Главная  О Компании     Новости Контакты

1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор. Овощи во множественном числе и ласково


Домашние задания

СЕНТЯБРЬ 1-я неделя

Овощи

Для детей 4-5 лет 1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом "овощи", помочь запомнить обобщающее понятие "овощи". 2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей. 3. По возможности показать и рассказать, где растут овощи. 4. Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет). 5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным. Морковь (какая?) - оранжевая, овальная... Помидор (какой?) - ... Огурец (какой?) - ... И так далее. 6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. 1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров. 1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... 1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... 1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И так далее. 7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Помидор - помидорчик. Репа - репка. И так далее. 8. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Один помидор - много помидоров. Одна морковь - много моркови. И так далее. 9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже. Огурец - огурцы. Помидор - помидоры. Репа - репы. И так далее. 10. Упражнение "Измени по образцу" на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе. Растет - растут. Зреет - ... Зеленеет - ... Краснеет - ... Сажает - ... Копает - ... Окучивает - ... Рыхлит - ... Поливает - ... Убирает - ... Спеет - ... 11. Развитие пространственной ориентации на плоскости и развитие мелкой моторики. Нарисовать 3-4 вида овощей в количестве "один", "много". С левой стороны листа нарисовать по одному овощу, с правой - по нескольку овощей. Ответить на вопрос: "Что нарисовал (а)?" (Ответ: "Слева я нарисовал огурец, справа я нарисовал репу...") 12. Упражнения для пальчиков "Засолка капусты" на развитие мелкой моторики. Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз) Мы морковку трем, (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя) Мы капусту солим (движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки) Мы капусту жмем. (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки) 13. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос: "Из чегохозяйка варила суп?" Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковь, горох, Петрушку и свеклу, ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковь, горох Петрушка и свекла, ох! И суп овощной оказался неплох! (Ю. Тувим) Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат - Наша грядка просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, То запомнил обязательно. Отвечай-ка по-порядку: Что растет на нашей грядке? (В. Коркин) 14. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки. Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь) Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (репка) Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук) 15. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое). Капуста Росточком была, все воду пила. Побелела, растолстела, Словно сахар захрустела. Лето прожила, много листьев сберегла, Одевалась, одевалась, А раздеться не смогла. (А. Прокофьев) Огород В огороде много гряд, Тут и репа, и салат. Тут и свекла, и горох, А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас накормит круглый год. (А. Прокофьев) 16. Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай по запаху" на развитие тактильно-вкусовых ощущений. Предложить ребенку узнать овощи на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами. Для детей 5-7 лет 1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом. 2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей. 3. Расспросить ребенка, где растут овощи. 4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет). 5. Рассказать ребенку о труде колхозников осенью по сборке урожая овощей. Помочь запомнить информацию. 5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным. Морковь (какая?) - оранжевая, овальная... Помидор (какой?) - ... Огурец (какой?) - ... И так далее. 6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. 1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров. 1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... 1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... 1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И так далее. 7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Помидор - помидорчик. Репа - репка. И так далее. 9. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Один помидор - много помидоров. Одна морковь - много моркови. И так далее. 10. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже. Огурец - огурцы. Помидор - помидоры. Репа - репы. И так далее. 11. Упражнение "Измени по образцу" на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе. Растет - растут. Зреет - ... Зеленеет - ... Краснеет - ... Сажает - ... Копает - ... Окучивает - ... Рыхлит - ... Поливает - ... Убирает - ... Спеет - ... 12. Упражнение "Измени по образцу" на изменение глаголов прошедшего времени по числам. Что делал? -- Что делала? -- Что делали? Сажал -- Сажала -- Сажали Копал -- ............. -- ............. Поливал -- ............. -- ............. Рыхлил -- ............. -- ............. Окучивал -- ............. -- ............. Собирал -- ............. -- ............. 13. Упражнение " Какой сок?" (учимся образовывать относительные прилагательные). Сок из огурца - огуречный. Сок из моркови - морковный. Сок из лука - луковый. И так далее. 14. Упражнение "Какие овощи?" ( учимся образовывать отглагольные прилагательные). Если вощи сварить, то они будут какие? - Вареные. А если овощи пожарить, тогда они будут какие? - Жаренные. Если овощи потушить, то они будут ... Если морковь парить, то морковь будет ... Если огурцы посолить, то они будут ... Если помидоры мариновать, то они станут ... Если капусту квасить, то капуста будет ... 15. Развитие связной устной речи. А) Составление предложений из слов. Помидор, лежать, куст, под. Картошка, расти, огород, в. Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение "Закончи предложение"). Мама почистила картошку, чтобы... Мама помыла овощи, чтобы... Мама купила свеклу, чтобы... В) Составление сложносочиненных предложений по образцу. Морковь оранжевая, а огурец - зеленый. Лук горький, а репа - ... И так далее. 16. Познакомить детей с многозначными словами. Объяснить, что слово "лук" имеет два значения. 17. Развитие логического мышления. Отгадать загадки. Я длинный, зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (огурец) Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня ищи. (капуста) Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, А рубашка зелена, весь день на солнышке она. (редис) 18. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос: "Из чего хозяйка варила суп?" Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковь, горох, Петрушку и свеклу, ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковь, горох Петрушка и свекла, ох! И суп овощной оказался неплох! (Ю. Тувим) Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат - Наша грядка просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, То запомнил обязательно. Отвечай-ка по-порядку: Что растет на нашей грядке? (В. Коркин) 19.Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков. У Лариски две редиски, У Алешки - две картошки, У Сережки- орванца - два зеленых огурца. А у Вовки - две морковки. Да еще у Петьки Две хвостатых редьки. (По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с большого, на одной или обеих руках.) 20.Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение. Помидор. В огороде помидор Взгромоздился на забор. Притворяется негодник, Будто сам он - огородник! Ай-ай-ай, помидор! Стыд тебе и позор! Возмутилась тетя репа: - Это глупо и нелепо! Ай-ай-ай, помидор! Стыд тебе и позор! Крикнул дядя огурец: - Безобразник! Сорванец! Ай-ай-ай, помидор! Стыд тебе и позор! Покраснел сорванец, Устыдился, наконец, И скатился чин по чину К огороднику в корзину! (Я. Бжехва) Считалочка Как-то вечером на грядке Репа, свёкла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали вкруг. Рассчитались четко тут же: Раз, два, три, четыре, пять! Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать! Для занятий хорошим подспорьем будет альбом № 1 "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР". Автор Н. Э. Теремкова, стр. 5-9.

