Главная  О Компании     Новости Контакты

Презентация по технологии на тему: "Консервирование" (8 класс). Урок сбо 8 класс консервирование овощей


Урок по СБО для 8 класса "Заготовки впорк"

Тема: Заготовки впрок: консервирование овощей.

( 8 класс)

Цели:

Образовательная: расширить представление учащихся о заготовке овощей впрок, рассмотреть способы заготовки овощей впрок, особенности каждого способа; подготовить учащихся к самостоятельной жизни;

Коррекционно – развивающая: коррегировать речевую и зрительную деятельность, моторику, поведение учащихся ,мыслительную деятельность, эмоционально-волевую сферу; развивать самостоятельность и самоконтроль учащихся, возможность проявлять свой собственный подход к выполнению заданий;

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, культуру общения, дисциплинированность, умение работать индивидуально и в группе.

Оборудование: карточки со словами, предметные картинки (ягоды), таблица «Консервирование овощей», технологическая карта, ручки, карандаши, тетради.

Ход урока.

1. Орг.момент.

Проверить подготовку учащихся к уроку, психологический настрой.

2. Повторение пройденного.

(Всем учащимся раздаются карточки с рисунком ягод).

- Ребята, у вас на партах лежат карточки. Внимательно рассмотрите их и назовите, что изображено на них.

(малина, черника, вишня, слива, клубника, земляника)

- Как их можно назвать одним словом?

(Это ягоды.)

- Верно. На прошлом уроке мы говорили о заготовках впрок ягод. А что такое заготовка впрок?

(Заготовка впрок – заготовка на зиму, на длительное хранение).

- Какие заготовки можно сделать из ягод?

(Варенье, компот)

- Верно. Вы называете ягоду и говорите какое будет варенье и компот.

(На доске прикреплены слова ВАРЕНЬЕ, КОМПОТ. Пример: вишня: вишневое варенье, вишневый компот)

- Молодцы! Давайте вспомним, что необходимо для приготовления компота, варенья? Выберите необходимые продукты и уберите их.

(На доске прикреплены карточки со словами: САХАР, ВОДА, ЯГОДЫ, ОВОЩИ, СОЛЬ. Один ученик выходит и убирает правильные ответы.)

- Правильно! Прочитайте, какие слова остались?

(Читает сильный ученик: ОВОЩИ, СОЛЬ).

3. Сообщение темы и целей урока.

-Вот эти слова нам нужны для новой темы: «Заготовки впрок: консервирование овощей», которую мы сегодня на уроке начнем изучать на уроке.

4. Фронтальная беседа.

- В какое время года заготавливают овощи?

(Овощи заготавливают летом, осенью)

- Какие овощи вы знаете?

(ОГУРЦЫ, ПОМИДОРЫ, КАПУСТА, МОРКОВЬ,СВЁКЛА, КАРТОФЕЛЬ, ЛУК, КАБАЧОК)

- Какие из этих овощей можно хранить без дополнительной обработки?

(Ребята называют и убирают карточки с изображением овощей)

- Назовите какие овощи остались?

(Огурцы, помидоры)

- Эти овощи требуют дополнительной обработки, для длительного хранения.

5. Работа в тетради.

- А сейчас, ребята, откроем тетради и запишем тему урока и рассмотрим способы заготовок овощей.

ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ:

ТЕМА: ЗАГОТОВКА ОВОЩЕЙ ВПРОК.

ЗАГОТОВКА ОВОЩЕЙ ВПРОК – КОНСЕРВИРОВАНИЕ.

ВИДЫ КОНСЕРВИРОВАНИЯ:

1. МАРИНОВАНИЕ.

2. СОЛЕНИЕ.

3.КВАШЕНИЕ.

- Ребята, существуют три способа консервирования :маринование, соление, квашение. Эти способы мы записали в тетради. Более подробно остановимся на мариновании и солении. Способы очень похожи между собой, но есть небольшое отличие, будьте внимательны, чтобы его увидеть.

6.Физминутка.

- Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Я буду называть овощи, а вы выполнять движения.

КАРТОФЕЛЬ – закрываем глаза.

СВЁКЛА - открываем глаза.

ОГУРЕЦ – смотрим вниз.

ПОМИДОР – смотрим вверх.

Пробуем вместе, а затем 2 раза самостоятельно.

7.Работа с таблицей «Консервирование овощей»

- Молодцы! А теперь продолжаем работу над нашей темой.

Прежде чем начать посуду необходимо подготовить инвентарь. Перечислите необходимый инвентарь.

(Банки различной емкости, крышки, закаточная машинка, щипцы)

- Все назвали верно. Скажите, какие используют крышки?

(Используют металлические, полиэтиленовые, стеклянные крышки).

- Правильно.С помощью чего закатывают банки?

(Банки закатывают закаточной машинкой)

- Для чего предназначены щипцы?

(Щипцы предназначены для выемки банок).

-Все правильно. А теперь на примере помидор мы рассмотрим этапы консервирования .Обратите внимание на таблицу, на ней показаны последовательно все этапы консервирования.

(На доске таблица «Консервирование», таблички СОЛЕНИЕ и МАРИНОВАНИЕ, при назывании этапов консервирования прикрепляются эти названия под таблицами)

- Первый этап «Стерилизация банок». Как вы думаете для чего необходима стерилизация?

(Стерилизация способствует уничтожению микробов).

- Второй этап «Закладка овощей».Как подготовить овощи ?Восстановите порядок операций.

(На доске таблицы со словами ПЕРЕБРАТЬ,ПОМЫТЬ, ОБСУШИТЬ).

- Третий этап «Заливка маринада и рассола.»Маринад (соль, сахар, вода, уксус) для маринования, рассол (соль, вода) для соления.

- Четвертый этап « Дополнительная стерилизация» при мариновании.

- Пятый этап «Выемка банок»

- Шестой этап «Закатывание банок»

- Седьмой этап «Переворачивание банок» для равномерного распространения рассола(маринада).

- Вот назвали все этапы. Внимательно посмотрите и прочитайте этапы соления.

(1 сильный ученик, 1 слабый)

- Прочитайте этапы маринования.

(1 сильный ученик, 1 слабый).

- Какое отличие вы заметили?

(Использование уксуса, дополнительная стерилизация).

- Верно.

8. Составление технологической карты.

- А сейчас проверим как вы запомнили этапы консервирования. Ребята, вы получили карточки с заданием. В карточке 3 столбика: 1 столбик вы пока не заполняете, во 2 столбике должны расставить цифры от 1до 7 – это номера операций, которые расположены в 3 столбике.

- Для проверки в левом столбике вы будете напротив каждой цифры писать букву, которую я буду называть. Какое слово получилось?

(МАРИНАД)

- При каком виде консервирования используем маринад?

(Маринад – это заливка при мариновании)

- Что используем для приготовления маринада?

(Для приготовления маринада используем соль, сахар, воду, уксус).

9. Итог урока.

- Давайте вспомним тему урока?

(Заготовки овощей впрок).

- Назовите виды заготовок овощей впрок.

(Маринование, соление, квашение).

- На следующем уроке мы продолжим изучение темы и рассмотрим подбор продуктов для консервирования овощей.

10.Домашнее задание.

- Подобрать рецепты консервирования овощей.

11. Выставление оценок.

infourok.ru

Презентация по технологии на тему: "Консервирование" (8 класс)

Инфоурок › Технология › Презентации › Презентация по технологии на тему: "Консервирование" (8 класс) ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

8 класс Разработала: Чертакова И.А.

