде.

  8. Соблюдать сроки хранения салатов в холодильнике: для незаправленных салатов – не более 12 часов, заправленных – 6 часов

Вкус салатов зависит не только от основных продуктов, входящих в их состав, но и от заправки.Салаты и винегреты заправляют по вкусу растительным маслом, майонезом или сметаной. Иногда в заправки добавляют сахар, перец, горчицу, готовые острые соусы.Так как салаты подают и едят первыми, они должны быть красиво и аппетитно оформлены. Для украшения блюд используют зелень петрушки, укропа, сельдерея, листья салата и овощи, имеющие яркую окраску: помидоры, огурцы, редис, морковь.

Карточка № 5. «Оформление салатов из овощей».

3.Подведение итогов, оценка работы.

После дегустации салата учащиеся оценивают свою работу, качество приготовленного блюда.

4.Вопросы для повторения (закрепление пройденного материала)

  1. Последовательность приготовления салата из свежих овощей.

  2. Как можно украсить салат?

  3. Какие правила нужно соблюдать при приготовлении салатов?

4. Домашнее задание

  • Выучить правила техники безопасности при работе с режущими инструментами;

  • Привести примеры овощей по следующим группам: луковичные, плодовые, корнеплоды, листовые, цветковые (не менее двух-трех видов овощей на каждую группу).

kopilkaurokov.ru

Тема урока: «Значение овощей в питании»

Кулинария.

7 класс.

Тема урока: «Значение овощей в питании».

Цель урока: 1. Познакомить учащихся:

- со значением овощей в питании человека;

- влиянием витаминов на здоровье человека;

- с историей появления различных овощей;

- классификацией овощей;

- правилами первичной обработки овощей;

- способами нарезки овощей;

- правилами приготовления салатов из свежих овощей;

2. Повторить:

- санитарно- гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами;

- правила охраны труда и техники безопасности при работе на кухне;

- правила сервировки стола.

Практическая работа: приготовление салата из свежих овощей.

Посуда и инвентарь:

  1. Ножи;
  2. Овощечистка;
  3. Разделочные доски для сырых овощей;
  4. Миски;
  5. Салатные ложки;
  6. Салатники;
  7. Столовые вилки;
  8. Хлебница

Теоретические сведения:

Рациональное питание человека невозможно без овощей, фруктов и плодов. Все мы любим овощи, но даже не задумываемся, как и где появился тот или иной овощ.

Известно, что капусту выращивают с давних времен, с III тысячелетия до н. э. Родина этой овощной культуры – Средиземноморье. В наши дни ее возделывают во многих странах мира.

Родина всеми любимого картофеля – Южная Америка, где местное население стало употреблять его в пищу примерно 14 лет назад. В Европу картофель был завезен в середине XVI века. Появление картофеля в России в конце XVII века связано с именем Петра I, который привез мешок клубней из Голландии.

^

Родиной томата считаются тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европе томаты начали выращивать в XVI веке. На территории России – в XVIII веке.

Овощи являются основными поставщиками жизненно необходимых витаминов, минеральных солей, сахара, клетчатки и других питательных веществ. Без овощей невозможно сегодня представить себе рациональное питание. Известно, что в Китае существовал очень жестокий вид казни, при котором заключенного кормили только вареным мясом. Через некоторое время человек умирал в мучениях от отравления организма, так как именно клетчатка, содержащаяся в овощах, способствует выведению из организма токсинов и отходов жизнедеятельности. Все знают, чем полезно употребление в пищу свежей моркови? (Отвечают: « Чтобы улучшить зрение»). А что влияет на улучшение зрения? Бета- каротин, содержащийся в моркови. В свекле и яблоках содержится много железа, которое способствует повышению гемоглобина в крови и процессу кроветворения.

Но витамины и полезные питательные вещества имеют свойство разрушаться при неправильном хранении. Как же сохранить их?