На главную страницу

det-1446-127322.narod.ru

Единственное и множественное число имен существительных

В. В. СЕНИЧКИНА

КОНСПЕКТЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ

КАТЕГОРИЙ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С ОНР

(в ДОУ)

Методическое пособие

 

 

Мурманск

НИЦ «Пазори»

2002г.

Содержание

Тема "Осень"

1 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

2Единственное и множественное число имен существительных

3 Предложения, распространенные однородными определениями

Тема "Овощи"

4Падежные конструкции. Родительный падеж

существительных в единственном числе

5 Подбор определений

6. Составление описательного рассказа с использованием сенсорно-графического плана

Тема "Фрукты"

7. Относительные прилагательные

8 Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана

9. Составление рассказа по картинке с использованием опорных картинок

Тема "Посуда"

10. Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе без предлога.........................

11. Образование относительных прилагательных.

12. Приставочные глаголы

Тема "Продукты питания"

13. Относительные прилагательные

14. Антонимы

Тема "Дикие животные"

15 Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам

16. Притяжательные прилагательные

17. Образование сложных прилагательных

18. Составление рассказа о диком животном с использованием мнемотаблицы

Тема "Зимующие птицы"

19.Предложно-падежные конструкции

20 Образование сложных прилагательных

21. Приставочные глаголы

22. Составление описательного рассказа о двух птицах в сравнении

Тема"Игрушки"

23. Согласование местоимений мой, моя с существительными

24. Предлоги в, из

25. Составление рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы

Тема "Зима"

26. Предложения, распространенные однородными членами

27. Составление творческого рассказа с использованием опорных картинок

28. Составление рассказа по серии картинок с придумыванием конца.

Тема "Мебель"

29. Предметно-падежные конструкции. Изменение существительных по падежам

30. Дифференциация предлогов за, под

31. Сложные предлоги

32. Составление рассказа по опорным картинкам

Тема "Семья"

33. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

34. Сложноподчиненное предложение с союзом чтобы

35. Составление рассказа "Как я помогаю маме"

(из личного опыта ребенка)

Тема "Одежда"

36. Расширение и активизация словаря

37. Пересказ рассказа с придумыванием конца

Тема "Транспорт"

38. Приставочные глаголы

39. Составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы

Тема "Профессии"

40. Обогащение и активизация словаря

41. Составление описательного рассказа по схеме

42. Составление рассказа "Кем я хочу стать" с использованием мнемодорожки

Тема "Весна"

43. Предложения, распространенные однородными членами

44. Составление описательного рассказа о двух временах года в сравнении с опорой на мнемотаблицы

Тема "Мой город"

45. Составление рассказа о Мурманске с использованием мнемотаблицы

46. Составление творческого рассказа "По дороге в детский сад"

Перспективное тематическое планирование

Приложение. Мнемотаблицы

 

Введение

 

Дошкольный возраст является важнейшим периодом в разви­тии речи детей. К пяти годам ребенок должен овладеть основными компонентами речевой системы родного языка: правильно произ­носить все звуки, иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования, словоизменения, строить разверну­тые предложения разных типов, пересказывать рассказы и сказки, полно и последовательно излагать свои мысли.

Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Несформированность внимания, недостаточное разви­тие словесно-логического мышления и лексико-грамматических ка­тегорий затрудняет овладение связной речью.

У таких детей в словаре мало обобщающих понятий, антони­мов, синонимов, определений. Они не знают названий частей предметов, объектов, часто заменяют их словами, употребляющи­мися в сходных ситуациях, близкими по значению, внешним при­знакам, наименованием всего предмета в целом. Малыши затруд­няются в образовании существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами, употреблении форм единственного и мно­жественного числа, образовании приставочных глаголов, притяжа­тельных, относительных прилагательных, делают ошибки при упот­реблении предложно-падежных конструкций и т. д.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и граммати­ческим строем родного языка тормозят процесс развития связной ре­чи, своевременный переход от диалогической формы к контекстной.

Неполноценная речевая деятельность влияет на состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления, а также таких важных психических процессов, как вни­мание, восприятие, память.

Система специально разработанных занятий по формирова­нию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи включает задания, упражнения, игры на развитие психологической базы речи. В пособии представлены конспекты различных типов, объединенные лексическими темами. Подобная преднамеренная разноплановость показывает возможность различной трансформа­ции материала и методических приемов, помогает избежать рецеп-турности, подчеркивает вариантную возможность работы.

Все занятия строятся с учетом требований и рекомендаций программы "Коррекция обучения и воспитания детей с общим не доразвитием речи" Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Данные конспекты могут быть использованы воспитателями, логопедами как основа для творческих, нестандартных собствен­ных занятий.

Занятия по развитию речи - это целостная система педагоги­ческих приемов, состоящих из ряда взаимодействующих* частей. Необходимым условием для воспитания у детей интереса к слову, потребности в речи является одновременное воздействие инфор­мации на сенсорную, интеллектуальную и эффективно-волевую сферу ребенка. В связи с этим от воспитателя требуется умение четко формулировать цели занятия. При составлении конспекта учитываются три задачи: обучающая, коррекционная, развиваю­щая. Коррекционная задача направлена на развитие высших пси­хических функций: внимания, восприятия, логического мышления, разных видов памяти (зрительной, слуховой, вербальной и т. д.).

Развивающая направлена на формирование нравственных начал: доброты, честности, любви к животным, людям, милосер­дия, трудолюбия и т. д.

Все три задачи одинаково важны, и только при комплексной их реализации возможно развитие речи и личности ребенка.

Процесс планирования занятия начинается с определения це­ли, которая должна быть четко сформулирована с акцентом на обучающую деятельность, на развитие познавательной активности детей. Критерием отбора методов и приемов является смена дея­тельности, т. е. воспитатель должен так построить занятие, чтобы дети попеременно упражняли различные анализаторы: слуховой -зрительный - речедвигательный - тактильный и т. д. При таком под­ходе к обучению и развитию ребенка соблюдается охранительный режим работы, создаются условия для активной деятельности до­школьников.

Еще И. П. Павлов неоднократно подчеркивал, что переключе­ние в работе является активным отдыхом. На занятии не должна доминировать беседа, т. к. дети быстро устают, отвлекаются, начи­нают скучать, зевать и т. д. Правильно спланированное занятие включает в себя разнообразные методы и приемы работы: про­блемные вопросы, познавательные задачи, головоломки, загадки и т. д.

Занятие любого типа начинается с организационного момента. Для его реализации предпочтительно использование заданий на развитие зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления. Продолжительность этого этапа 1-2 минуты. Цель - на­строить детей на активную познавательную деятельность.