2 слайд Описание слайда:

Консервирование — (лат. conservare хранить, сохранять) способ консервации пищевых продуктов (изготовления консервов), заключается в технической обработке продуктов питания для угнетения жизнедеятельности портящих продукты микроорганизмов. А также некоторые другие способы повышения срока хранения пищевых продуктов. В широком смысле под консервированием подразумевается любой процесс, значительно удлиняющий сохранность продуктов в пригодном для употребления в пищу виде.

3 слайд Описание слайда:

Применение консервантов Методы, связанные с уменьшением содержания воды Герметизация Температурная обработка и криоконсервирование Биологическая консервация

4 слайд Описание слайда:

Соление Поваренная соль издавна применяется для сохранения мясных и рыбных продуктов. В процессе осмоса, соль "вытягивает из продукта «влагу, сам продукт пропитывается раствором соли и, благодаря снижению активности воды, становится непригоден для развития большинства бактерий Квашение является комбинацией биологической консервации кислотами и засолки. Молочнокислые бактерии утилизируют сахара (углеводы) и выделяют органические кислоты, препятствующие развитию плесеней. Маринование производят органическими кислотами, губительными для бактерий, но пригодными для потребления человеком (используют лимонную, уксусную, молочную и др.)

5 слайд Описание слайда:

Кандирование При высокой концентрации сахара в результате осмоса бактерии не могут развиваться в продукте. Однако если кислотность продукта невелика – возможно развитие плесневых грибов. Засахаривание происходит когда пропитанные сахарным раствором (сироп) продукты высушивают, пропитавший продукт раствор сахара кристаллизуется. Таким образом делают цукаты из фруктов. Добавка консервантов, разрешённых в пищевой промышленности, обеспечивает улучшение сохранности продуктов самого разного типа (напитки, консервы, пресервы).

6 слайд Описание слайда:

Сушка из продукта удаляется влага, что лишает микроорганизмы среды обитания для развития. Сушка может производиться как на открытом воздухе, на ветру для предотвращения загнивания, так и с помощью вакуума. Широко распространено засоленное и засушенное мясо. Желирование В этом методе также используется эффект снижения активности воды в пищевом продукте. Для желирования используется желатин, альгинаты, пектин и крахмал. Желированная масса продукта является непроницаемой для большинства бактерий и плесени. Наиболее известные продукты длительного хранения из этой категории — мармелад и пат.

7 слайд Описание слайда:

Копчение сочетает в себе частичное обезвоживание (иногда — совсем незначительное) и химическую консервацию. В процессе копчения продукт сушится и пропитывается дымом, ароматические углеводороды консервируют его и придают особый аромат. Вяление также сочетает обезвоживание продукта и, одновременно, его некоторую химическую консервацию поваренной солью. Варенье, повидло, джем и пастила. Сиропы Для получения фруктовых консервов широко используют варку в сахарном сиропе, или просто упарку сладких соков без добавления сахара.

8 слайд Описание слайда:

Герметизация и вакуумная упаковка Герметизация производится для предотвращения попадания в обработанный продукт микроорганизмов из воздуха. Вакуумная упаковка оставляет аэробные бактерии без кислорода, и они погибают. Вызывающая ботулизм бактерия не выделяет газы или различимые на вкус и запах вещества, и поэтому её развитие в консервах опасно для жизни. Атмосферная консервация и замена газовой атмосферы Содержащая кислород атмосфера в упаковке заменяется инертной, таким образом сохраняют продукт (например,салат), без нарушения его формы. Заменяя кислород азотом, убивают содержащихся в продуктах насекомых.

9 слайд Описание слайда:

Такие традиционные способы сохранения продуктов, как их специальная ферментация — сбраживание скоропортящихся веществ, с сопутствующим образованием консервантов — кислот и других микробных метаболитов — используются с незапамятных времён. К ним относятся уже упоминавшееся квашение, брожение (в производстве вина и уксуса) и другие. Примером биологической консервации может служить сыр. Бактерии, его сформировавшие, препятствуют развитию в нём других микроорганизмов.

10 слайд Описание слайда:

Стерилизация и пастеризация Продолжительное нагревание продукта до температуры в 60-70 °С называется пастеризацией, по имени Луи Пастера. В результате этого процесса бактерии погибают, но выживают их споры, для предотвращения развития которых пастеризованные продукты хранят в холоде. Метод дробной пастеризации заключается в том, что после пастеризации продукт выдерживают при нормальной температуре достаточное для развития спор время, после этого подвергают повторной пастеризации, процесс может быть повторен несколько раз. Для полной стерилизации бывает недостаточно прокипятить продукт при 100°С — уничтожение термостойких спор бактерий требует нагревания продукта до больших температур при повышенном давлении.

11 слайд Описание слайда:

Низкие температуры Охлаждение продуктов замедляет деятельность микроорганизмов и предотвращает развитие их зародышей, замораживание до нуля и ниже полностью останавливает жизнедеятельность бактерий. Традиционным является метод хранения продуктов в подполах или подвалах. Сочетание низкого количества кислорода в воздухе и низкой температуры позволяет добиться длительных сроков хранения.

12 слайд Описание слайда:

Для консервирования в домашних условиях необходимы соответствующие инвентарь и тара: стеклянные банки различной емкости, кухонная посуда, крышки, кастрюли, тазы, ножи, терки, овощерезки, измельчители, щипцы, закаточная машина.

13 слайд Описание слайда:

МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПОДГОТОВКА ТАРЫ ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ФАСОВКА УКУПОРКА СТЕРИЛИЗАЦИЯ И ПАСТЕРИЗАЦИЯ ОХЛАЖДЕНИЕ ХРАНЕНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

14 слайд Описание слайда:

СОРТИРОВКА ТЩАТЕЛЬНАЯ МОЙКА ВЗВЕШИВАНИЕ ОЧИСТКА И ИЗМЕЛЬЧЕНИЕ БЛАНШИРОВАНИЕ – кратковременная обработка сырья кипящей водой или паром ПОДГОТОВКА ТАРЫ. Перед заполнением стеклянную тару стерилизуют 20-25 мин. Крышки стерилизуют 10-15 мин.

15 слайд Описание слайда:

КОМПОТ – продукт, полученный из цельных или нарезанных плодов, залитых сахарным сиропом и пастеризованных при высокой температуре. ВАРЕНЬЕ – продукт, полученный из цельных или разрезанных плодов, сваренных в сахарном сиропе или с добавлением сахара. Возможна многократная варка. Некоторые виды ягод предварительно пересыпают сахаром и выдерживают 8-10 часов. ДЖЕМ – желеобразная масса, содержащая проваренные в сиропе ягоды, плоды или их кусочки. В отличие от варенья сироп в джеме не отделен от плодов, а плоды мягкие. КОНФИТЮР – разновидность джема – желе, в котором равномерно распределены плоды или их кусочки. Более плотный, чем джем.

16 слайд Описание слайда:

ЧТО ТАКОЕ КОНСЕРВИРОВАНИЕ? ПЕРЕЧИСЛИТЕ МЕТОДЫ КОНСЕРВИРОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ПИЩИ. КАКИМ МЕТОДОМ КОНСЕРВИРОВАНИЯ ПОЛУЧАЮТ ВАРЕНЬЕ? ЭТАПЫ ДОМАШНЕГО КОНСЕРВИРОВАНИЯ

17 слайд Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель технологии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-638074

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Основы дом.консервирования 8класс - технология (девочки), уроки

8 класс Дата: Проверено:

Тема урока: Основы домашнего консервирования.

Цели урока. Ознакомить учащихся со способами длительного хранения продуктов.

Формировать знания о способах консервировании я фруктов и ягод.

Обучить консервированию фруктов способом стерилизации.

Воспитывать сознательное выполнение правил безопасности труда.

Развивать чувство ответственности.

Оборудование учебник, рабочая тетрадь, кухонный инвентарь, инструкционные карты, плакаты, набор продуктов.

