Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих". Овощи с мягким знаком на конце
Логопедическое занятие с младшими школьниками Обозначение мягкости согласных на письме
Логопедическое занятие с младшими школьниками
Обозначение мягкости согласных на письме
Мягкий знак на конце слова
Цель: закрепить правила употребления мягкого знака; формировать умение соотносить произношение слова и его написания; повторить правило написания буквы Ь как показателя мягкости согласных.
Оборудование: дидактический материал.
Ход занятия
1. Организационный момент
Мы готовы к уроку всегда.
Учимся анализировать слоги, слова.
Мягкий знак употреблять – нужно умение
Соотносить слов написание и произношение.
2. Повторение изученного по теме «Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь».
Задание 1. Измените форму числа в словах.
Логопед. Ребята, я вам продиктую слова во множественном числе, а вы их запишите в единственном.
Кони, лоси, окуни, дни, двери, сети, словари.
Логопед. Почему написали на конце этих слов Ь? Что показывает Ь в этих словах? (Ученики отвечают).
Задание 2. На развитие слухового внимания и восприятия «Молоточки».
Логопед предлагает ученикам по очереди простучать «молоточком» (карандашом) тот или иной ритмический рисунок. За каждый правильно повторенный ритм ученик получает фишку.
3. Работа с индивидуальным дидактическим материалом
Задание 1. Прочитайте стихотворение, угадай последнее слово и запиши его.
Обозначь мягкость согласных перед Ь.
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту _________.
Все играли, а вратарь
В это время грыз ___________.
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл __________.
В ночь – мороз, с утра – капель,
Значит, на дворе _____________.
Задание 2. Подпиши картинки . обозначь Ь и согласные перед ним.
Задание 3. Образуй слова по схемам и запиши их (выбери только те слова, которые существуют).
Найди из полученных слов такие, которые можно объединить в одну группу. Объясни, почему?
Задание 4. Соедини слова со схемами.
Задание 5. Нарисуй схемы к словам.
Задание 6. Образуй по схемам словосочетания и запиши их.
Задание 7. Закончи предложения по смыслу.
Грибы мариную, а огурцы…
Картофель сварю, а потом воду …
У нас большая дружная …
В тепле быстро проросло арбузное…
Осенью часто дожди…
Голодный волк очень…
Слова для справок: семья, солью, льют, солю, семя, лют.
Задание 8. Помоги паровозу добраться до станции. Найди, где спрятались словечки с Ь. Запиши их.
Задание 9. Вставь слова в стихотворение.
Слова: коль, льду, коньки, скольжу, крылья.
Режут лёд __________ звеня,
Словно ___________ у меня.
Я __________, лечу по _________ –
Не беда, ___________ упаду.
Задание 10. Напиши предложения, закончив их словами, которые заменены картинками.
У папы новое _____________________.
В саду зелёная _____________________.
На столе лежит __________________.
В саду сажают ___________________.
С __________________ опадают _______________.
Задание 11. Проверь работу Буратино.
Запиши предложения без ошибок.
См. также интересные логопедические занятия: Обозначение мягкости согласных на письме Мягкий знак в середине слова
Конспект занятия «В гостях у волшебного квадрата»
Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)
Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением действия)
Развитие логического мышления у дошкольников
Конспект логопедического занятия с дошкольниками. Правильное произношение гласных звуков
Развитие связной речи у детей
Сказка о веселом язычке (для заикающегося дошкольника)
Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков
mallishok.ru
"Ь" после шипящих в разных частях речи
В русской орфографии существует несколько случаев, когда пишется мягкий знак после шипящих согласных «ж», «ш», «ч», «щ» в разных частях речи: существительных, глаголах, наречиях и частицах. Рассмотрим их подробно.
«Ь» после шипящих в существительных
После шипящих согласных «ь» пишется не для смягчения их. Ведь согласные «щ», «ч» не нуждаются в этом, являясь непарными мягкими согласными. А согласные «ж», «ш», напротив, всегда твердые. Значит, мягкий знак, который пишется после шипящих согласных является морфологическим знаком, то есть маркером для обозначения существительных женского рода третьего склонения, например:
помощь, вещь, мощь;
горечь, речь, мелочь, щёлочь;
брошь, пустошь, гуашь, глушь;
рожь, блажь, ложь, залежь.
Написание которых отличаем от существительных мужского рода второго склонения:
товарищ, плющ, овощ, борщ;
скрипач, смерч, циркач, калач;
камыш, мякиш, малыш, шалаш;
сторож, морж, фураж, пляж.
Мягкий знак после шипящих в глаголах
Глаголы в форме 2 лица настоящего времени изъявительного и повелительного наклонения единственного и множественного числа пишутся с «ь» после шипящих согласных:
ты поёшь, стрижёшь, рисуешь, строчишь;
обрежь — обрежьте;
спрячь — спрячьте;
поешь — поешьте.
В неопределенной форме глаголов после шипящих обязательно присутствует мягкий знак:
приберечь, увлечь, помочь, отречься.
«Ь» после шипящих в наречиях
Наречия требуют написания мягкого знака после шипящих:
Видеоурок «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, прилагательных и глаголов»
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ
russkiiyazyk.ru
Мягкий знак после шипящих: правила и исключения
Порой мы задумываемся, надо ли ставить мягкий знак после шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.
Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.
Мягкий знак после шипящих - правило постановки
Ставим мягкий знак:
Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже.
Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.
Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.
2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.
Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.
Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.
Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся, мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.