В зависимости от конкретного содержания, от насыщенности занятия в определенный момент, чаще между 3 и 4 этапами преду­сматривается проведение физкультминутки. В физкультминутках сочетаются двигательные упражнения с речью, можно использо­вать сочетание двигательной активности с неречевой деятельно­стью.

Важным моментом при подготовке занятия является отбор на­глядных пособий. Они должны быть достаточной величины, ярко­сти, эстетически оформлены. Малогабаритные и невыразительные, тусклые картинки даже при достаточном количестве не способст­вуют эффективности работы. Наглядность и игровой момент акти­визируют интеллектуальный компонент процесса обучения, а не выступают в качестве развлечения.

Четкая формулировка триединой цели занятия, определения его типа и структуры, отбор лексического материала и наглядности, определение видов деятельности детей на каждом этапе - все это слагаемые успеха для развития связной речи и познавательной деятельности у дошкольников.

 

 

ТИПЫ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Выделяются следующие типы занятий:

- вводные;

- комбинированные;

- по изучению нового материала;

- обобщающие.

Каждый из этих типов занятий имеет свою дидактическую цель.

Вводные занятия

Цель: выявить уровень знаний по теме. Структура вводного занятия:

1. Организационный момент (1-2 мин.).

2. Введение в тему.

Предпочтительным вариантом является определение темы занятия детьми. Это достигается использованием различных зага­док, описаний, игр-угадаек.

3. Активизация имеющихся знаний у детей.

Цель: определить, что знают дети по данной теме. Логопеду или воспитателю важно установить объем имеющихся представлений, точность сенсорных эталонов, лексический запас и его грам­матический уровень. В занятиях данного типа этот этап является основным. Его продолжительность 15-20 минут. Необходимо ис­пользовать методы, предполагающие узнавание предмета по вкусу, запаху, форме. Упражнения по подбору синонимов, антонимов, описаний и т. д.

4. Итог занятия (содержательный и деятельностный).

Занятия по изучению нового материала

1. Организационный момент (1-2 мин.).

2. Повторение пройденного (5-6 мин.).

3. Изучение нового материала (10 мин.).

4. Обобщение изученного (5 мин.).

5. Закрепление (5 мин.).

6. Итог занятия.

Занятия этого типа являются основными в практике логопеда и воспитателя. В ходе их проведения имеется возможность закре­пить ранее полученные знания и дать новые.

Занятия обобщающего типа

Цель: систематизация лексической и грамматической инфор­мации (познавательной).

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Обобщение (с использованием различных методических приемов).

4. Итог.

Анализ занятия

При анализе занятия следует учитывать следующие критерии:

1. Четкость темы и целей, конкретность их реализации на каж­дом этапе занятия.

2. Четкость выраженной этапности, т. е. наличие логико-мето­дической структуры плана. Начинающий логопед или воспитатель может составлять подробные конспекты занятия, а более опытный -схематичные.

3. Оценивается подбор материала для занятия и его дидакти­ческая обусловленность (разнообразие, оформление, размер и т. д.).

4. Организация, поведение детей на занятии: заинтересован­ность, активность, сосредоточенность и т. д.

5. Учитывается речь детей, оцениваются виды помощи воспи­тателя, логопеда.

6. Оценивается речь педагога: количество, качество темп эмоциональная окрашенность. Важно не только то, что говорит ло­гопед или воспитатель, но и как он говорит.

7. Степень энергоемкости, насыщенность новой информацией степень содержательности отработанного материала, работа по расширению кругозора детей и т. д.

 

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА "ОСЕНЬ"

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Цели:

1. Уточнение, расширение словаря существительных, прила­гательных по теме "Осень".

2. Развитие словообразовательной функции речи на основе упражнения детей в образовании существительных с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

3. Формирование фразовой речи.

4. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления.

Оборудование:

Четыре картинки: весна, лето, зима, осень; предметные кар­тинки к заданию "Что принесла осень?": грибы, разноцветные ли­стья, сухая трава, тучи, дождь, ягоды, улетающие птицы, корзина с разными овощами, корзина с разными фруктами, изображение буквы О.

Ходзанятия.

1. Организационный момент. Развитие слуховой памяти.

- Сядет тот, кого назову ласково.

2. Введение в тему. Развитие логического мышления, зри­тельного восприятия.

Логопед на наборном полотне располагает четыре картинки с изображением времен года.

- Рассмотрите внимательно картинки. Какие времена года изо­бразил художник?

- Отгадайте загадку. О каком времени года в ней говорится?

Несу я урожай,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю. (Осень).

- Почему вы так думаете?

- Найди среди картинок отгадку.

3. Активизация имеющихся у детей знаний.

Уточнение, расширение словаря существительных, прилага­тельных по теме "Осень". Образование существительных с умень­шительно-ласкательными суффиксами.

На ковре лежат предметные картинки: грибы, ягоды, разно­цветные листья, дождь, тучи, сухая трава, корзина с разными ово­щами, корзина с разными фруктами.

- Рассмотрите картинки. Назовите ласково то, что на них нари­совано:

грибы - грибочки, ягоды - ягодки, тучи - тучки и т. д. Логопед закрепляет в центре фланелеграфа большую букву "О".

- Какой первый звук вы слышите в слове "осень"?

- Что принесла с собою осень?

Дети по очереди поднимают картинки и располагают их вокруг буквы.

Примерные ответы детей.

• Осень принесла с собой разноцветные листья.

• Осень принесла с собой сухую траву. Осень принесла с со­бой фрукты.

- Какие фрукты принесла осень?

• - Осень принесла яблоки, груши.

- Какие яблоки?

• - Яблоки спелые, вкусные, сочные, душистые и т. д.

4.Закрепление.

- Хлопните в ладоши, если услышите слово, которое я назовуласково.

Яблоко, слива, вишенка, лист, цветочек и т. д.

5.Итог. Оценки работы детей на занятии.

Единственное и множественное число имен существительных

Цели:

1. Активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме "Осень".

2. Формирование навыков практического употребления суще­ствительных единственного и множественного числа.

3. Развитие фразовой речи.

4. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памя­ти, логического мышления, мимики, эмоций, мелкой моторики рук.

Оборудование:

Предметные картинки разного размера, цвета, по количеству детей, мнемотаблица "Осень", карточки к заданию "Обведи по точ­кам", разноцветные листья по количеству детей, набор контурных цветных картинок для фланелеграфа: зеленые деревья, желтые деревья, темные тучи, светлые тучи, дождь, снег, улетающие пти­цы, прилетающие птицы, большое солнце, солнце завучей, зеле­ная трава, желтая трава.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания,зрительного восприятия.

- Сядет тот, у кого на стуле лежат маленькие красные листоч­ки, большие желтые цветы и т. д.