Карточка № 1. «Сохранение витаминов в овощах».
  1. Овощи следует хранить в темном месте при температуре +1 …+3 °С, квашеные и соленые овощи – в рассоле.
  2. Овощи для варки в кастрюлю с кипящей подсоленной водой и варят под крышкой. Если овощи предназначены для салатов и винегретов, их варят неочищенными. Овощи в кастрюле должны быть полностью покрыты водой.
  3. Отвары очищенных овощей не выливают, а используют в качестве добавок при приготовлении супов, соусов, потому что они содержат много витаминов.
  4. Мыть и держать овощи в воде не более 10 – 15 минут.
  5. ^
При неправильном и длительном хранении овощей влага, содержащаяся в них, испаряется, и овощи теряют пищевую ценность и товарный вид. Они увядают, становятся мягкими и темными. Чтобы избежать этого, овощи консервируют, замораживают или хранят в темном прохладном помещении.

^

Карточка № 2. «Классификация овощей».
Группа овощей Овощи, относящиеся к данной группе
1 2
Корнеплоды Брюква, свекла, морковь, Репа, редис, редька, хрен, петрушка корневая, пастернак, сельдерей корневой
Клубнеплоды ^
Капуста Капуста бело – и краснокочанная, цветная, брюссельская, кольраби, савойская, пекинская
Тыквенные ^
Бобовые Горох, фасоль, бобы, соя, земляной орех
Пасленовые ^
Листовые Салат, латук, кресс- салат
Луковичные ^
Пряности Анис, кориандр, тмин, мята перечная, майоран, эстрагон
Перед приготовлением любого блюда необходимо произвести

первичную обработку овощей, которая включает в себя:

  1. Сортировка.
  2. Мойка.
  3. Очистка.
  4. Промывание.
  5. Нарезка.
Карточка № 3. «Способы нарезки овощей»Нарезка картофеля: Нарезка моркови: Нарезка лука:

соломкой соломкой кубиками

брусочками кружками кольцами

кубиками звездочками

ломтиками

Самыми полезными являются блюда из свежих овощей, чаще всего это бывают салаты.

Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также из овощей в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и т. д. Салат используют в качестве самостоятельного блюда и как гарнир (добавление, приправа) к мясным и рыбным блюдам.

Инструктаж перед практической работой.

Правила ОТ и ТБ при пользовании ножом и кухонными приспособлениями:

  1. Опасности в работе:
    • порезы;
    • травмы рук;
    • ушибы.
  2. Что нужно сделать до начала работы:
  • подготовить инструменты и приспособления к работе;
  • вымыть руки с мылом;
  • одеть спец. одежду (передник, косынка).
  1. Что нужно делать во время работы:
  • работать только хорошо заточенным ножом;
  • пользоваться ножом осторожно:
  • передавать нож, вилку только ручкой вперед;
  • не поднимать нож высоко над разделочной доской;
  • не проливать жидкости на пол, а если это произошло, то сразу вытереть лужицу.
  1. Что нужно сделать по окончании работы:
  • вымыть, просушить и убрать инструменты и приспособления.
Практическая работа.
Карточка № 4. «Технологическая последовательность приготовления салатов из свежих овощей».
  1. Первичная обработка овощей.
  2. Нарезка овощей. Овощи для салата должны быть нарезаны одинаково.
  3. Заправка салата. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись.
  4. Выкладывание в салатницу и украшение.
«Правила приготовления салатов из овощей».
  1. Овощи и зелень мыть сырой водой, затем кипяченой.
  2. Салат из свежих овощей надо готовить непосредственно перед подачей к столу.
  3. Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них – первичную и тепловую.
  4. Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится.
  5. Овощи для салата можно готовить заранее (за 1- 2 часа до подачи к столу).
  6. Заправлять и украшать салаты надо непосредственно перед подачей к столу.
  7. Нельзя готовить и хранить салаты в металлической посуде.
  8. Соблюдать сроки хранения салатов в холодильнике: для незаправленных салатов – не более 12 часов, заправленных – 6 часов.

^

Салаты и винегреты заправляют по вкусу растительным маслом, майонезом или сметаной. Иногда в заправки добавляют сахар, перец, горчицу, готовые острые соусы.

Так как салаты подают и едят первыми, они должны быть красиво и аппетитно оформлены. Для украшения блюд используют зелень петрушки, укропа, сельдерея, листья салата и овощи, имеющие яркую окраску: помидоры, огурцы, редис, морковь. Карточка № 5. «Оформление салатов из овощей».