3. В глаголах единственного числа в повелительном наклонении в окончаниях после шипящих.
Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!
Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся, мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!
Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!
4. В глаголах, находящихся во множественном числе и повелительном наклонении перед окончаниями – те, - тесь.
Пример: намажь – намажьте – намажьтесь.
Пример в предложении: Дети! Не плачьте!
5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся.
Пример слов: печь – печься, лечь – разлечься.
Пример в предложении: Этим рекам долго течь.
6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.
Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.
Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.
Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.
7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.
Пример слов: то бишь, всего лишь.
В предложении: Ишь какой хулиган!
Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?
Не надо писать:
В существительных мужского рода единственного числа, именительного падежа.
Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.
Предложение: К нашему окну подлетел стриж.
2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.
Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж.
Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.
Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…
4. В местоимениях с шипящими на конце.
Примеры: ваш, наш.
Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов – части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.
Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.
Правила в стихах!
***
Существительные «много»,
Существительные «мой» -
Знак не ставим никакой!
***
В глаголах и наречиях
Знак пишется всегда,
А в кратких прилагательных
Не пишем никогда!
fb.ru
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Разделы: Начальная школа
Задача:
Научить писать имена существительные с шипящими на конце.
Продолжить работы над развитием речи.
Воспитывать умение слушать мнение другого, выражать свои мысли.
- Что было задано на дом? (Составить рассказ из пяти предложений о весне,
используя опорные слова.)
- Чему учились, выполняя это задание?
- Проверка домашнего задания будет производиться в группах. Прослушайте все
сочинения в своей группе и выберете наиболее удачное для зачитывания вслух перед
классом (работа в группах).
У доски прочитываются лучшие сочинения.
- Что понравилось в тексте товарища?
- Какую отметку вы бы ему поставили?
2. Запись даты в тетради.
3. Чистописание. Актуализация первичных знаний.
На доске записаны буквы: ж, ш, ч, щ.
- Что объединяет все эти буквы? (Они шипящие.)
- На две группы можно разделить эти буквы? (ч, щ обозначают мягкий звук,
ж, ш обозначают твёрдый звук.)
- Вставьте в слова пропущенные буквы: площ_дь, лаг_рь, п_льто, п_н_дельник,
с_мья, д_ревья.
- Какая буква встречается во всех этих словах? (Буква мягкий знак.)
- Какой звук обозначает буква мягкий знак? (Мягкий знак звука не
обозначает.)
- Зачем же необходима эта буква? (Мягкий знак служит для смягчения
согласных, например, в словах площадь, лагерь, пальто, понедельник. В словах
семья и деревья – разделительный мягкий знак.)
5. Постановка задачи урока.
- Сегодня я познакомлю вас с новой ролью мягкого знака в словах.
- День (эти слова заканчиваются шипящими звуками).
6. Постановка проблемного вопроса.
- А теперь посмотрите на доске (экране) как эти слова пишутся. Какой вопрос у
вас возник? (Когда нужно писать мягкий знак, а когда – нет?)
7. Формулировка темы урока.
- Ответить на этот вопрос – задача нашего урока. Давайте сформулируем тему
урока и запишем её в тетрадь. (Мягкий знак на конце существительных после
шипящих.)
8. Решение проблемы.
- Выскажите свои предположения по решению данной проблемы (выслушиваются
ответы детей).
- Запишите эти существительные в два столбика по родам.
- Самостоятельная работа в тетрадях.
- Что вы заметили? (Имена существительные женского рода с шипящими на
конце пишутся с мягким знаком, а имена существительные мужского с шипящими на
конце пишутся без мягкого знака.)
9. Проверка полученных знаний.
- Давайте проверим наши предположения по учебнику (работа с правилом в
учебнике).
10. Физкультурная минутка.
11. Закрепление полученных знаний.
- Составьте словосочетания по схеме: прилагательное + существительное с
шипящим звуком на конце. Прилагательное записано на откидной доске, а
существительные вы подберёте сами.
- Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.
Самостоятельное выполнение упражнения по данной теме из учебника. Проверка.
13. Домашнее задание.
Упражнение из учебника по данной теме.
- Какое задание предлагают авторы учебника?
- Чему вы будете учиться, выполняя это задание?
14. Обобщение.
- Какое открытие мы сегодня сделали на уроке? (Имена существительные
женского рода с шипящими на конце пишутся с мягким знаком, а имена
существительные мужского с шипящими на конце пишутся без мягкого знака.)
Игра «Где спрятался мягкий знак?».
На карточке мягкий знак (или предполагаемое место мягкого знака) закрыт.
(Приложение 1)
Карточка №1.
Овощ, нож, рожь, печь.
Карточка №2.
Мяч, обруч, этаж, дочь.
Карточка №3.
Вещь, плащ, помощь, багаж.
Карточка №4.
Ёрш, тишь, товарищ, лещ.
Карточка №5.
Шалаш, мышь, камыш, ночь.
15. Релаксация.
- Как здорово, что вы так быстро и грамотно умеете находить мягкий знак после
шипящих. Определите, есть ли мягкий знак в этих словах: отрежь, нарисуешь
(мягкий знак закрыт).
Дети предлагают разные варианты, а потом приходят к выводу, что изученное
правило к этим словам не подходит, так как это глаголы.
- Ребята вы молодцы. К сожалению, наш урок закончился, но следующих уроках
русского языка мы с вами обязательно выясним роль мягкого знака в написании
глаголов. Любите школу, тянитесь к знаниям, и у вас всё получится.