Ребенок называет свою картинку и показывает детям.

• У меня маленькие красные листочки (зеленый большойогурец, маленькая синяя тучка и т. д.).

2. Введение в тему. Активизация словаря существительных,прилагательных, глаголов по теме "Осень", развитие фразовой ре­чи, логического мышления.

Логопед ставит на мольберт мнемотаблицу "Осень" (см. при­ложение).

- Рассмотрите внимательно таблицу. Что на ней нарисовано?(Разбирается каждый рисунок).

• Здесь нарисованы разноцветные листья (синие тучи,дождь, улетающие птицы, солнце за тучей и т. д.).

- Какое время года зашифровано на этой таблице? (Осень).

- О каком времени года мы будем говорить на занятии?

- Какая бывает осенью погода?

• Осенью бывает дождливая, холодная, пасмурная погода.

- Что происходит с листьями? (Травой, цветами).

- Куда улетают осенью птицы?

- Почему они улетают? И так далее.

3. Изучение нового материала. Практическое употреблениесуществительных единственного и множественного числа. Разви­тие мелкой моторики рук. Задание "Обведи по точкам".

(Дети сидят за столами).

- Рассмотрите внимательно карточки.

(Карточки разделены на две части: справа несколько предме­тов в точечном изображении, слева - один: гриб - грибы, туча - тучи, яблоко - яблоки, лист - листья, корзина - корзины, огурец - огурцы).

- Что ты обводишь?

• Я обвожу гриб.

- Что ты сейчас будешь обводить?

• Я буду обводить грибы.

- Что ты обвел сначала, что ты обвел потом?

• Сначала я обвел гриб, а потом я обвел грибы и т. д

Физкультминутка.

Логопед раздает детям разноцветные листья.

Листопад, листопад (дети машут листьями),

Листья желтые летят (дети кружатся),

Землю устилают (дети приседают),

Дальше улетают (дети встают и машут листьями).

4. Закрепление материала. На столе лежат контурные цвет­ные картинки.

- Рассмотрите внимательно картинки, отберите только те, ко­торые относятся к осени. Составьте из них картину.

(Дети отбирают картинки и располагают их на фланелеграфе). Примерные ответы детей:

• Осенью листья на деревьях желтеют.

• Солнце прячется за тучи.

• Часто идет дождь.

• Птицы улетают на юг.

• Трава желтеет и сохнет.

Логопед просит детей показать, как они грустят, когда идет дождь, удивляются, увидев первые снежинки, радуются, когда на­ходят в лесу большой гриб.

5.Итог. Оценка работы детей.

pdnr.ru

Домашнее задание на 1 неделю сентября.

?

Домашнее задание на 1 неделю сентября.

Для детей 4-5 лет.

Тема «Овощи»

  1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом «овощи», помочь запомнить обобщающее понятие «овощи».
  2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.
  3. По возможности показать и рассказать, где растут овощи.
  4. Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).
  5. Упражнение на согласование существительных с прилагательным.«Назови цвет, форму»
  • Морковь (какая?) - оранжевая, овальная
  • Помидор (какой?)-
  • Огурец (какой?)- и т.д.
  • Упражнение на согласование числительных с существительными. «Посчитай»
    • 1 помидор, 2 помидора, 3…, 4…, 5 помидоров
    • 1 огурец, 2…, 3…, 4…, 5…
    • 1 репа, 2…, 3…, 4…, 5…
    • 1 кабачок, 2…, 3…, 4…, 5… и т.д.
  • Упражнение на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково»
    • Помидор - помидорчик
    • Репа - репка, и т.д.
  • Употребление существительных в род. пад. мн. числа. Упражнение «Один-много»
    • Один помидор - много помидоров
    • Одна  морковь - много моркови и  т.д.
  • Упражнение на образование множественного числа сущ. в им. пад.
    • Огурец - огурцы
    • Помидор-помидоры
    • Репа-репы  и т.д.
  • Упражнение на употребление глаголов настоящего времени во мн. числе. «Измени по образцу»
    • Растет - растут
    • Зреет-
    • Зеленеет-
    • Краснеет-
    • Сажает-
    • Копает-
    • Окучивает-
    • Рыхлит-
    • Поливает-
    • Убирает-
    • Спеет-
  • Развитие пространственной ориентации на плоскости и развитие мелкой моторики.
    • Нарисовать 3-4 вида овощей в количестве «один», «много». С левой стороны листа нарисовать по одному овощу, с правой - по нескольку овощей.
    • Ответить на вопрос: Что нарисовал (а)? (слева я нарисовал огурец, справа я нарисовал репу)
  • Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков. «Засолка капусты»
    • Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)
    • Мы морковку трем (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)
    • Мы капусту солим (движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)
    • Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)
  • Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение  и ответить на вопрос: Из чего хозяйка варила?
  • Ю.Тувим.

    Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковь, горох, петрушку и свеклу, ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковь, горох, петрушка и свекла, ох! И суп овощной оказался неплох!

    В.Коркин

    Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат- Наша грядка просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, То запомнил обязательно. Отвечай-ка по – порядку: Что растет на нашей грядке?

  • Развитие логического мышления. Учить отгадывать загадки.
    • - Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь)
    • -Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (репка)
    • -Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
  • Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое)
  • А.Прокофьев

    Капуста. Росточком была, все воду пила Побелела, растолстела Словно сахар захрустела. Лето прожила, много листьев сберегла, Одевалась, одевалась, А раздеться не смогла.

    Огород. В огороде много гряд, Тут и репа, и с салат. Тут и свекла и горох, А картофель разве плох? Наш зеленый огород нас накормит круглый год.

  • Дидактические игры на развитие тактильно-вкусовых ощущений. «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» Предложить ребенку узнать овощи на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами
  •  

     

    Для детей 5-7 лет.

    Тема «Овощи»

    1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом
    2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.
    3. Расспросить ребенка, где растут овощи.
    4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет)
    5. Рассказать ребенку о труде колхозников осенью по сборке урожая овощей. Помочь запомнить информацию.
    6. Упражнение на согласование существительных с прилагательным. «Назови цвет, форму»
    • Морковь (какая?) - оранжевая, овальная
    • Помидор (какой?)-
    • Огурец (какой?)- и т.д.
  • Упражнение на согласование числительных с существительными. «Посчитай»
    • 1 помидор, 2 помидора, 3…, 4…., 5 помидоров
    • 1 огурец, 2…., 3….,4…., 5….
    • 1 репа, 2….., 3….4…., 5….
    • 1 кабачок, 2…., 3…., 4…., 5…. и т.д.
  • Упражнение на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково»
    • Помидор - помидорчик
    • Репа - репка,  и т.д.
  • Употребление существительных в род. пад. мн. числа. Упражнение «Один-много».
    • Один помидор - много помидоров
    • Одна  морковь - много моркови и  т.д.
  • Упражнение на образование множественного числа сущ. в им. пад.
    • Огурец - огурцы
    • Помидор-помидоры
    • Репа-репы  и т.д.
  • Упражнение на употребление глаголов настоящего времени во мн. числе. «Измени по образцу»
    • Растет - растут
    • Зреет-
    • Зеленеет-
    • Краснеет-
    • Сажает-
    • Копает-
    • Окучивает-
    • Рыхлит-
    • Поливает-
    • Убирает-
    • Спеет-
  • Упражнение   на изменение глаголов прошедшего времени по числам. «Измени по образцу».
  • Что делал?