Ход урока.

1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

1. Назовите этапы первичной обработки мяса.

2. Какие санитарно-гигиенические требования необходимо выполнять при работе с мясопродуктами?

3.Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

Растительная пища играет важную роль в жизни человека. Но большинство продуктов растительного и животного происхождения не может долго сохраняться в свежем виде.

Порчу пищевых продуктов вызывают главным образом микро­организмы, которые обычно называют микробами.

Для нормального существования микробов требуется не только наличие пищи, но и ряд других условий. Если лишить микробы таких условий, они не смогут развиваться. Это важное обстоятель­ство и лежит в основе консервирования.

Одно их главных условий жизнедеятельности микроорганиз­мов - наличие влаги. При малом содержании влаги в самом про­дукте микробы не могут всасывать растворенные пищевые вещест­ва и, следовательно, не могут питаться, хотя и не погибают. На этом основана сушка пищевых продуктов.

При варке из плодов варенья, джема, повидла в них создается высокая концентрация сахара, т. е. создается неблагоприятная сре­да для развития микробов, что и обеспечивает хорошую сохран­ность всех таких продуктов.

В кислой среде микроорганизмы также не развиваются. На этом основано маринование овощей, плодов, к которым добавляют уксусную кислоту. На том же основаны квашение и соление ово­щей, мочение плодов и ягод. Только в этих случаях кислоту не до­бавляют - она сама образуется в заквашиваемых овощах и плодах под воздействием молочнокислых бактерий.

Большинство микроорганизмов приспособлены для существо­вания при температуре от 10° до 50 °С. И если температуру про­дукта понизить, например, до 0 °С, развитие всех микробов в нем резко замедляется. На этом основано хранение продуктов в охлаж­денном состоянии. Еще лучше сохраняются продукты заморожен­ные.

Но все перечисленные способы воздействия на пищевые про­дукты лишь ограничивают жизнедеятельность микроорганизмов. От всех этих способов принципиально отличается нагревание про­дуктов до высоких температур. При температурах кипения (100° и выше) большинство микроорганизмов быстро гибнет. Именно на этом и основано консервирование пищевых продуктов способом тепловой стерилизации.

Изобретение этого способа приписывают парижскому кондитеру Николя Франсуа Апперу. Он обнаружил, что если заполнить банки и бутылки бульоном, наглухо закупорить их и долго кипятить в воде, то продукты могут сохраняться несколько месяцев. В 1810 году вышла книга Аппера «Искусство консервирования растительных и животных субстанций на долгий период».

Для консервирования в домашних условиях необходимо обза­вестись инвентарем, тарой, измерительными приборами.

В качестве тары в домашних условиях используют стеклянные банки различной емкости. Они удобны тем, что их легко мыть и хранить, они не ржавеют и не придают консервам никаких привкусов.

Основы консервирования методом стерилизации или пасте­ризации.

Одним из лучших, хотя и несколько более сложным способом, является консервирование продуктов методом стерилизации. Сущ­ность этого способа заключается в том, что продукты помещают в герметически закрывающиеся банки, а затем закупоренные банки вместе с содержимым нагревают или, как говорят, стерилизуют паром или в воде. При этом способе консервирования к совершен­но свежим продуктам для улучшения их вкуса добавляют лишь соль и сахар.

В консервной промышленности таким способом готовят сотни видов самых разнообразных консервов - тушеное мясо, рыбу, го­рошек, кукурузу, соки, компоты.

Зная сущность способа приготовления консервов путем стери­лизации, многие консервы можно приготовить в домашних услови­ях. Следует только тщательно соблюдать все указания о порядке подготовки и обработки сырья, о необходимых сроках и темпера­турах нагревания и о тщательной укупорке банок. Также нужно знать, что в домашних условиях нельзя изготовлять консервы из мяса, рыбы и овощей с низкой кислотностью, так как мясо и рыба содержат много белковых веществ, являющихся благоприятной средой для развития гнилостных и других микроорганизмов. Для уничтожения этих микроорганизмов необходимо нагревать эти продукты в течение 1-2 часов при температуре 115-120 °С, а в до­машних условиях такой температуры нельзя достичь, т. к. вода ки­пит при 100 °С.

В отличие от мяса и рыбы в плодах и некоторых овощах со­держится значительное количество различных органических ки­слот.

Бактерии, попадая на плоды и овощи, не находят благоприят­ной среды для своего развития, так как в кислой среде они не могут развиваться и даже погибают. Зато здесь могут хорошо развиваться различные плесени, или, как их иначе называют, плесневые грибки. Кроме того, плоды и овощи могут подвергаться также действию дрожжей, разлагающих сахара с образованием спирта.

Но плесени и дрожжи погибают быстрее и при более низкой температуре нагревания. Для уничтожения всех плесневых грибов и дрожжей вполне достаточно нагревание при 100 °С (т. е. в кипя­щей воде) в течение различного времени. Часто можно ограничить­ся нагреванием до 75-85 °С (пастеризацией). Стерилизация являет­ся самым ответственным процессом в производстве консервов. Практически консервы стерилизуют следующим образом. Укупо­ренные банки с надетыми на крышки зажимами помещают в каст­рюлю с водой так, чтобы вода доходила до уровня продуктов в банке. Для того чтобы во время кипения воды банки не лопнули, на дно кастрюли помещают мягкую прокладку, например, кусок ткани или деревянную решетку. Воду в кастрюле нагревают до кипения. Банки выдерживают в кипящей воде в течение времени, рекомен­дованного для каждого вида консервов. По окончании стерилизации банки вынимают из воды, укупоривают и охлаждают. Укупоренные банки хранят при температуре 4-8 °С, в темном месте.

Технология приготовления сахарного сиропа.

Для приготовления консервов из плодов и ягод часто требуется сахарный сироп, от качества которого зависит качество конечного продукта. Поэтому для приготовления сиропа используют только белый сахарный песок.

Чтобы приготовить сахарный сироп, необходимое количество сахара надо растворить в строго определенном количестве горячей воды, прокипятить раствор. Затем сироп процеживают через марлю..

Технологи приготовления стерилизованных консервов.

Компоты — один из самых распространенных способов консер­вирования плодов и ягод. Компот делают из целых или нарезанных плодов, залитых сахарным сиропом и простерилизованных при вы­сокой температуре. Можно также любые плоды и ягоды законсервировать в виде компота, не добавляя к ним сахар, а заливая горя­чей водой или соком.

Во всех случаях в компотах сохраняется тонкий, присущий плодам и ягодам аромат и хороший вкус.

При приготовлении компота подготовленные плоды или ягоды плотно укладывают в банки, заливают горячим сиропом «по пле­чики» банки и стерилизуют.

4. Практическая работа.

1. Вводный инструктаж.

При консервировании, при подготовке тары и продуктов, необ­ходимо соблюдать санитарно-гигиенические правила.

  • Перед началом работы надо надеть спецодежду, вымыть руки с мылом.

  • Тару тщательно вымыть и простерилизовать.

  • Внимательно отсортировать продукты для консервирования.

  • Очищать, нарезать фрукты и ягоды следует ножами из нержа­веющей стали.

  • Обязательно выдерживать время уваривания или стерилиза­ции.

  • Работая с нагревательными приборами, будьте очень внима­тельны во избежание ожогов.

  1. Выполнение практической работы.

Учащиеся готовят компот из яблок способом стерилизации, работая по бригадам.

5. Анализ и оценка урока.

Проанализировать урок, отметить типичные ошибки, выставить оценки всем учащимся.

Домашнее задание. Конспект. Принести спецодежду и продукты.

kopilkaurokov.ru

План урока и конспект "Способы консервирования фруктов и ягод"

План урока.

