Главная  О Компании     Новости Контакты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород». Лексическая тема огород овощи в старшей группе


Конспект ООД  по лексической теме «Сад-огород» в старшей логопедической группе.

 

Цель: Совершенствование лексико-грамматических категорий по теме :              «Сад- огород».

 

 Коррекционно-образовательные задачи:

-Закрепить знания детей об овощах и фруктах, месте их  произрастания, существенных признаках.

-Совершенствовать грамматический строй речи:

  • образование множественного числа существительных;
  • усвоение глаголов с различным значением  действий;
  • образование относительных прилагательных от существительных.

-Развивать связную речь при составлении описательного рассказа

об овоще или фрукте.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

-Активизация речевой деятельности детей.

-Развитие  диалогической  речи, дыхания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

-Развитие внимания, памяти и мышления.

 

Коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование доброжелательных отношений в коллективе, навыков сотрудничества.

 

Оборудование: проектор,  натуральные овощи и фрукты: огурец, лук,  помидор,  кабачок, слива, груша,  яблоко. Мяч. Бумажные шаблоны банок, овощей и фруктов.

 

 

 

                                                      Ход занятия.

 

1.Организационный момент.

Логопед. Ребята, сегодня я приглашаю вас в деревню в гости к бабушке Лиде помочь собрать урожай овощей и фруктов. Вы готовы помочь?

 

Дети. Да.

 

Логопед. Тогда мы отправляемся в путь.

Посмотрите, здесь недавно прошел дождь, дорогу размыло,

автобус здесь не проедет. Будем добираться пешком до деревни и

Идите за мной, перешагивая через лужи ,высоко поднимаем колени.

 

  1. Упражнение на развитие общей моторной ловкости. Ходьба с высоким подъемом ног под музыку и перешагиванием через лужи.

Логопед: Вот мы и пришли в деревню. А как легко здесь дышится! В деревне воздух чистый, свежий. Давайте вспомним нашу дыхательную гимнастику. Её полезно выполнять на свежем воздухе.

 

  1. Упражнение на формирование речевого дыхания.

На счет 1, 2 – вдох;

На счет 1, 2 – выдох;

На счет 1, 2 – вдох;

На счет 1, 2, 3 – выдох с произнесением гласных А, О, У.

 

Входит бабушка (воспитатель).

Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы ко мне пришли.

Проходите в мой сад-огород. А я пойду для вас угощение готовить.

 

Логопед: Давайте пройдем в огород и посмотрим ,что здесь растёт.

4.Расматривание овощей и фруктов. Беседа по ним.

-Что это?

-Помидор.

-Какой помидор?

-Красный, круглый, сладкий.

 -Где растёт помидор?

 -Помидор растёт в огороде на грядке.

-Что это?

-Лук.

-Какой лук?

-Жёлтый, круглый, горький.

-Где растёт лук?

-Лук растёт в огороде на грядке.

-Что это?

-Огурец.

-Какой огурец?

Зелёный, овальный, сладкий.

-Где растёт огурец?

-Огурец растёт в огороде на грядке.

Как можно назвать одним словом то, что растет в огороде?

-Овощи.

Теперь посмотрим,  какой сад у бабушки?

-Какие здесь красивые деревья!

Как называется дерево ,на котором растут яблоки?

-Яблоня.

А как называется дерево, на котором растут сливы?

-Слива.

- Как называется дерево ,на котором растут груши?

Груша.

-Послушайте, как интересно и дерево и плоды имеют одно название.

 -Что это?

-Слива.

Какая слива?

-Фиолетовая,  овальная, сладкая.

-Где растёт слива?

-Слива.

 -Слива растёт в саду, на дереве.

 -Что это?

  -Яблоко.

 -Какое яблоко?

  -Круглое, красное, сладкое.

--Где растёт яблоко?

-Яблоко растёт в саду, на дереве.

-Как назвать одним словом всё , что растёт в саду на дереве?

-Фрукты.

Логопед: Молодцы! А теперь пришло время собирать урожай!

 

  1. Игра «Урожай соберём» - на развитие координации речи с движением.

Логопед приглашает детей встать на ковёр и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст  стихотворения.

В огород пойдём,                              Идут по кругу, взявшись за руки.

Урожай соберём.

Мы морковки натаскаем.                 «Таскают»: выполняют наклоны с имитирую-

                                                                           щими движениями рук.

И картошки накопаем.                     «Копают»: выполняют движения руками,

                                                              имитирующие работу с лопатой.

Срежем мы кочан капусты,          «Срезают»:одной рукой держат воображаемый

                                                              кочан, а другой с воображаемым ножом,

                                                              подсекают снизу кочан.

Круглый, сочный, очень вкусный.    Рисуют в воздухе круг три раза.