    Что делала?

    Что делали?

    Сажал

    Сажала

    Сажали

    Копал

    Поливал

    Рыхлил

    Окучивал

    Собирал

  • Учить образовывать относительные прилагательные. Упражнение « Какой сок?»
    • Сок из огурца - огуречный
    • Сок из моркови - морковный
    • Сок из лука - луковый и т. д.
  • Учить образовывать отглагольные прилагательные. Упражнение «Какие овощи?»
    • Если овощи сварить, то, они будут какие?- вареные.
    • А если овощи пожарить, тогда они будут какие? - жаренные.
    • Если овощи потушить, то они будут- …
    • Если морковь парить, то морковь будет-…
    • Если огурцы посолить, тогда они будут.-…
    • Если  помидоры  мариновать, тогда они станут-…
    • Если капусту квасить, тогда капуста будет -…
  • Развитие связной устной речи.
    • Составление предложений из слов.
      • Помидор лежать, куст, под.
      • Картошка, расти, огород, в.
    • Составление сложноподчиненных предложений. Упражнение «Закончи предложение»
      • Мама почистила картошку, чтобы…
      • Мама помыла овощи, чтобы…
      • Мама купила свеклу, чтобы…
    • Составление сложносочиненных предложений по образцу.
      • Морковь оранжевая, а огурец - зеленый.
      • Лук горький, а репа -… и т.д.
  • Познакомить детей с многозначными словами. Объяснить,  что слово « лук » имеет два значения.
  • Развитие логического мышления. Отгадать загадки.
    • Я длинный, зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (огурец)
    • Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня ищи. (Капуста)
    • Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый. А рубашка зелена, целый день на солнышке она. (Редис)
  • Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение  и ответить на вопрос: Из чего хозяйка варила?
  • Ю.Тувим.

    Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковь, горох, петрушку и свеклу, ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковь, горох, петрушка и свекла, ох! И суп овощной оказался неплох!

    В.Коркин

    Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат- Наша грядка просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, То запомнил обязательно. Отвечай-ка по – порядку: Что растет на нашей грядке?

  • Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
  • У  Лариски две редиски, У Алешки - две картошки, У Сережки- сорванца - два зеленых огурца. А у Вовки - две морковки. Да еще у Петьки Две хвостатых редьки. (По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с большого, на одной или обеих руках)

  • Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.
  • Я. Бжехва.

    Помидор.

    В огороде помидор взгромоздился на забор. Притворяется негодник, Будто сам он – огородник! Ай- ай-ай, Помидор! Стыд тебе и позор! Возмутилась тетя Репа: -Это глупо и нелепо! Ай- ай-ай, Помидор! Стыд тебе и позор! Крикнул дядя Огурец: -Безобразник! Сорванец! Ай- ай-ай, Помидор! Стыд тебе и позор! Покраснел сорванец, Устыдился, наконец- И скатился чин по чину К огороднику в корзину!

    Считалочка

    Как-то вечером на грядке Репа, свела, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали вкруг. Рассчитались четко тут же: 1,2,3,4,5. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать

    Для занятий хорошим подспорьем будет альбом № 1 «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Автор Н. Э. Теремкова стр5-9.

    www.logoped12.narod.ru

    Речевые упражнения для детей 4-5 лет - Мои статьи - Каталог статей

    Речевые упражнения для детей 4-5 лет

    1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор,

    кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом "овощи", помочь запомнить обобщающее понятие "овощи".

    2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

    3. По возможности показать и рассказать, где растут овощи.

    4. Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

    5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным

    Морковь (какая?) - оранжевая, овальная...

    Помидор (какой?) - ...

    Огурец (какой?) - ...

    И так далее.

    6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

    1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.

    1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    И так далее.

    7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Помидор - помидорчик.

    Репа - репка.

    И так далее.

    8. Упражнение "Один-много" на употребление существительных

    в родительном падеже множественного числа.

    Один помидор - много помидоров.

    Одна морковь - много моркови.

    И так далее.

    9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

    Огурец - огурцы.

    Помидор - помидоры.

    Репа - репы.

    И так далее.

    10. Упражнение "Измени по образцу" на употребление глаголов настоящего  времени во множественном числе.

    Растет - растут.

    Зреет - ...

    Зеленеет - ...

    Краснеет - ...

    Сажает - ...

    Копает - ...

    Окучивает - ...

    Рыхлит - ...

    Поливает - ...

    Убирает - ...

    Спеет - ...

    11. Развитие пространственной ориентации на плоскости и развитие мелкой моторики.

    Нарисовать 3-4 вида овощей в количестве "один", "много".

    С левой стороны листа нарисовать по одному овощу, с правой -

    по нескольку овощей. Ответить на вопрос: "Что нарисовал (а)?"

    (Ответ:"Слева я нарисовал огурец, справа я нарисовал репу...")

    12. Упражнения для пальчиков "Засолка капусты" на развитие мелкой моторики.

    Мы капусту рубим,

    (резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)

    Мы морковку трем,

    (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)

    Мы капусту солим

    (движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)

    Мы капусту жмем.

    (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

    13. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос: "Из чего хозяйка варила суп?"

    Хозяйка однажды с базара пришла,

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, капусту, морковь, горох,

    Петрушку и свеклу, ох!

    Накрытые крышкой, в душном горшке

    Кипели, кипели в крутом кипятке:

    Картошка, капуста, морковь, горох

    Петрушка и свекла, ох!

    И суп овощной оказался неплох!

    (Ю. Тувим)

     

    Что растет на нашей грядке?

    Огурцы, горошек сладкий,

    Помидоры и укроп

    Для приправы и для проб.

    Есть редиска и салат -

    Наша грядка просто клад.

    Но арбузы не растут тут.

    Если слушал ты внимательно,

    То запомнил обязательно.

    Отвечай-ка по-порядку:

    Что растет на нашей грядке?