Тема программы:  Заготовка продуктов.

Тема урока:  Способы консервирования фруктов и ягод. Стерилизация в промышленных и домашних условиях.

Цели урока:

  1. Знать о значении кислотности плодов для консервирования и время стерилизации;
  2. Способы консервирования.

Тип урока: Комбинированный.  

Материальное оснащение:

  1. Столовые приборы;
  2. инструменты и приспособления, используемые при оформлении блюд;
  3. Журналы с рисунками фруктов и ягод;
  4. Сценарий: «Правила поведения за столом».

Ход урока.

1. Организационный момент:

  • раппорт дежурного;
  • проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вводный инструктаж:

  • Сообщить тему урока;
  • Сообщить цели урока.

Беседа с учащимися по материалу пройденного урока с целью повторения и закрепления.

Тема пройденного урока: «Правила поведения за столом и приема гостей». 

  1. Правила поведения за столом;
  2. Правила приема гостей;
  3. Как дарить и принимать подарки  и цветы;
  4. Время и продолжительность визита.

3. Текущий инструктаж:

Разбор материала предстоящего урока:

  1. Способы консервирования фруктов и ягод;
  2. Преимущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией;
  3. Значение кислотности плодов для консервирования;
  4. Стерилизация в промышленных и домашних условиях.

4. Заключительный инструктаж:

  1. подведение итогов;
  2. сообщение о достижение цели;
  3. разбор типичных ошибок;
  4. сообщение оценок;
  5. домашнее задание.

Способы консервирования фруктов и ягод. Стерилизация в промышленности и в домашних условиях.

Растительное сырье можно консервировать различными способами.

В домашних условиях применяют следующие способы:

1. Маринование.

2.  Мочение.

3.  Консервирование с помощью сахара. 4. Сушка.

5. Замораживание.

6. Консервирование под действием высокой температуры.

1. Консервирующим средством при мариновании служит уксусная кислота небольшой концентрации которой достаточно для подавления жизнедеятельности микроорганизмов. Уксусную кислоту в виде столового уксуса или пищевой уксусной эссенции добавляют к заливке или расфасованным в тару плодам. При мариновании добавляют поваренную соль, сахар, пряности и различные приправы. Маринуют абрикосы, груши, сливу, бруснику, крыжовник, виноград.

2. Консервирующим средством при мочении служит молочная кислота, которая образуется в продукте в результате брожения. Сбраживание сахара в молочную кислоту происходит под влиянием молочнокислых бактерий, всегда имеющихся в свежем растительном сырье. Консервирующим действием обладает поваренная соль используемая при мочении. Мочат яблоки, бруснику и т. д.

3. Консервирующим средством при консервации с помощью сахара служит сахар. В отличие от кислот сахар проявляет консервирующее действие при большой концентрации ( 60-65 % ). При такой концентрации сахара в продуктах задерживается развитие большинства микроорганизмов. К этой группе консервов относятся: варенье, джем, повидло, цукаты и др.

4. При высушивании фруктов удаляется значительная часть воды. В высушен­ных плодах остается 16-25% влаги. При этом создаются неблагоприятные условия для жизни микробов, и продукты могут храниться долгое время.

5. Замораживание- способ сохранения пищи впрок под действием низкой

температуры - -25С. При замораживании сохраняются все питательные и вкусовые свойства продукта.

6. Консервирование под действием высокой температуры.

Пастеризация- нагревание при температуре ниже 100 С.

Стерилизация- нагревание при температуре 100 С и выше.

Стерилизация является более эффективным способом, чем пастеризация. Стерилизация при температуре более 100 С возможна только в заводских условиях. При домашнем консервировании температура не превышает 100 С. Подготовленное сырье укладывают в соответствующую стеклянную тару, заливают приготовленную кипящую заливку. Нельзя заполнять банки до краев. Банки накрывают металлическими крышками с вложенными резиновыми прокладками и стерилизуют помещая в   сосуд с теплой водой. Воду нагревают до требуемой температуры при которой выдерживают продукт строго определенное время. По окончании стерилизации банки вынимают из сосуда и быстро укупоривают с помощью закаточной машинки.

Некоторые виды микробов образуют споры. Они более устойчивы к воздействию высокой температуры ( споры возбудителя ботулизма ) Эти микробы вырабатывают сильнодействующий яд. Они развиваются только в среде, лишенной кислорода. Наличие в среде кислот препятствует их развитию. Поэтому в домашних условиях рекомендуется изготавливать консервы из тех плодов, где содержится достаточное количество кислоты. При переработке низкокислотного сырья в консервы добавляется пищевая кислота : лимонная, уксусная,  молочная и др.

Просмотр содержимого документа «План урока и конспект "Способы консервирования фруктов и ягод"»

План урока.

Тема программы: Заготовка продуктов.

Тема урока: Способы консервирования фруктов и ягод. Стерилизация в промышленных и домашних условиях.

Цели урока:

  1. Знать о значении кислотности плодов для консервирования и время стерилизации;

  2. Способы консервирования.

Тип урока: Комбинированный.

Материальное оснащение:

  1. Столовые приборы;

  2. инструменты и приспособления, используемые при оформлении блюд;

  3. Журналы с рисунками фруктов и ягод;

  4. Сценарий: «Правила поведения за столом».

Ход урока.

1. Организационный момент:

2. Вводный инструктаж:

Беседа с учащимися по материалу пройденного урока с целью повторения и закрепления.

Тема пройденного урока: «Правила поведения за столом и приема гостей».

  1. Правила поведения за столом;

  2. Правила приема гостей;

  3. Как дарить и принимать подарки и цветы;

  4. Время и продолжительность визита.

3. Текущий инструктаж:

Разбор материала предстоящего урока:

  1. Способы консервирования фруктов и ягод;

  2. Преимущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией;

  3. Значение кислотности плодов для консервирования;

  4. Стерилизация в промышленных и домашних условиях.

4. Заключительный инструктаж:

  1. подведение итогов;

  2. сообщение о достижение цели;

  3. разбор типичных ошибок;

  4. сообщение оценок;

  5. домашнее задание.

Способы консервирования фруктов и ягод. Стерилизация в промышленности и в домашних условиях.

Растительное сырье можно консервировать различными способами.

В домашних условиях применяют следующие способы:

1. Маринование.

2. Мочение.

3. Консервирование с помощью сахара.4. Сушка.

5. Замораживание .

6. Консервирование под действием высокой температуры.

1. Консервирующим средством при мариновании служит уксусная кислота небольшой концентрации которой достаточно для подавления жизнедеятельности микроорганизмов. Уксусную кислоту в виде столового уксуса или пищевой уксусной эссенции добавляют к заливке или расфасованным в тару плодам. При мариновании добавляют поваренную соль, сахар, пряности и различные приправы. Маринуют абрикосы, груши, сливу, бруснику, крыжовник, виноград.

2. Консервирующим средством при мочении служит молочная кислота, которая образуется в продукте в результате брожения. Сбраживание сахара в молочную кислоту происходит под влиянием молочнокислых бактерий, всегда имеющихся в свежем растительном сырье. Консервирующим действием обладает поваренная соль используемая при мочении. Мочат яблоки, бруснику и т . д.

3. Консервирующим средством при консервации с помощью сахара служит сахар. В отличие от кислот сахар проявляет консервирующее действие при большой концентрации ( 60-65 % ). При такой концентрации сахара в продуктах задерживается развитие большинства микроорганизмов. К этой группе консервов относятся: варенье, джем, повидло, цукаты и др.

4. При высушивании фруктов удаляется значительная часть воды. В высушен­ных плодах остается 16-25% влаги. При этом создаются неблагоприятные условия для жизни микробов, и продукты могут храниться долгое время.