Приготовление салата из свежих овощей.

Технологическая карта.

Салат «Здоровье».

Наименование

продуктов

Количество Последовательность

приготовления

Посуда и инвентарь
Морковь 2 шт. Очистить, нарезать тонкой соломкой. Нож, разделочная доска.
Огурцы 2 шт. Нарезать тонкой соломкой. То же
Яблоки 2 шт. Нарезать тонкой соломкой. То же
Салат зеленый 50 г Нарезать тонкой соломкой То же
Сметана

Лимон

СольЗелень

100 г

¼ шт.

По вкусу

По вкусу

Соединить продукты, добавить сок лимона, зелень петрушки, соль, сметану и аккуратно перемешать Миска, столовая ложка
Помидоры

Салат зеленый

2 шт.

50 г.

Красиво уложить в салатник листья салата, на них выложить приготовленный салат, украсит его зеленью петрушки и ломтиками помидора. ^
Сервировка стола, дегустация.

После приготовления блюда необходимо сервировать стол.

Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи. Она зависит от блюд, входящих в меню. Сервируя стол, его застилают скатертью, кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. На каждую салфетку ставят посуду и приборы для всех участников трапезы. Вилку располагают слева от тарелки зубьями вверх. В центре стола размещают салатник со специальной ложкой.

Салфетка – обязательный предмет сервировки стола. Салфетки должны быть всегда чистыми и накрахмаленными. Ими можно красиво украсить и праздничный стол. Для этого необходимо научиться складывать салфетки различными способами.

Инструкционная карта «Способы складывания салфеток».

а - «веер»;

б - «свеча»;

в - «лилия»;

г – «диагональ»;

д - «треугольники».

Подведение итогов, оценка работы.

После дегустации салата учащиеся оценивают свою работу, качество приготовленного блюда.

Вопросы для повторения:

  1. Последовательность приготовления салата из свежих овощей.
  2. Как можно украсить салат?
  3. Какие правила нужно соблюдать при приготовлении салатов?
  4. Зачем необходимо употреблять в пищу свежие овощи и фрукты?

Учитель выставляет оценки, девочки моют и убирают на место посуду и инвентарь, записывают домашнее задание.

Рецепты для самостоятельного приготовления.

shkolnie.ru

Значение овощей в питании человека

Класс: 5а

Предмет: Трудовое обучение.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Значение овощей в питании человека.

Цель: Познакомить с питательной ценностью овощей, классификацией витаминов и их ролью в обмене веществ, со способами сохранения питательных веществ при кулинарной обработке овощей. Научить определять качество овощей.

Задачи:

1. Образовательная - развитие познавательной деятельности, знакомство с питательной ценностью овощей, способами сохранения витаминов при тепловой обработке.

2. Развивающая - развитие мыслительных способностей, умение анализировать и сопоставлять, выделять главное.

3.Воспитательная - содействовать воспитанию самостоятельности, аккуратности.

4. Практическая – научить определять качество сырых овощей.

Оборудование: презентация, муляжи, контейнеры с овощами, корзина с овощами, иллюстрации овощей, инструкции, клей.

Примечание: значком (*) обозначена работа медсестры-ортоптистки Халявиной Ольги Константиновны.

Ход урока:

I. Организационный момент. (3 мин.)

Слайд. 1.Приветствие, проверка готовности к уроку (Т- тетрадь, Р - ручка, У- учебник, Д-дневник). Все готовы к уроку ТРУДА.

Тема урока: «Значение овощей в питании человека».

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с питательной ценностью овощей, способами сохранения витаминов при кулинарной обработке, научимся определять качество овощей.

II. Изучение нового материала. (10 мин.)

Чтобы хорошо разобраться в данной теме урока, мы рассмотрим несколько рубрик.

Начнем с рубрики - «Это интересно».

Первой пищей наших далеких предков несомненно были растения во всем их многообразии – от съедобных корней до съедобных плодов и семян. Они были доступнее всего – их не надо было добывать с помощью оружия, как мясо, не требовали тепловой обработки. Это были готовые дары природы, не только вкусные, но и подчас лечебные. Со временем, многие виды овощных растений, человек стал выращивать на своих грядках. Овощи – натуральные продукты, и получаем их от чего?