    (В. Коркин)

    14. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь)

    Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.

    К земле прирос крепко. Что это?

    (репка)

    Сидит дед, во сто шуб одет.

    Кто его раздевает, тот слезы проливает.

    (лук)

    15. Развитие слуховой памяти.

    Выучить стихотворение (любое).

    Капуста

    Росточком была, все воду пила.

    Побелела, растолстела,

    Словно сахар захрустела.

    Лето прожила, много листьев сберегла,

    Одевалась, одевалась,

    А раздеться не смогла.

    (А. Прокофьев)

    Огород

    В огороде много гряд,

    Тут и репа, и салат.

    Тут и свекла, и горох,

    А картофель разве плох?

    Наш зеленый огород

    Нас накормит круглый год.

    (А. Прокофьев)

    16. Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай по запаху" на развитие

     тактильно-вкусовых ощущений.

    Предложить ребенку узнать овощи на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

    Для детей 5-7 лет

    1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь,

     лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис,

    свеклу, чеснок, горох, фасоль.

    Уточнить, как это все можно назвать одним словом.

    2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

    3. Расспросить ребенка, где растут овощи.

    4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

    5. Рассказать ребенку о труде колхозников осенью по сборке урожая овощей.

     Помочь запомнить информацию.

    5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование

    существительных с прилагательным.

    Морковь (какая?) - оранжевая, овальная...

    Помидор (какой?) - ...

    Огурец (какой?) - ...

    И так далее.

    6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

    1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.

    1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    И так далее.

    7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Помидор - помидорчик.

    Репа - репка.

    И так далее.

    9. Упражнение "Один-много" на употребление существительных

    в родительном падеже множественного числа.

    Один помидор - много помидоров. Одна морковь - много моркови.

    И так далее.

    10. Упражнение на образование множественного числа существительного

     в именительном падеже.

    Огурец - огурцы.

    Помидор - помидоры.

    Репа - репы.

    И так далее.

    11. Упражнение "Измени по образцу" на употребление глаголов настоящего

    времени во множественном числе.

    Растет - растут.

    Зреет - ...

    Зеленеет - ...

    Краснеет - ...

    Сажает - ...

    Копает - ...

    Окучивает - ...

    Рыхлит - ...

    Поливает - ...

    Убирает - ...

    Спеет - ...

    12. Упражнение "Измени по образцу" на изменение глаголов прошедшего

    времени по числам.

    Что делал? -- Что делала? -- Что делали?

    Сажал        --     Сажала     --     Сажали

    Копал        --     .............     --     .............

    Поливал    --     .............     --     .............

    Рыхлил      --     .............     --     .............

    Окучивал   --     .............     --     .............

    Собирал     --     .............     --     .............

    13. Упражнение " Какой сок?"

     (учимся образовывать относительные прилагательные).

    Сок из огурца - огуречный.

    Сок из моркови - морковный.

    Сок из лука - луковый.

    И так далее.

    14. Упражнение "Какие овощи?" (

    учимся образовывать отглагольные прилагательные).

    Если вощи сварить, то они будут какие? - Вареные.

    А если овощи пожарить, тогда они будут какие? - Жаренные.

    Если овощи потушить, то они будут ...

    Если морковь парить, то морковь будет ...

    Если огурцы посолить, то они будут ...

    Если помидоры мариновать, то они станут ...

    Если капусту квасить, то капуста будет ...

     

    15. Развитие связной устной речи.

    А) Составление предложений из слов.

    Помидор, лежать, куст, под.

    Картошка, расти, огород, в.

    Б) Составление сложноподчиненных предложений

    (упражнение "Закончи предложение").

     

    Мама почистила картошку, чтобы...

    Мама помыла овощи, чтобы...

    Мама купила свеклу, чтобы...

    В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

    Морковь оранжевая, а огурец - зеленый.

    Лук горький, а репа - ...

    И так далее.

    16. Познакомить детей с многозначными словами.

    Объяснить, что слово "лук" имеет два значения.

     

    17. Развитие логического мышления.

    Отгадать загадки.

    Я длинный, зеленый, вкусный и соленый,

     Вкусный и сырой, кто же я такой?

    (огурец)

    Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

     Кто любит щи - меня ищи.

    (капуста)

    Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,

    А рубашка зелена, весь день на солнышке она.

    (редис)

    18. Развитие слухового внимания.

    Послушать стихотворение и ответить на вопрос:

     "Из чего хозяйка варила суп?"

    Хозяйка однажды с базара пришла,

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, капусту, морковь, горох,

    Петрушку и свеклу, ох!

    Накрытые крышкой, в душном горшке

    Кипели, кипели в крутом кипятке:

    Картошка, капуста, морковь, горох

    Петрушка и свекла, ох!

    И суп овощной оказался неплох!

    (Ю. Тувим)

     

    Что растет на нашей грядке?

    Огурцы, горошек сладкий,

    Помидоры и укроп

    Для приправы и для проб.

    Есть редиска и салат -

    Наша грядка просто клад.

    Но арбузы не растут тут.

    Если слушал ты внимательно,

    То запомнил обязательно.

    Отвечай-ка по-порядку:

    Что растет на нашей грядке?

    (В. Коркин)

    19.Развитие мелкой моторики.

    Упражнения для пальчиков.

    У Лариски две редиски,

    У Алешки - две картошки,

    У Сережки-орванца - два зеленых огурца.

    А у Вовки - две морковки.

    Да еще у Петьки

    Две хвостатых редьки.

    (По очереди разгибать пальчики из кулака,

     начиная с большого, на одной или обеих руках.)

    20.Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

    Помидор.

    В огороде помидор

    Взгромоздился на забор.

    Притворяется негодник,

    Будто сам он - огородник!

    Ай-ай-ай, помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Возмутилась тетя репа:

    - Это глупо и нелепо!

    Ай-ай-ай, помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Крикнул дядя огурец:

    - Безобразник! Сорванец!

    Ай-ай-ай, помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Покраснел сорванец,

    Устыдился, наконец,

    И скатился чин по чину

    К огороднику в корзину!

    (Я. Бжехва)

    Считалочка

    Как-то вечером на грядке

    Репа, свёкла, редька, лук

    Поиграть решили в прятки,

    Но сначала встали вкруг.

    Рассчитались четко тут же:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Прячься лучше, прячься глубже,

    Ну а ты иди искать!

    dou8-taseevo.ucoz.ru

    Овощи. Единственное и множественное число существительных. Согласование имен существительных с именами прилагательными.

    Конспект занятия

    Тема: Овощи. Единственное и множественное число существительных.

    Согласование имен существительных с именами прилагательными.