5. Замораживание- способ сохранения пищи впрок под действием низкой

температуры - -25С. При замораживании сохраняются все питательные и вкусовые свойства продукта.

6. Консервирование под действием высокой температуры.

Пастеризация- нагревание при температуре ниже 100 С.

Стерилизация- нагревание при температуре 100 С и выше.

Стерилизация является более эффективным способом, чем пастеризация. Стерилизация при температуре более 100 С возможна только в заводских условиях. При домашнем консервировании температура не превышает 100 С. Подготовленное сырье укладывают в соответствующую стеклянную тару, заливают приготовленную кипящую заливку. Нельзя заполнять банки до краев. Банки накрывают металлическими крышками с вложенными резиновыми прокладками и стерилизуют помещая в сосуд с теплой водой. Воду нагревают до требуемой температуры при которой выдерживают продукт строго определенное время. По окончании стерилизации банки вынимают из сосуда и быстро укупоривают с помощью закаточной машинки.

Некоторые виды микробов образуют споры. Они более устойчивы к воздействию высокой температуры ( споры возбудителя ботулизма ) Эти микробы вырабатывают сильнодействующий яд. Они развиваются только в среде, лишенной кислорода. Наличие в среде кислот препятствует их развитию. Поэтому в домашних условиях рекомендуется изготавливать консервы из тех плодов, где содержится достаточное количество кислоты. При переработке низкокислотного сырья в консервы добавляется пищевая кислота : лимонная, уксусная, молочная и др.

kopilkaurokov.ru

Урок технологии по теме "Заготовка овощей. Квашение капусты"

Разделы: Технология

Цели урока:

Образовательные:

- рассмотреть различные виды консервирования;

- ознакомить с основными способами заготовки продуктов;

- сформировать представление о способах длительного сохранения витаминов.

Развивающие:

- развивать навыки обработки продуктов;

- умение работы в коллективе.

Воспитательные:

- воспитывать бережливость, заинтересованность в конечном результате труда.

Тип урока: приобретение новых знаний и применение их на практике.

Оборудование и оснащение:

- стеклянная банка, крышка, нож, разделочная доска ОС, терка, деревянный пестик;

- тетрадь и письменные принадлежности;

- компьютер.

Этапы проведения урока:

1. Актуализация знаний.

2. Постановка цели.

3. Формирование новых знаний.

4. Первичная проверка знаний.

5. Применение знаний на практике.

6. Подведение итогов занятия.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Какие способы заготовки продуктов вы знаете?

Могут ли микроорганизмы выполнять полезную работу?

Как вы думаете, сколько витамина С сохраняется в продуктах при квашении?

2. Постановка цели.

Цель: познакомиться с различными способами заготовки продуктов, научиться квасить капусту.

3. Формирование новых знаний.

Заготовленные продукты делают питание зимой и весной разнообразным, они содержат много питательных веществ, витаминов.

В 1795 году французский повар Николя Франсуа Аппер победил в конкурсе на лучший способ длительного хранения продуктов. Он был удостоен почетного звания "Благодетель человечества" и награжден золотой медалью. Повар наполнил банки мясом, бульоном и вареньем, запаял их и долго кипятил. Через восемь месяцев содержимое банок оказалось превосходного качества. С тех пор консервирование из чуда превратилось в обыденное понятие.

Консервирование делится на комплекс мер по изоляции продукта, уничтожению находящихся в нём бактерий и спор, изменение его состава и условий хранения для предотвращения развития в нём микроорганизмов, защита продукта от разрушения под воздействием высоких температур и солнечных лучей.

Способы консервирования:

- консервирование нагреванием

- консервирование с сахаром

- маринование

- сушка

- замораживание

- соление и квашение

- копчение

- мочение

Все эти способы основаны на замедлении или уничтожении жизнедеятельности вредных микроорганизмов, которая возможна только в жидкой среде. Высокая температура 80-100 градусов, а также кислая и соленая среда препятствуют развитию вредных бактерий.

Сообщение учащихся об истории консервирования. (Приложение 1)

Соление, квашение, мочение - издавна известные на Руси способы консервирова-ния в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90% витамина С.

Процесс квашения обеспечивается деятельностью молочнокислых бактерий при участии соли, которые разлагают сахар, содержащийся в продуктах, образуя молочную кислоту.

4. Первичная проверка усвоения знаний

Приложение 2. Презентация “Заготовка продуктов”

Почему при консервировании продукты не портятся?

Какие полезные бактерии обеспечивают процесс квашения?

5. Применение знаний на практике

Практическая работа проводится по плану с демонстрацией учителем отдельных приемов работы. Инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене проводится в форме беседы.

Технология приготовления соленых и квашеных овощей:

  1. Подготовка тары (деревянных бочек, эмалированной и стеклянной посуды). Чисто вымытую тару обдают кипятком или держат над паром для уничтожения вредных микробов.
  2. Первичная обработка овощей. Сортировка, мытье, очистка, промывание, нарезка.
  3. Приготовление рассола. Для квашения применяется собственный сок.
  4. Укладывание овощей в тару плотное, без воздушных промежутков, что обеспечивает хорошее качество готового продукта.
  5. Заливка рассолом, который полностью покрывает овощи.

В целях соблюдения правил техники безопасности необходимо обеспечивать плотное прилегание продуктов к разделочной доске при нарезании. Натирание моркови следует производить под углом, предохраняя пальцы, остаток моркови 2-3 см скушать.

В первые дни брожения объём капусты несколько увеличивается из-за образующихся газов. Капусту прокалывают в нескольких местах чистой тонкой деревянной палочкой, чтобы выпустить газы.

Брожение капусты при комнатной температуре длится примерно 1-1,5 недели. При низких температурах оно может затянуться до месяца и более. После окончания брожения капусту хранят при температуре 0-2 градуса.

Для квашения берут поздние сорта капусты, мелко шинкуют. В капусту добавляют морковь (примерно 5-10% от веса капусты), которую режут соломкой. Иногда по желанию кладут яблоки, клюкву. На 10 кг капусты 200-250 г соли.

6. Подведение итогов занятия.

Приложение 3

Литература

  1. Барылкина Л.П., Соколова С.Е. “Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс” - М.: 5 за знания. 2006.
  2. Материалы для подготовки и проведения экзамена: Технология: 9 класс/ Составители Марченко А.В., Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. -М.: Просвещение, 2002.
  3. Википедия.
  4.  Приложение 1

    История консервирования

    История консервирования продуктов насчитывает несколько тысячелетий. Глиняный сосуд с частями утки, залитой оливковым маслом, найденный в гробнице Тутанхамона, говорит о том, что эффективные способы сохранения продуктов были известны с глубокой древности и лишь совершенствовались, постепенно обретя ту форму, которая привычна нашему глазу и желудку. Жареная утка, залитая оливковым маслом и запечатанная смолой в толстостенном сосуде, пролежала около 3000 лет под землёй и всё ещё оставалась съедобной.

    В Древней Греции и Риме амфора была самым распространённым сосудом, в котором перевозили вино, масло и другие жидкие продукты. Такая “упаковка” с запечатанным горлышком давала возможность отсрочить порчу товара и позволяла торговать с соседями, сохраняя продукты. В записках римского сенатора Марка Порция Катона Старшего найдены первые указания о сохранении некоторых продуктов, например винограда: “Если хочешь иметь круглый год виноградный сок, то влей его в амфору, засмоли пробку и спусти амфору в бассейн. Вынь через 30 дней. Сок простоит целый год...”. Изобретение стекла дало больше возможностей для сохранения различных продуктов, в первую очередь вина. Именно стеклянные бутылки, запечатанные пробкой и сургучом, могли столетиями сохранять благородный вкус и аромат прославленного напитка.