Ученик: От растений.

Учитель: А какие части растения вы знаете?

Ученик: Корень, стебель, лист, цветок, плод.

Слайд. Учитель: Правильно! Именно по признаку, какую часть растения человек использует в пищу, овощные культуры делятся на группы: (классифицируют) луковичные, плодовые, корнеплоды, клубнеплоды, листовые, пряно-вкусовые.

Задание: Таблицу « Классификация овощей» вклейте в тетрадь!*

Группа овощей. Овощи, относящиеся к данной группе
Корнеплоды Свекла, морковь, редис, редька, петрушка корневая
Клубнеплоды картофель
Капуста Краснокочанная, белокочанная, цветная, кольраби.
Тыквенные Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны.
Бобовые Горох, фасоль, бобы,
Листовые Салат ,шпинат, щавель
Луковичные Лук, чеснок
Пряно-вкусовые Укроп, петрушка, кинза
Пасленовые Томаты ,баклажаны, красный перец.
.

Учитель: Много ли овощей мы употребляем в пищу?

Ученик: Да много.

Вывод: Человек для своего питания использует свыше 70 видов различных овощей. Употребляет их как в сыром, так и в вареном виде.

Слайд: Это всевозможные салаты, винегреты, овощные закуски, фаршированные,

тушеные и запеченные овощи (показ иллюстраций: овощных блюд).

Слайд. Давайте посмотрим по таблице какое количество овощей (самых распространенных) мы употребляем за год.

Потребление основных овощных культур за год.

Культура Потребление на 1 чел., кг.
Картофель 120
Капуста (все виды) 50
Огурцы 15
Морковь 12
Помидоры 12
Свекла 8
Чеснок 9
Зелень 9
Перец 7

Учитель: Какой овощ стоит на первом месте по употреблению?

Ученик: Картофель.

Учитель: Где он появился впервые? Об этом нам расскажет Пшеничко Оля.

Ученик: Родина всеми любимого картофеля – Южная Америка. Появление картофеля в России в конце XVII века связано с именем Петра I, который привез мешок клубней из Голландии. С тех пор картофель на нашем столе, его справедливо называют вторым хлебом.

Слайд. Учитель: Картофель занимает совершенно особое место среди овощей. Это самостоятельный продукт питания. Он отличается высоким содержанием углеводов, главным образом крахмала и нежной клетчаткой. Его белок по своему составу близок к белкам животных продуктов. Картофель поставщик калия и витамина С.

Учитель. На втором месте стоит капуста, о ней есть небольшая информация у Коршуновой Лизы.

Ученик. Капусту выращивают с давних времен, с 3-го тысячелетия до н. э. Родина этой овощной культуры – побережье теплого Средиземного моря. Она прекрасно прижилась и в наших климатических условиях. Сейчас насчитывается около 100 видов капусты.

Учитель: Для всех видов капусты общим является ее низкая калорийность и высокое содержание калия, клетчатки и витамина С.

Потребление помидоров, огурцов, моркови примерно одинаково. В моркови, красном перце, помидорах содержится много каротина. Каротин – оранжево - желтый пигмент, обеспечивающий образование в организме витамина А (запись в тетрадь). *

Свекла отличается от других овощей высоким содержанием сахара, калия, магния, фосфора. Человек сначала оценил вкус свекольных листьев (в молодой ботве содержится много каротина), а затем распробывал корнеплоды.

Такие овощи, как чеснок, зелень, перец содержат ароматические вещества, которые повышают аппетит и способствуют усвоению пищи. Их потребление составляет около 9кг. год.

Вывод: Каждому виду овощей присущи определенные питательные вещества: Они обеспечивают рост, развитие организма и нормализуют обмен веществ.

IV.Физ.минутка на снятие и предупреждение зрительного утомления (2 мин.)

Учитель: Для снятия и предупреждения зрительного утомления физминутку проведет медицинская сестра – ортоптистка Ольга Константиновна.

- * Встали из-за столов, спинки держим ровно.

1 упражнение – поднять глаза к верху, делаем круговые движения по часовой стрелке -4 раза. В обратную сторону- 4 раза.

2 упражнение – руки вперед, посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх ( вдох), опустить руки – выдох- 3 раза.