    Цели: 1. Расширение словаря по теме "Овощи".

    2. Образование существительных родительного падежа единственного числа от существительных именительного падежа единственного числа.

     3. Упражнение в образовании существительных множественного числа от существительных единственного числа.

    4. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления.

    5. Развитие фразовой речи.

    Оборудование: натуральные овощи: помидор, морковь, свекла, перец, лук, чеснок, капуста, картошка, огурец; две корзинки, блюдо; игра "Что любят овощи": предметная картинка с изображением "веселого" помидора, предметная картинка с изображением "грустного" помидора, солнышко, туча с дождем, руки, ведро с водой, кран с каплями воды.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    Развитие слухового внимания, вербальной памяти.

    Игра "Что лишнее, почему?" Яблоко, груша, свекла, лимон.

    Морковь, лук, апельсин, капуста.

    Банан, апельсин, земляника, лимон.

    Клубника, малина, картошка, черника.

    1. Введение в тему.

    Послушайте и догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

    Мы сами сажали весной огород.

    Мы сами сажали, пололи и вот...

    Расселся, разлегся в большущей корзине

    И красный, и желтый, и черный, и синий,

    Здоровый такой разноцветный народ.

    Что же это за «народ»?

    (Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны...)

    - Расскажите о любимом овоще по мнемотаблице.

    3. Игра «Корзина с урожаем». Практическое употребление существительных множественного числа с прилагательными. Один ребенок подходит к столу и берет из корзины один овощ, проговаривая первую строчку стихотворения, второй ребенок берет два овоща и проговаривает ту же строчку, но во множественном числе.

    Собрала урожай

    Зина и сложила его в корзину:

    Вот помидор красный — овощ прекрасный,

    А вот помидоры красные – овощи прекрасные.

    Вот овальный огурец — зеленый молодец,

    А вот овальные огурцы-зеленые молодцы.

    Вот морковка-краса — длинная коса,

    А вот морковки-красавицы-длинные косицы.

    Вот вкусная картошка — для супа и окрошки,

    Вот крупная свекла — мы любим ее кушать,

    А вот крупные свеклы - мы любим их кушать.

    4. Изучение нового материала. Образование существительныхродительного падежа единственного числа от существительных

    именительного падежа единственного числа, развитие зрительного восприятия.

    На столе лежат овощи: лук, чеснок, помидор, огурец, капуста, картошка, морковь, свекла, стоят две корзинки.

    - Рассмотрите внимательно овощи. Что лежит на столе?

    • На столе лежат: лук, чеснок, морковь. И так далее.Логопед предлагает заполнить одну корзину (дети по очереди

    подходят к столу и кладут один из овощей в корзину).

    - Что ты кладешь в корзину?

    • Я кладу в корзину помидор (морковь, огурец, чеснок и т. д.).

    - Коля, что лежит в корзинке?

    • В корзинке лежат морковь (помидор, огурец и т. д.).

    - Нет чего в этой корзине? (Логопед показывает на пустую корзинку).

    • В этой корзине нет помидора (огурца, чеснока и т. д.).Игра "Что спряталось".

    (Логопед раскладывает овощи на блюде).

    - Внимательно посмотрите на овощи, запомните их, закройте глаза.

    (Прячет любой овощ).

    - Чего не стало на блюде?

    • На блюде не стало помидора и т. д.

    5. Закрепление.

    Логопед закрепляет на фланелеграфе "веселый" помидор. На ковре лежат предметные картинки.

    - Рассмотрите внимательно картинки. Что любят овощи?

    • Овощи любят теплое солнце (дождик, воду, заботливый уход).

    - Без чего овощи плохо растут?

    (Логопед вместо "веселого" помидора закрепляет "грустный").

    • Овощи плохо растут без солнца, дождя, полива, заботливого ухода.

    Динамическая пауза. Развитие мимики, эмоций. 

    Этюды:

    "Вкусный помидор"

    "Горький лук"

    "Сладкий перец"

    'Жгучий перец".

    6. Итог. Оценка работы детей.

    infourok.ru

    1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор

    Овощи.

    Для детей 4-5 лет

    1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор,

    2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

    3. По возможности показать и рассказать, где растут овощи.

    4. Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

    5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с

    прилагательным.

    Морковь (какая?) - оранжевая, овальная...

    Помидор (какой?) - ...

    Огурец (какой?) - ...

    И так далее.

    ^

    1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.

    1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    И так далее.

    ^

    ласкательных суффиксов.

    Помидор - помидорчик.

    Репа - репка.

    И так далее.

    ^

    в родительном падеже множественного числа.

    Один помидор - много помидоров.

    Одна морковь - много моркови.

    И так далее.

    ^

    именительном падеже.

    Огурец - огурцы.

    Помидор - помидоры.

    Репа - репы.

    И так далее.

    ^

    времени во множественном числе.

    Растет - растут.

    Зреет - ...

    Зеленеет - ...

    Краснеет - ...

    Сажает - ...

    Копает - ...

    Окучивает - ...

    Рыхлит - ...

    Поливает - ...

    Убирает - ...

    ^

    Нарисовать 3-4 вида овощей в количестве "один", "много".

    С левой стороны листа

    нарисовать по одному овощу, справой -

    по нескольку овощей. Ответить на

    вопрос: "Что нарисовал (а)?"

    ( Ответ: "Слева я нарисовал огурец, справа я нарисовал репу...")

    ^

    Мы капусту рубим,

    (резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)

    Мы морковку трем,

    (пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)

    Мы капусту солим

    (движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)

    Мы капусту жмем.

    (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

    ^

    хозяйка варила суп?"

    Хозяйка однажды с базара пришла,

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, капусту, морковь, горох,

    Петрушку и свеклу, ох!

    Накрытые крышкой, в душном горшке

    Кипели, кипели в крутом кипятке:

    Картошка, капуста, морковь, горох

    Петрушка и свекла, ох!

    И суп овощной оказался неплох!

    (Ю. Тувим)

    Что растет на нашей грядке?

    Огурцы, горошек сладкий,

    Помидоры и укроп

    Для приправы и для проб.

    Есть редиска и салат -

    Наша грядка просто клад.

    Но арбузы не растут тут.

    Если слушал ты внимательно,

    То запомнил обязательно.

    Отвечай-ка по порядку:

    Что растет на нашей грядке?

    (В. Коркин)

    ^

    Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.

    К земле прирос крепко. Что это?

    (репка)

    Кто его раздевает, тот слезы проливает.

    (лук)

    ^

    Выучить стихотворение (любое).

    Капуста

    Росточком была, все воду пила.

    Побелела, растолстела,

    Лето прожила, много листьев сберегла,

    Одевалась, одевалась,

    А раздеться не смогла.