Щавеля нарвём немножко                «Рвут»: приседают и выполняют, имитирую-

                                                              щие хватательные движения обеими руками.

И вернёмся по дорожке.                    Идут по кругу, взявшись за руки.

А теперь мы в сад пойдём,

Мы там яблоки нарвём.

На носочки вставай,

Прямо с дерева срывай.

 

Логопед: Молодцы! Хорошо потрудились! А теперь можно отдохнуть и поиграть в игру «Один-много».

 

6.Игра : «Один-много» - образование множественного числа имён существительных.

Помидор – помидоры;

огурец – огурцы;

тыква – тыквы;

кабачок – кабачки;

слива-сливы;

апельсин - апельсины и т.д.

Логопед: Ребята, подойдите все ко мне. Посмотрите ,вот как много урожая с огорода-сада мы собрали. А теперь давайте разберем урожай на овощи и фрукты.

 

  1. Игра «Разложи урожай» - на развитие умения классифицировать овощи и фрукты, согласование существительного с прилагательным.

Дети по очереди достают  овощ или фрукт и раскладывают на подносы.

Красный помидор-это овощ;

Фиолетовая слива – это фрукт и т.д.

 

Логопед: Что можно приготовить из фруктов?

 

Дети: Из фруктов можно приготовить сок, компот, джем, варенье,

начинку для пирогов.

 

Логопед: Давайте нашей бабушке приготовим компот.

Логопед предлагает встать детям в круги выполнить пальчиковую гимнастику.

 

8.Пальчиковая гимнастика  «Компот».

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат “ковшиком”)

 Фруктов много нужно. Вот:  (правой имитируют помешивание в нём)

 Будем яблоки крошить,   (начиная с большого, загибают пальцы на правой руке)

 Грушу будем мы рубить,

 Отожмём лимонный сок,

 Слив положим и песок.

 Варим, варим мы компот.  (опять “варят” и “помешивают”)

 Угостим честной народ.

Логопед: Молодцы! А теперь я посмотрю ,какой компот сварит каждый из вас Давайте пройдём на рабочие места, где для вас приготовлены банки для

 компота и фрукты.

 

  1. Игра «Варим компот, делаем запасы впрок» - на совершенствование словообразование относительных прилагательных.

         Дети выполняют задания за столами, выкладывая силуэты

фруктов на банки.

-Какой компот сварила Лиза?

-Я сварила виноградный компот.

- Какой компот сварила Настя ?

Я сварила персиковый компот. и т. д.

 

Логопед. Молодцы! Все старались. Много запасов приготовили.

А теперь выходите ко мне: хорошо мы потрудились: урожай собрали, разобрали на овощи и фрукты, приготовили компот на зиму. Давайте ещё раз вспомним ,что мы знаем об овощах и

фруктах и составим о них рассказ. А помогут в этом наши подсказки.

-Лиза, расскажи о яблоке. Илья, расскажи о кабачке. 

 

10.Составление рассказа-описания о яблоке и кабачке по схеме.

-Яблоко-это фрукт. Яблоко красное, круглое, сладкое. Растет в саду на дереве. Из яблок можно приготовить яблочный сок, яблочный

компот, яблочный джем, яблочное варенье, начинку для пирога.

Кабачок-это овощ. Кабачок зелёный, овальный, сладкий. Растёт в огороде, на грядке. Из кабачков можно приготовить кабачковую икру, кабачковое варенье. Кабачок можно засолить и пожарить.

 

Появляется бабушка (воспитатель) Спасибо вам за вашу помощь, за собранный урожай, за запасы на зиму. Примите от меня угощение - пирожки с яблочной начинкой.

 

Логопед: Сколько полезных дел мы с вами сделали. Порадовали бабушку! Но нам пора возвращаться домой.

 

Дети и логопед уходят под музыку.

sudarikova-egords21.edumsko.ru

Методическая разработка логоритмического занятия в старшей группе. Лексическая тема «Огород. Овощи» Название: «Как растили капусту»

Лексическая тема «Огород. Овощи» Как растили капусту Оборудование: игрушки; муляжи; осенние листья. * * * Дети входят в зал. Стихотворение с движениями «Ножки» А. Лепина (сборник «Музыка в раннем детстве», с.18) Нарядили ножки Шагают маршем по кругу. В новые сапожки.Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке. Вы шагайте, топайте, Идут топающим шагом. По лужам не шлепайте; В грязь не заходите, Сапожки не рвите!А.Рождественская. Логопед ставит в центр двух кукол - бабушку и девочку. - У девочки Веры бабушка есть. У бабушки с Верой заботы не счесть. Решили они развести огород. И вот… Слушание «Во саду ли, в огороде …» русская народная мелодия (воспитывать интерес к слушанию, учить высказываться о музыке) На рынке купили они семена. И посадили в саду у окна. Э. Успенский Французский народный хоровод «Вы умеете сажать капусту?» (см. сборник «Французские песни – игры», с.40) Где когда – то круглый год Дети, взявшись за руки идут по кругу. Было пусто, было пусто, Зеленеет огород, И растет капуста. Вот как мы ее рукой Показывают, как наклоняются и кладут В ямку клали, в ямку клали. в землю семена. Вот как мы ее землей Приседают и показывают, как двумя Засыпали, засыпали. руками насыпают землю. Вот как мы ее ногой Встают и притопывают одной ногой. Укрепляли, укрепляли. Вот как м