3 упражнение - закрыть глаза и кончиками указательных пальцев массируем веки до команды « стоп! ».

4 упражнение – посмотрите на кончик носа, затем в даль- 4 раза.

5 упражнение – растираем ладони до появления тепла. Закрыть глаза и приложить ладони к веку (счет до 6).

Закончили! Молодцы!

-*Ребята! Давайте, прочитаем какая рубрика следующая?

Ученик: «Будьте здоровы» (4 мин.)

-Овощи - это источник витаминов, а витамины нам жизненно необходимы для нашего здоровья и хорошего самочувствия.

Витамин А - его называют витамином роста, поэтому он особенно необходим в детском возрасте. Низкое содержание в организме витамина А

приводит к снижению остроты зрения и другим заболеваниям.

А содержится он в таких овощах как: морковь, сладкий перец, зеленый лук.

Мы кладем их в нашу корзину и обозначаем - буквой А

-А какие витамины вы еще знаете?

-Настя! Подойди, пожалуйста, посмотри, какие овощи находятся на столе? Назови их.

-Помидор, картофель, капуста. А в этих овощах, ребята, содержится большое количество витамина С - (аскорбиновая кислота).

При недостатке этого витамина ощущается слабость, снижается внимание, организм перестает сопротивляться простудным заболеваниям. Поэтому,

необходимо, чтобы именно этот витамин мы употребляли с пищей ежедневно.

Эти овощи мы также кладем в нашу корзину и обозначаем буквой С

И еще с одним витамином мне хотелось бы вас познакомить.

Витамин Е- чем же он важен для нашего здоровья?

А он укрепляет кровеносные сосуды, увеличивает мышечную массу, что также очень важно для здорового организма!

Содержится витамин Е - в листьях салата, укропе, петрушке.

Мы их тоже с удовольствием кладем в нашу корзину и обозначаем буквой.

Какой? Правильно! – буквой Е.

Посмотрите , в корзине у нас овощи, которые дают нам витамины А С Е.

И вот интересный факт-

В последние годы в медицине было сделано удивительное открытие, что именно сочетание витаминов А С Е – является самой главной для здоровья человека.

V. Лабораторная работа: « Определение овоща по запаху». (3мин.)

А сейчас мы с вами проведем небольшую лабораторную работу.

Инструкция:

  1. Возьмите контейнер.
  2. Понюхайте.
  3. Определите название овоща.
Итог: Эти овощи: лук, чеснок.

Вывод: Поднимите контейнер у кого лук, у кого - чеснок. Молодцы! В желтых контейнерах - лук, в оранжевых - чеснок. Не видя овоща, по запаху вы определил

содержимое контейнера потому, что в этих овощах содержатся фитонциды– это летучие ароматические соединения, которые стоят на страже нашего здоровья и задерживают развитие многих бактерий. (запись в тетрадь) *

« Чеснок и лук – здоровью друг! ». Так в старину говорили, почитая дары природы.

- А что это такое?

- Русская пословица.

- Как вы ее понимаете? Объясните.

Правильно! Кто ест чеснок и лук, тот болеть будет гораздо реже.

Овощи-защитники – пожалуйте в нашу корзину. Посмотрите, пожалуйста, какая корзина получилась: витамин А (морковь, сладкий перец, лук), витамин С ( помидор, картофель, капуста ), витамин Е (листья салата, укроп, петрушка), наши защитники - лук, чеснок. Мы ее назовем – « корзина здоровья ».

Мы поняли, что витамины нам очень нужны, но чтобы получить их должное количество нам надо съесть такой объем овощей, которое просто ошеломляет. Например: для того, чтобы получить норму витамина А нам нужно съесть килограмм моркови и больше килограмма картошки, чтобы получить норму витамина С. Здесь нам могут помочь витамины в виде драже или таблеток.

На сегодняшний день их очень много: «Мультитабс», «Алфавит», «Витрум», «Аевит», « Триовит»,аскорбиновая кислота, ревит. По одному драже-3раза в день и вы обеспечены суточной нормой витамина. Но принимать их следует согласно инструкции и советам врача.