    Огород

    В огороде много гряд,

    Тут и репа, и салат.

    Тут и свекла, и горох,

    А картофель разве плох?

    Наш зеленый огород

    Нас накормит круглый год.

    ^

    тактильно-вкусовых ощущений.

    Предложить ребенку узнать овощи на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

    Для детей 5-7 лет

    ^ : картофель, морковь,

    лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис,

    свеклу, чеснок, горох, фасоль.

    Уточнить, как это все можно назвать одним словом.

    ^

    3. Расспросить ребенка, где растут овощи.

    4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

    ^

    Помочь запомнить информацию.

    6. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование

    существительных с прилагательным.

    Морковь (какая?) - оранжевая, овальная...

    Помидор (какой?) - ...

    Огурец (какой?) - ...

    И так далее.

    6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

    1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.

    1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    И так далее.

    7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-

    ласкательных суффиксов.

    Помидор - помидорчик.

    Репа - репка.

    И так далее.

    9. Упражнение "Один-много" на употребление существительных

    в родительном падеже множественного числа.

    Один помидор - много помидоров. Одна морковь - много моркови.

    И так далее.

    10. Упражнение на образование множественного числа существительного

    в именительном падеже.

    Огурец - огурцы.

    Помидор - помидоры.

    Репа - репы.

    И так далее.

    11. Упражнение "Измени по образцу" на употребление глаголов настоящего

    времени во множественном числе.

    Растет - растут.

    Зреет - ...

    Зеленеет - ...

    Краснеет - ...

    Сажает - ...

    Копает - ...

    Окучивает - ...

    Рыхлит - ...

    Поливает - ...

    Убирает - ...

    12. Упражнение "Измени по образцу" на изменение глаголов прошедшего

    времени по числам.

    Что делал? -- Что делала? -- Что делали?

    Сажал -- Сажала -- Сажали

    Копал -- ............. -- .............

    Поливал -- ............. -- .............

    Рыхлил -- ............. -- .............

    Окучивал -- ............. -- .............

    Собирал -- ............. -- .............

    13. Упражнение " Какой сок?"

    (учимся образовывать относительные прилагательные).

    Сок из огурца - огуречный.

    Сок из моркови - морковный.

    Сок из лука - луковый.

    И так далее.

    14. Упражнение "Какие овощи?" (

    учимся образовывать отглагольные прилагательные).

    Если вощи сварить, то они будут какие? - Вареные.

    А если овощи пожарить, тогда они будут какие? - Жаренные.

    Если овощи потушить, то они будут ...

    Если морковь парить, то морковь будет ...

    Если огурцы посолить, то они будут ...

    Если помидоры мариновать, то они станут ...

    Если капусту квасить, то капуста будет ...

    15. Развитие связной устной речи.

    А) Составление предложений из слов.

    Помидор, лежать, куст, под.

    Картошка, расти, огород, в.

    Б) Составление сложноподчиненных предложений

    (упражнение "Закончи предложение").

    Мама почистила картошку, чтобы...

    Мама помыла овощи, чтобы...

    Мама купила свеклу, чтобы...

    В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

    Морковь оранжевая, а огурец - зеленый.

    Лук горький, а репа - ...

    И так далее.

    16. Познакомить детей с многозначными словами.

    Объяснить, что слово "лук" имеет два значения.

    17. Развитие логического мышления.

    Отгадать загадки.

    Я длинный, зеленый, вкусный и соленый,

    Вкусный и сырой, кто же я такой?

    (огурец)

    Кто любит щи - меня ищи.

    (капуста)

    Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,

    А рубашка зелена, весь день на солнышке она.

    (редис)

    18. Развитие слухового внимания.

    Послушать стихотворение и ответить на вопрос:

    "Из чего хозяйка варила суп?"

    Хозяйка однажды с базара пришла,

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, капусту, морковь, горох,

    Петрушку и свеклу, ох!

    Накрытые крышкой, в душном горшке

    Кипели, кипели в крутом кипятке:

    Картошка, капуста, морковь, горох

    Петрушка и свекла, ох!

    И суп овощной оказался неплох!

    (Ю. Тувим)

    Что растет на нашей грядке?

    Огурцы, горошек сладкий,

    Помидоры и укроп

    Для приправы и для проб.

    Есть редиска и салат -

    Наша грядка просто клад.

    Но арбузы не растут тут.

    Если слушал ты внимательно,

    То запомнил обязательно.

    Отвечай-ка по-порядку:

    Что растет на нашей грядке?

    (В. Коркин)

    19.Развитие мелкой моторики.

    Упражнения для пальчиков.

    А у Вовки - две морковки.

    Да еще у Петьки

    Две хвостатых редьки.

    (По очереди разгибать пальчики из кулака,

    начиная с большого, на одной или обеих руках.)

    20.Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

    Помидор.

    В огороде помидор

    Взгромоздился на забор.

    Притворяется негодник,

    Будто сам он - огородник!

    Ай-ай-ай, помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Возмутилась тетя репа:

    - Это глупо и нелепо!

    Ай-ай-ай, помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Крикнул дядя огурец:

    - Безобразник! Сорванец!

    Ай-ай-ай, помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Покраснел сорванец,

    Устыдился, наконец,

    И скатился чин по чину

    К огороднику в корзину!

    Считалочка

    Как-то вечером на грядке

    Поиграть решили в прятки,

    Но сначала встали вкруг.

    Рассчитались четко тут же:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Прячься лучше, прячься глубже,

    Ну а ты иди искать!

    lit-yaz.ru

    Просклонять существительное ОВОЩ (изменение по падежам и числам)

    о́вощ о́вощи
    о́воща овоще́й
    о́вощу овоща́м
    о́вощ о́вощи
    о́вощем овоща́ми
    о́воще овоща́х

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

    Насколько понятно и распространено слово фрейдизм (существительное):

    Это слово знаеткаждый ребёнок

    Достаточнораспространено

    Нечасто встретишьв повседневной ситуации

    Узкоспециальныйтермин

    Что это?Впервые вижу

    ДругоеНе знаю

    Предложения со словом «овощ»:

    • Например, давешний зелёный овощ с расплавленным шоколадом.
    • У многих народов этот овощ является символом изобилия и процветания.
    • На вторую неделю ребёнок привыкает к этому пюре, то есть новый овощ ему вводить нельзя.
    • (все предложения)

    Оставить комментарий

    Текст комментария:

    Дополнительно:

    kartaslov.ru






    23.10.2014
    14.10.2014
    13.10.2014
    Статьи

      
    Vershok-Koreshok | Все права защищены © 2018 | Карта сайта