    Слово "консервирование" произошло от латинского слова conserve, которое означает "сохранение". Научные основы современных методов консервирования были даны еще в 19 веке, когда кроме видимых виновников разложения продуктов, таких, как плесень и грибки, были обнаружены и невидимые формы микроорганизмов, бактерии и дрожжевые грибки. Это открытие сделал знаменитый французский химик Луи Пастер (1822-1895), который подробно изучил, прежде всего, дрожжевые и патогенные микробы и одновременно заложил научную основу умерщвления их зародышей. В честь него был назван пастеризацией способ частичной стерилизации веществ повышенной температурой, прежде всего, жидких. Пастер имел предшественников в специальности практического консервирования продуктов, им был парижский повар Николас Апперт (умер в 1840). В 1804 году он попробовал консервировать продукты в жестяных банках кипячением и свой способ описал и показал в Париже в 1810 году (L art de conserver toutes les substances animales et vegetales, Paris 1810, первое немецкое издание вышло в Праге в 1844 году). Жестяную банку наполняли продуктами, предназначенными для консервирования, нагревали водяным паром или в горячей воде. Через малое отверстие на верху банки уходил избыточный воздух, а поле его выхода это отверстие запаивали. Герметично заполненную банку затем кипятили в горячей воде, при этом, чтобы температура могла подниматься до 135 градусов, добавляли различные соли и тем самым достигали требуемой степени стерилизации.

    Приложение 2

    Презентация “Заготовка продуктов”.

    Приложение 3

    Вопросы для повторения

    1. Сколько витамина С сохраняется в продуктах при солении и квашении?

    1) 20-30%; 

    2) 40-50%; 

    3)60-70%;

    4) 80-90%;

    5) 100%.

    2. При какой температуре возможна нормальная жизнедеятельность микроорганизмов?

    1)-25-5;

    2) 4-100;

    3) -100-0.

    3. В какой среде возможна нормальная жизнедеятельность микроорганизмов?

    1) в жидкой;

    2) в твердой;

    3) в газообразной.

    4. Плоды или овощи заливаются рассолом.

    1) при солении;

    2) при квашении.

    5. Плоды или овощи выделяют собственный сок.

    1) при солении;

    2) при квашении.

    6. Какой процесс происходит при солении и квашении?

    1) брожение;

    2) разложение.

    7. Какой продукт, содержащийся в плодах и овощах, разлагают молочнокислые бактерии?

    1) соль;

    2) сахар;

    3) молочная кислота.

    8. Какой продукт, препятствующий жизнедеятельности гнилостных бактерий, добавляют при солении и квашении?

    1) соль;

    2) сахар;

    3) молочная кислота.

    9. Какой продукт образуется в результате деятельности молочнокислых бактерий?

    1) соль;

    2) сахар;

    3) молочная кислота.

    10. В какой таре не рекомендуется солить и квасить?

    1) в деревянной;

    2) в эмалированной;

    3) в стеклянной;

    4) в алюминиевой, медной, пластмассовой.

    15.02.2013

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Конспект урока технологии по теме "Заготовка продуктов" - технология - Методический кабинет - Каталог файлов

    Тема раздела: КУЛИНАРИЯ (16 часов).

    Тема урока : заготовка продуктов.

    Цель урока:

    1)      Образовательная – дать представление учащимся о способах приготовления домашних запасов, условиях и сроках хранения сушеных и замороженных продуктов.

    2)      Развивающая – развитие логического мышления при выборе способа хранения запасов.

    3)      Воспитательная – воспитание, у учащихся эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия при выполнении работы.

    ХОД УРОКА

    1.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    - посещаемость

    - готовность к уроку

    2.      ПОВТОРЕНИЕ

    А) ответить на вопросы:

    1.      дать определение слову СЕРВИРОВКА.

    2.      Основная цель сервировки?

    3.      Зачем нужна за столом салфетка?

    4.      Перечислите способы складывания салфеток?

    5.      Как нужно вести себя за столом?

    Б)  сложить салфетку любым способом.

    В) найти правильную сервировку стола к завтраку.

    3.      ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Домашние заготовки – хорошее подспорье для любой семьи, позволяющее круглый год разнообразить семейный стол дешевыми и полезными продуктами.

    Известно много различных способов приготовления домашних запасов: консервирование, маринование, соление, квашение, сушка, замораживание, копчение, вяление и другие.

    Известно, что уже в 15 веке на Руси солили и квасили капусту. Солят  – грибы, огурцы, помидоры, сладкий перец, кабачки, баклажаны, арбузы, дыни.  Квасят – капусту, морковь, свеклу, мочат яблоки, груши, сливы, виноград и так далее. Соление =вода +соль (6-8%, 20-30%). Квашение – соль (2,5-3%)+сок овощей. Мочение = соль (1,5-2%)+сахар (6-8%). Маринад – основной компонент 3-4% уксус + соль + сахар.

    Некоторые плоды, ягоды, грибы сушат. Их промывают, нарезают, раскладывают в один слой на белой бумаге, ткани, подносе и сушат в защищенном от пыли месте, на воздухе или в специальных сушилках. Горячий воздух поглощает влагу из сырья, отчего оно высыхает, а воздух становится более влажным. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги он может поглотить. После сушки плоды и овощи расфасовывают в тару для хранения и хранят в сухих прохладных помещениях. При хранении применяют влагопоглотители (селикогель и гашеная известь).

    Быстро замороженные пищевые продукты сохраняют свое исходное качество лучше, чем при любом другом способе консервирования или хранения. Замораживание овощей и плодов можно сделать и в домашнем холодильнике. При замораживании клеточный сок в овощах и плодах превращается в кристаллики льда. Если замораживание проходило медленно, то кристаллы эти становятся крупными, они разрывают своими острыми гранями нежные стенки клеток, и тогда сразу же после оттаивания овощей или плодов произойдёт большая потеря сока. Поэтому надо замораживать по возможности быстрее.

    В замороженных фруктах и ягодах сохраняются полностью все питательные, вкусовые и ароматические вещества значительно лучше. Чем при другом способе консервирования.

    Общие правила замораживания следующие (см. лист)

    Бланшировать – это приостанавливает действие ферментов, вызывающих обесцвечивание и появление неприятных запахов при заморозке. В результате после оттаивания по вкусу и цвету, эти овощи и фрукты практически не отличаются от свежих.

    Заморозка овощей комплектами ( на супы).

    Перед заморозкой обязательно разделите продукты на порции, которые вам удобно будет использовать по отдельности.

    - замораживайте продукты сразу, в день покупки, а вот размораживайте постепенно, переложив предварительно в холодильник;

    - никогда не замораживайте второй раз то, что уже было разморожено;

    - прикрепляйте к каждому пакетику или упаковке этикетку с названием и датой заморозки.

    Горох можно заморозить, сначала его очистить от кожуры и на порции разделить.

    Морковка и свекла – помыть, высушить, протереть на крупной терке и порциями сложить.

    Перец болгарский – помыть, высушить, удалить ножку и семена, можно нарезать соломкой для рагу и супа, а можно целенький для фарширования.

    Петрушка, укроп и остальная зелень – помыть, высушить, мелко нарубить, сложить очень плотно в пакет.

    Чем плотнее укупорены продукты, тем меньше из них испаряется влаги во время хранения, тем, следовательно, реже надо будет выключать холодильник для оттаивания и тем лучше сохраняется качество продуктов.

    Температура и влажность.

    При длительном хранении необходимо соблюдать температуру и влажность воздуха. Температура в помещении для дозревания помидор должна быть повышена. Влажность в помещении не должна быть слишком сырой, что вызывает плесень и быструю порчу овощей и плодов, и не должно быть слишком сухим, так как влага из овощей будет постепенно переходить в воздух.