educontest.net

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород» Подготовил учитель-логопед Федотова Любовь Васильевна. Программное содержание: 1. Расширить и активизировать предметный и глагольный словарь по теме. 2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). 3.. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику. Материалы: Предметные картинки «Овощи», муляжи овощей, мяч, игрушка Лунтик, тарелки разной формы, раскраски овощей. I. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость – Лунтик. Он прилетел к нам с Луны. На поляне он нашёл мешок, в котором лежат необычные предметы, давайте ему поможем! Логопед показывает муляжи овощей, дети их называют. Лук, капуста, морковь, картофель, огурец, баклажан, тыква, свёкла, помидор, перец. Логопед. Как можно это назвать одним словом? (Овощи) II. Беседа и рассматривание овощей. Логопед: Лунтик, посмотри, это овощи, какие они все разные! Ребята, а давайте определим форму каждого овоща и разложим их по нужным тарелкам. У нас есть круглая, овальная и треугольная тарелка. Дети поочереди : Огурец овальный, помидор круглый, морковь треугольная, баклажан овальный, тыква круглая, капуста круглая, перец треугольный и т.д. Логопед. Ребята, а где растут овощи? Где Лунтику можно будет их найти? (На огороде) Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредит. Лунтик предлагает нам пограть в игру. Игра «Где растут овощи? » (на земле, под землёй) Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают) Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают) Логопед показывает картинки, дети составляют фразу: Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают. Молодцы, ребята! Посмотрите, наш гость кажется устал! Давайте немного отдохнём. ФизминуткаМы капусту рубим, рубим! (2 раза) (дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту) Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) Дидактическая игра “Повар и овощи” -Логопед. Ребята, а давайте угостим Лунтика, приготовим из овощей что-нибудь вкусное. - Сделаем из овощей салат - Какой получился салат? (Получится овощной салат) - Салат из капусты? (Капустный) - Из свёклы? (Свекольный) - Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая) - Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное) - Из помидор сделаем сок - томатный сок. Много вкусных блюд можно приготовить из овощей. Ребята, Лунтик, сказал мне, что очень любит играть в мяч, давайте с ним поиграем. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково» Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы бу

profhelp.net

Тема: «Сад — огород»

Дети должны усвоить: различия между овощами и фруктами (где растут, какие на вкус, что из них готовят и т.д.).

Лексический материал: см. темы «Овощи» и «Фрукты».

Лексико-грамматические игры и упражнения

• «В земле или на земле?» Логопед показывает детям картинки с изображением овощей и спрашивает: «Где растет капуста — в земле или на земле?» Дети отвечают: «Капуста растет на земле» и т.д.

•«На дереве или на грядке?» На доске выставлены картинки с изображением фруктов и овощей. Логопед просит детей рассказать, где растет тот или иной фрукт или овощ.

• «Чего много в корзинке?» Логопед поочередно показывает картинки с изображением овощей и фруктов и спрашивает: «Чего много в корзинке?» Дети отвечают: «В корзинке много огурцов (яблок)» и т.д. Развитие связной речи

• Рассказ-описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»: «Помидор — это овощ. А яблоко — это фрукт. Помидор растет на грядке. А яблоко — на дереве. Помидор — круглый, красный, мягкий, кисло-сладкий. Яблоко — круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус. А из яблока — пюре, компот, повидло, варенье».

Психоречевая гимнастика

• «Сосчитай до пяти». Загибая пальчики, дети должны со¬считать фрукты или овощи. (Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов и т.д.)

• Повторение слоговых цепочек:

ап-та-ква, ла-па-дма; оп-то-кво, да-на-ква; уп-ту-кву, га-ту-квы; ып-ты-квы, ба-па-кма; два-хва-сва.

• Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:

— Подай яблоко, потом помидор, а после — лимон. — Разложи картинки по порядку: огурец, чеснок, яблоко, ананас.

• Речевая подвижная игра. На каждый слог дети хлопают, затем топают, стучат кулаками и снова топают, поворачиваясь вокруг себя:

Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп, А ногами — топ-топ-топ. Кулаками постучим, Повернемся и молчим.

logoped.od.ua






23.10.2014
14.10.2014
13.10.2014
Статьи

  
Vershok-Koreshok | Все права защищены © 2018 | Карта сайта