Вывод: Самые безопасные витамины в овощах! Кушайте, сколько хотите! От меня вам витамины, чтобы не было ангины!

Слайд. Для сохранения в овощах витаминов и питательных веществ необходимо соблюдать правила их обработки. Рубрика «Полезные советы» (2 мин.)

Правила сохранения питательных веществ

1. Овощи следует хранить в темном месте при температуре +1..+3 С.(при такой температуре овощи не станут дряблыми и не потеряют цвет).

2. Овощи при варке закладывают в кастрюлю с кипящей подсоленной водой и варят под крышкой, для салатов их варят в кожице (при таком способе тепловой обработки потери витаминов будут незначительны).

3. Мыть и держать овощи в воде не более 10-12минут (витамины не « перейдут» в воду).

4. Готовить овощи следует непосредственно перед их употреблением (при хранении - теряются витамины).

5.Для приготовления блюд из сырых овощей использовать неповрежденные овощи (во избежании пищевых отравлений).

Вывод. При неправильной тепловой обработке овощи теряют пищевую ценность, витамины.

VI. Динамическая пауза. (2мин).

1 упражнение: Руки вверх (вдох), руки вниз (выдох) – 3раза.

2 упражнение: Руки на пояс, повороты туловища влево (вдох), в исходное положение – выдох. Поворот вправо – вдох, в исходное положение – выдох- 3раза.

3 упражнение: Руки вперед вытянуть «ножницы» (10раз), дыхание произвольное.

4 упражнение: Ноги на ширине плеч, руки вперед (вдох), наклон вниз (выдох) -5 раз.

5 упражнение: шаг на месте.

- Кто шагает дружно тут?

- Пятый «а» идет на труд!

- Будем славно мы трудиться.

- Чтобы было чем гордиться.

Стоп! Закончилась зарядка!

Вдох и выдох для порядка.

От зарядки будет прок

Продолжаем наш урок.

Слайд. Для приготовления блюд, особенно из сырых овощей, необходимо использовать овощи хорошего качества. В рублике «Экспертиза» мы определим доброкачественность овощей по показателям качества: цвет, запах, степень плотности.

V. Практическая работа: «Определение доброкачественности овощей по внешнему виду» (8 мин.) *

Оборудование: 1.Контейнер с овощем. 2. Салфетка, 3.Таблица.

Задание:

1. Внимательно рассмотрите овощ.

2. Определите цвет овоща, в колонке «Характеристика данного овоща» подчеркните выбранный вами цвет.

3. Понюхайте, подчеркните выбранный вами ответ.

4. Нажмите на овощ, определите степень плотности, подчеркните выбранный вами ответ.

5. Запишите вывод о пригодности овощей, знаком «+», если пригоден к употреблению, знаком «-» если нет.

Показатель качества Характеристика показателя качества Характеристика данного овоща Заключение экспертизы.

Цвет

Запах

Степень плотности

Вывод: Заключение экспертизы: Овощ пригоден (непригоден) к употреблению, (правильное подчеркнуть).

Проверка выполненного задания: Назвать итог выполненного задания.

Вывод: По цвету, запаху, степени плотности, можно определить пригодность овоща к употреблению.

VI. Слайд. Закрепление: (2мин.)

1. В каких овощах находиться витамин роста? Выберите и покажите иллюстрации этих овощей.

2. По каким показателям определяют доброкачественность овощей?

VII. Подведение итога. (4 мин.)

1. Что нового узнали на уроке?

2. Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание:

Запись в дневник.

Инструктаж домашнего задания: Ваше домашнее задание носит творческий характер, которое требует внимания и знания овощей. Найдите в тексте названия овощей (расшифруйте слова), запишите их в тетрадь.

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо.

Оргубузы росли, помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста

Сельдирошек поспел,и моркофель дозрел

Стал уже осыпаться спаржовник

И таких баклачков да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Выставление оценок с комментарием.