    В условиях сельской местности для хранения плодов и овощей (картофель, морковь, свекла) используют подвальное помещение или специально устроенные погреба.

     

     

    4.   ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «замораживание продуктов»

     

    4.1 вводный инструктаж Т.Б., ОРМ

    Задание: Выполнить замораживание ягод, зелени и фруктов по технологической карте. (см. таблицу) в бригадах.

    1бригада – заморозка ягод

    2 бригада – заморозка зелени

    3 бригада – заморозка овощей

     

    4.2             текущий инструктаж ( проверка Т.Б.,О.Р.М. с целью помощи; исполнение технологической дисциплины).

    4.3             Проверка выполненной практической работы.

     

    5.      ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

    5.1             Ошибки и их исправления

    5.2             Вопросы: а) чему научились? что узнали нового?

    Б) пригодиться ли это и где?

    В) для чего это надо знать?

    С поставленной целью мы ……..(справились).

     

    6.      СООБЩЕНИЕ ОЦЕНОК

     

    7.      Д/З: Дома помочь маме с заморозкой продуктов; принести эскизы изделий с вышивкой; альбом; цветные карандаши; ластик; доклад «традиционные виды рукоделия».

     

     

    8.      УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА.

    angschool17.ucoz.ru

    Урок СБО по теме "Варка варенья из фруктов"

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО СБО 8 класс Дата_______________

    Тема: Варка варенья из фруктов.

    Приготовление варенья из яблок. (Практическая работа)

    Цели:

    Обучающие: познакомить учащихся с одним из способов консервирования плодов: консервированием сахаром; учить технологии приготовления сахарного сиропа, варенья; прививать навыки экономного ведения домашнего хозяйства.

    Коррекционные: корригировать моторику рук, формировать навыки работы с ножом

    Воспитательные: воспитывать экономное отношение к продуктам.

    Оборудование: Презентация, миска или таз, нож, деревянная лопаточка, шумовка, весы, продукты для приготовления варенья, банки стеклянные различной емкости, весы, приспособления для закатки.

    Словарь: укупорка, варенье, джем, повидло.

    Ход 1-го урока

    I. Организация урока.

    1. Проверка готовности учащихся к уроку.

    II. Повторение пройденного материала.

    Опрос учащихся по вопросам:

    1. Что такое консервирование? (запись на доске ломаного правила)

    2. Какие способы консервирования вы знаете? (сушка, соление, квашение, заморозка и др.)

    3. С каким видом заготовки овощей вы познакомились на прошлом уроке?

    4. Какие продукты для квашения капусты понадобятся? (один ученик отвечает устно, другой за закрытой доской крепит магнитами изображения этих продуктов, причем выбирает из большего, чем необходимо вариантов).

    5. Какие инструменты и приспособления понадобятся для приготовления квашеной капусты? (Крепим иллюстрации по очереди и дописываем названия)

    Итоги ответов, предварительное оценивание работы учащихся.

    III. Изучение нового материала.

    Загадки: Если с сахаром все фрукты

    Кто-то сварит все подряд,

    Это будет объеденье.

    И много банок в ряд стоят (варенье)

    Из растительных продуктов,Из известных ягод, фруктов,Из всего, что сладко, сочно,Что съедобно и не очень,Детям всем на объедение,Можем мы сварить …(варенье)

    Вопрос: Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? (ответы детей)

    Тема урока: Консервирование плодов сахаром. Приготовление варенья из яблок. (записывают в тетради)

    Физминутка.

    Цель сегодняшнего урока: научиться готовить варенье из яблок.

    Вопросы: Вы любите варенье?

    Какое ваше любимое варенье?

    Словесно-иллюстративный рассказ с использованием презентации.

    Слайд2 (пустой) Консервирование сахаром. Сахар при концентрации его в растворе не ниже 60-65 % обладает консервирующими свойствами, и препятствуют развитию различных микроорганизмов. На этом основано консервирование плодов и ягод путем их варки с сахаром.

    Слайд 3 Яблоки очень часто называют плодом здоровья — это действительно так, они содержат большое количество витаминов таких как С, В1, В2, Р, Е, в том числе марганец и калий. Также это один из легко усваивающихся источников железа. Яблоки используют не только для профилактики простудных заболеваний, но и для лечения тяжелых недугов как злокачественные образования. Достаточное количество калия помогает стабилизировать кровяное давление, а кальций необходим для укрепления зубной эмали и костной ткани.

    Слайды 4,5,6,7,8 . В зависимости от предварительной подготовки плодов и ягод и характера самой варки можно получить различные продукты - варенье, джем (словарное слово), повидло, мармелад, желе, компот. Джем имеет желеобразную массу, содержащую проваренные в сиропе ягоды или плоды как целиком, так и порезанные на кусочки. В отличие от варенья сироп в джеме не отделяется от плодов, а плоды мягкие, разварившиеся. Мармелад получают из уваренного с сахаром плодово-ягодного пюре.

    Слайд 9. (Что такое варенье) Запись в тетради.

    Вареньем называется продукт, полученный из цельных или разрезанных на дольки плодов или ягод, сваренных в сахарном сиропе.

    Варенье должно быть стойким при хранении; плоды и ягоды, из которых оно сварено, не должны утратить своей целостности, формы и вида, в каком они были подготовлены к варке.

    Слайд 10. (Продукты для приготовления)

    Слайд 11. (Инструменты для приготовления)

    Слайд 12. Приготовление сахарного сиропа.

    Для приготовления консервов из плодов и ягод часто требуется сахарный сироп, от качества которого зависит качество конечного продукта. Поэтому для приготовления сиропа используют только белый сахарный песок. Чтобы приготовить сахарный сироп, необходимое количество сахара надо растворить в строго определенном количестве горячей воды, прокипятить раствор. Затем сироп процеживают через марлю.

    Сироп должен иметь хорошую консистенцию и быть прозрачным.

    Запишем в технологическую карту: 1. Засыпаем сахар в миску.

    2. Добавляем воду.

    3. Доводим до кипения.

    Слайд 13. Первичная обработка яблок.

    Запишем в технологическую карту: 1. Моем яблоки

    2. Удаляем серединку и нарезаем

    дольками.

    Слайд 14. Тепловая обработка яблок. Добавляем нарезанные дольками яблоки в сироп и варим в течение 10-15 минут.

    Варят варенье в специальном тазике. Образующуюся пену удаляют ложкой или шумовкой. Готовность варенья обычно определяют на холодном блюдце: если капля не расплывается - варенье готово. Варят варенье двумя способами: многократной варкой или в один приём.

    Запишем в технологическую карту: 1. Выливаем сироп в миску.

    2. Засыпаем яблоки в миску.

    3. Варим 10-15 минут, помешивая.

    Слайд 15. Раскладываем готовое варенье в подготовленные банки и укупориванием (словарное слово).

    Запишем в технологическую карту: 1. Выкладываем в банки варенье.

    2. Закупориваем банки.

    Слайд 16. Вид готового варенья.

    Слайд 17. Вопросы.

    Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    Ход 2-го урока

    IV. Практическая работа.

    Повторим,

    1. О чем мы узнали на предыдущем уроке?

    2. Какие продукты необходимы для приготовления варенья из яблок? (яблоки, сахар, вода)

    3. Какую первичную обработку яблок необходимо провести? (помыть, нарезать)

    1.Вводный инструктаж.

    При консервировании, при подготовке тары и продуктов, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические правила.

    - Перед началом работы надо надеть спецодежду, вымыть руки с мылом.

    - Тару тщательно вымыть и простерилизовать.

    - Внимательно отсортировать продукты для консервирования.

    - Очищать, нарезать фрукты и ягоды следует ножами из нержавеющей стали.

    - Обязательно выдерживать время уваривания.

    - Работая с нагревательными приборами, будьте очень внимательны во избежание ожогов.

    2. Выполнение практической работы.

    Учащиеся выполняют практическую работу, работая группами.

    1 этап. Подготавливают яблоки. Взвешивают. (Чем можно взвесить яблоки и сахар? Какие весы вы знаете?) (Напольные, кантер, кухонные) (Какие яблоки используют для варенья? Назовите сорта яблок.)

    2 этап. Готовят сахарный сироп. Отмеряют полстакана воды. (Сколько грамм в стакане?), (Сколько грамм в половине стакана?) Отмеряют 1 кг. сахара.

    Процеживают через ситечко.

    3 этап. Заливают яблоки сахарным сиропом и на медленном огне проваривают.

    Вопрос: Почему яблоки разные?

    4 этап. Перекладывают варенье в подготовленные банки и закупоривают.

    По окончании работы учащиеся оценивают качество полученного продукта (варенья из яблок), обращая внимание на целостность плодов, прозрачность сиропа, распределение плодов в сиропе.

    Проводят тест на готовность с помощью блюдца.

    V. Итог урока.

    1. Закрепление изученного материала.

    На столе учитель расставляет посуду с различными видами консервов из плодов и ягод (варенье, компот, желе, повидло, джем).

    Задание. С закрытыми глазами определить плоды или ягоды, из которых изготовлен дегустируемый продукт, затем по внешнему виду консервов определить вид консервирования.

    2. Заключительное слово учителя. Сегодня на уроке вы познакомились лишь с несколькими способами консервирования плодов и ягод сахаром. Но вареньем, джемом, не ограничивается весь ассортимент сладких заготовок. Например, в последнее время широкое распространение получил способ сохранения плодов и ягод путем перетирания их с сахаром. Законсервированные таким образом плоды и ягоды по вкусу, аромату и количеству витаминов мало отличаются от свежих и являются ценным и очень вкусным пищевым продуктом. Читайте журналы, книги, ищите новые рецепты, придумывайте свои фирменные заготовки и, я надеюсь, что полученные на уроке начальные знания и умения помогут вам стать хорошими, рачительными хозяйками.

    3. Выставление оценок, их аргументация.

    Технологическая карта приготовления варенья из яблок.

    Первичная обработка:

    1. Моем яблоки

    2. Удаляем серединку и нарезаем дольками.

    Яблоки 1 кг.

    Разделочная доска

    нож

    миска

    2.

    Приготовление сахарного сиропа

    1. Засыпаем сахар в миску.

    2. Добавляем воду.

    3. Доводим до кипения.

    Сахар – 1 кг.

    Вода - 100гр.

    Миска

    Ложка

    Весы

    3.

    Тепловая обработка

    1. Выливаем сироп в миску.

    2. Засыпаем яблоки в миску.

    3. Варим 10-15 минут, помешивая.

    Сироп

    Нарезанные яблоки

    Миска

    Ложка

    4.

    1. Выкладываем в банки варенье.

    2. Закупориваем банки.

    Готовое варенье

    Банки

    Крышки

    Технологическая карта приготовления варенья из яблок.

    Первичная обработка:

    1. Моем яблоки

    2. Удаляем серединку и нарезаем дольками.

    Яблоки 1 кг.

    Разделочная доска

    нож

    миска

    2.

    Приготовление сахарного сиропа

    1. Засыпаем сахар в миску.

    2. Добавляем воду.

    3. Доводим до кипения.

    Сахар – 1 кг.

    Вода - 100гр.

    Миска

    Ложка

    Весы

    3.

    Тепловая обработка

    1. Выливаем сироп в миску.

    2. Засыпаем яблоки в миску.

    3. Варим 10-15 минут, помешивая.

    Сироп

    Нарезанные яблоки

    Миска

    Ложка

    4.

    1. Выкладываем в банки варенье.

    2. Закупориваем банки.

    Готовое варенье

    Банки

    Крышки

    Технологическая карта приготовления варенья из яблок.

    Первичная обработка:

    1. Моем яблоки

    2. Удаляем серединку и нарезаем дольками.

    Яблоки 1 кг.

    Разделочная доска

    нож

    миска

    Приготовление сахарного сиропа

    1. Засыпаем сахар в миску.

    2. Добавляем воду.

    3. Доводим до кипения.

    Сахар – 1 кг.

    Вода - 100гр.

    Миска

    Ложка

    Весы

    Тепловая обработка:

    1. Выливаем сироп в миску.

    2. Засыпаем яблоки в миску.

    3. Варим 10-15 минут, помешивая.

    Сироп

    Нарезанные яблоки

    Миска

    Ложка

    1. Выкладываем в банки варенье.

    2. Закупориваем банки.

    Готовое варенье

    Банки

    Крышки

    Технологическая карта приготовления варенья из яблок.

    Ингредиенты: яблоки 1 кг., сахар 1 кг., вода 100гр.

    Оборудование: разделочная доска, кухонный нож, миска, таз, ложка, весы, банки, крышки.

    Первичная обработка:

    1. _________________

    2. _________________

    ___________________

    Яблоки 1 кг.

    Разделочная доска

    нож

    миска

    Приготовление сахарного сиропа

    1. _________________

    2. _________________

    3. _________________

    Сахар – 1 кг.

    Вода - 100гр.

    Миска

    Ложка

    Весы

    Тепловая обработка

    1. _________________

    2. _________________

    3. _________________

    Сироп

    Нарезанные яблоки

    Миска

    Ложка

    1. _________________

    2. _________________

    Готовое варенье

    Банки

    Крышки

    Технологическая карта приготовления варенья из яблок.

    Задание: Поставить цифрами этапы приготовления варенья из яблок

    Первичная обработка:

    1. Моем яблоки

    2. Удаляем серединку и нарезаем дольками.

    Яблоки 1 кг.

    Разделочная доска

    нож

    миска

    1. Выкладываем в банки варенье.

    2. Закупориваем банки.

    Готовое варенье

    Банки

    Крышки

    Тепловая обработка

    1. Выливаем сироп в миску.

    2. Засыпаем яблоки в миску.

    3. Варим 10-15 минут, помешивая.

    Сироп

    Нарезанные яблоки

    Миска

    Ложка

    Приготовление сахарного сиропа

    1. Засыпаем сахар в миску.

    2. Добавляем воду.

    3. Доводим до кипения.

    Сахар – 1 кг.

    Вода - 100гр.

    Миска

    Ложка

    Весы

    Технологическая карта приготовления варенья из яблок.

    Задание: Поставить цифрами этапы приготовления варенья из яблок

    Первичная обработка:

    1. Моем яблоки

    2. Удаляем серединку и нарезаем дольками.

    Яблоки 1 кг.

    Разделочная доска

    нож

    миска

    1. Выкладываем в банки варенье.

    2. Закупориваем банки.

    Готовое варенье

    Банки

    Крышки

    Тепловая обработка

    1. Выливаем сироп в миску.

    2. Засыпаем яблоки в миску.

    3. Варим 10-15 минут, помешивая.

    Сироп

    Нарезанные яблоки

    Миска

    Ложка

    Приготовление сахарного сиропа

    1. Засыпаем сахар в миску.

    2. Добавляем воду.

    3. Доводим до кипения.

    Сахар – 1 кг.

    Вода - 100гр.

    Миска

    Ложка

    Весы

    infourok.ru






23.10.2014
14.10.2014
13.10.2014
Статьи

  
Vershok-Koreshok | Все права защищены © 2018 | Карта сайта