Слайд. Спасибо! Будьте здоровы!

lib.convdocs.org

Значение плодов и овощей в питании человека — Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров

Консервирование как метод сохранения пищевых продуктов от порчи было известно человечеству еще на самых ранних этапах его развития, когда оно сталкивалось с необходимостью продлить использование добытых или произведенных продуктов питания (рыбы, дичи, мяса, молока, плодов и др.). Так появились простейшие способы консервирования пищевых продуктов — сушка, засолка, квашение, охлаждение, которые сохранились до наших дней. И только в начале XIX в. появились консервы в современном понимании этого слова, т. е. продукты, укупоренные в герметичную тару и подвергнутые высокотемпературной обработке (стерилизации). Впервые этот метод предложил француз Николай Аппер (1810 г.).

Производство консервов имеет большое значение для населения и народного хозяйства нашей страны. Консервированные пищевые продукты позволяют в значительной степени сократить затраты труда и времени на приготовление пиши в домашних условиях, разнообразить меню в сети общественного питания, обеспечить круглогодичное питание населения, а также создавать текущие, сезонные и страховые запасы .

Консервы являются незаменимыми продуктами питания для снабжения экспедиций, походов, космических полетов, новостроек, армии и флота. Плодоовощные консервы, богатые витаминами и минеральными веществами, необходимы для питания населения северных районов страны.

i Консервная промышленность — одна из основных отраслей пищевой промышленности, позволяющая значительно сократить потери сельскохозяйственной продукции и тем самым улучшить снабжение населения страны продовольствием. Консервное производство связано с использованием самого разнообразного и очень нестойкого сырья растительного и животного происхождения. Многокомпонентность и широкий ассортимент выпускаемых консервов, строгие требования к их качеству и стерильности, а также стремление максимально сохранить первоначальные свойства исходных продуктов значительно усложняют задачу. Поэтому большую роль в совершенствовании технологии консервов, обосновании применяемых схем и режимов играют научные исследования в области консервирования пищевых продуктов.

Для научного обоснования технологических процессов при консервировании продуктов большое значение имеют работы в области биохимии отечественных ученых А. Н. Баха, А. И. Опарина, В. Л. Кре- товича, А. В. Палладина, Б. А. Рубина. Л. В. Метлицкого, А. Т. Марха. В изучение свойств плодов и овощей весомый вклад внесли Ф. В. Церевитинов, Н. В. Сабуров. Для обоснования технологических процессов важное значение в области коллоидной химии имеют работы А. В. Думанского, П. А. Ребиндера, А. Г. Пасынского, в области теории и технологии сушки — труды А. В. Лыкова, Г. К. Филоненко.М. А. Гришина, А. С. Гинзбурга, В. В. Красникова. Исследование и разработка теоретических основ консервирования пищевых продуктов и технологии проведены В. И. Рогачевым, А. Ф. Наместниковым, Б. Л. Флауменбаумом, А. Ф. Фан-Юнгом, С. Г. Ильченко, Н. А. Головкиным, А. Н. Самсоновой, И. А. Роговым, А. А. Соколовым, Е. Ф. Орешкиным, Н. А. Воскресенским, И. В. Кизеветтером и зарубежными учеными Ч. Боллом, В. В. Крюссом, Д. К. Тресслером, М. А. Джослиным и др.

Важные исследования в области теории и практики консервирования плодоовощного сырья выполнены в разных научно-исследовательских и учебных институтах, в том числе в Одесском технологическом институте пищевой промышленности им. М. В. Ломоносова. В результате совместной деятельности ученых и работников консервных заводов были существенно усовершенствованы или заново разработаны основные процессы консервного производства: стерилизация консервов, концентрирование томатопродуктов и плодовых соков, асептическое консервирование, извлечение, осветление и фильтрование плодовых соков, процессы желирования джема и повидла, варки варенья, обжарки овошей, рыбы и др.

В технологии консервирования все шире применяются современные химические, биохимические и физико-технические методы: обработка электрическим током (электроплазмолиз) и ферментными препаратами, вакуумное охлаждение, ультрафильтрация, предварительное обезвоживание (подсушка, осмос) и др.; механизируются и автоматизируются сложные и трудоемкие производственные процессы, разрабатываются и вводятся автоматизированные системы управления и контроля качества продукции (КСУ КП). Для работы на предприятиях требуется подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, чему и будет способствовать данный учебник.

ifreestore.net






23.10.2014
14.10.2014
13.10.2014
Статьи

  
Vershok-Koreshok | Все права защищены © 2018 | Карта сайта