Какие овощи выращивали в древней руси. Какие сельскохозяйственные культуры выращивали славяне?
 
    Главная  О Компании     Новости Контакты

Что на Руси выращивали в огороде до картошки. Какие овощи выращивали в древней руси


Что на Руси выращивали в огороде до картошки

Действительно все привыкли к определенному набору садовода: картошка, помидоры, клубника, лук, перец и зелень всякая.

Однако, почти все, что растет на грядках у современного русского садовода, никакого отношения к традиционному русскому огородничеству не имеет.

Картошка? Еще в середине XIXвека ей было занято всего 1,5% сельхозплощадей страны. Особо ортодоксальные крестьяне и вовсе считали что картофелина — это тело злобного подземного жителя, голова и конечности которого невидимы для православных.

Помидоры? Они и в Европе на грядках и столах появились только к концу XIXвека. Морковь? Да, ее на Руси ели активно, но вовсе не тот голландский ярко-оранжевый сорт, который распространен сейчас. Восстанавливаем историческую справедливость и рассказываем о том, что должно расти на правильном русском огороде.

Репа

Несомненный номер один. Важнейший русский (и не только русский — ту же роль «второго хлеба» до появления картошки он играл, например, в Средней Азии) овощ, опытные огородники умудрялись собирать за лето два урожая. Ранней весной сеяли белую репу — более скороспелую, но не так хорошо хранящуюся и не такую сладкую. Убрав ее в середине лета, сеяли уже более знакомую нам желтую репу, которая держалась в земле до заморозков. Она прекрасно хранится в погребе вплоть до Рождества.

Лук кубастый

Лука наши предки выращивали множество сортов — сначала зеленый лук и лук-порей, затем репчатый, шалот и батун. Все эти сорта известны и сейчас, а вот кубастый лук забыт. Выведенный ростовскими огородниками из обычного репчатого, он лишен остроты и может употребляться, как обычный овощ.

Брюква

Гибрид репы и капусты. По вкусу схожа с первой, но гораздо питательней и неприхотливей репы, поэтому особенно активно выращивалась в северных и северозападных регионах Российской империи. Не менее активно на русских огородах выращивали корень петрушки, пастернак, свеклу, редьку и редис (все это есть и сейчас, а вот о брюкве забывают) — корнеплоды хорошо хранятся, а это крайне важно в условиях долгих и холодных зим.

Серая капуста

Знакомая нам кочанная капуста выращивалась лишь зажиточными крестьянами — ведь она на грядках занимала куда больше места, чем капуста листовая, или серая, которая росла сплошным листовым покровом. Не такая сладкая и сочная, как кочанная, эта капуста целиком шла на приготовление крошева. Для него капусту мелко-мелко нарезали, укладывали с крупной солью в бочки, дно которых присыпали ржаной мукой. Всю зиму из крошева варили щи, называемые холопскими.

Примула

Молодую зелень этих цветов с философско-автомобильным названием выращивали на салаты, начинку для ботвиньи, тюри и прочих летних яств с зеленью.

Ревень

Неприхотлив, нетребователен, растет буквально как сорняк — но из его стеблей готовили прекрасные кисели и морсы, варенье и начинку для сладких пирогов. Посмотрите внимательно — возможно, среди лопухов и одуванчиков на вашей даче тоже растет ревень.

Конопля

Главная масличная культура в средней полосе России, сейчас из-за заморского неестественного употребления запрещенная. Конопляным маслом заправляли каши и кисели, на нем жарили, с ним ели зелень или просто свежий ржаной хлеб.

Листовая горчица

Пряная зелень, напоминающая по вкусу горчицу и хрен одновременно. Листовую горчицу добавляли в окрошки и ботвиньи и ели так, с другой зеленью. Известная нам зерновая горчица появилась в России только в конце XVIIIвека, когда дикой горчице привили черенки горчицы немецкой. Немцы, собственно, это и сделали.

Козлобородник

Он же овсяный корень. К овсу, впрочем, не имеет никакого отношения — это родственник обычных садовых астр. Длинные белые, с легким рыбным привкусом корни растения крестьяне собирали по осени, варили, тушили и жарили, как и прочие многочисленные корнеплоды.

А еще был амарант. Кстати, сейчас можно купить муку. Полезная. Ну и конечно же хрен и редька.

[источники]источники

https://weekend.rambler.ru/people/39524598-chto-russkie-vyra...

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

male.mediasalt.ru

Сельское хозяйство Руси | Древняя Русь

Дорогие читатели! В этом и последующих номерах мы хотим подробно рассказать о том, как наши предки на Руси добывали себе пропитание. Земля русская всегда была очень богата природными ресурсами и щедро делилась с людьми своими дарами. Но бывали и тяжёлые голодные годы. О том, что помогало людям выживать, читайте в наших материалах! В этом номере мы расскажем о сельском хозяйстве на Руси.

Журнал: Народная магия №6(23) июнь 2018 годаРубрика: Народная энциклопедия бытаАвтор: Алёна Барышникова

Взращивание зерновых культур

Фото: сельское хозяйство на РусиНа Руси главным занятием было земледелие. Его развитие находилось в тесной связи с качеством почвы и климатом. Например, в южнорусской чернозёмной полосе оно приносило богатую жатву, хотя и страдало иногда от засухи, саранчи, землеройных животных, червей. Севернее, например в Новгородской земле, земледельцам приходилось туго. Ранние осенние или поздние весенние морозы часто губили хлеб, из-за чего случались голодные годы. Тогда от неминуемого мора спасала помощь из других русских областей или из чужих стран. На малонаселённом юге было много свободных плодородных полей, что давало возможность часто распахивать и засеивать целину, а после истощения оставлять её «паровать» (отдыхать) на несколько лет. В северной же части государства почва была скудная, и, чтобы обрести кусок плодородной земли с дерном, крестьянин вырубал участок леса, сжигал пни и траву, зола становилась удобрением. Но через несколько лет земля истощалась и приходилось сниматься с насиженного места и углубляться дальше в лес, чтобы расчистить новый участок под пашню. Такие расчищаемые из-под леса участки назывались притеребы.Землепользование было похоже на современное: весной сеяли хлеб яровой, а осенью — озимый. На юге чаще пахали «плугом», а на севере — сохой или «ралом»; запрягали в них коней, но, по всей вероятности, употребляли для плуга и волов. Вспаханную ниву разравнивали бороной. Спелые колосья срезали серпом и косою. Убранный с полей урожай сгребали в небольшие, копны, а потом свозили его в гумна и складывали там в скирды и стога. А перед тем как очистить его от верхней шелухи, просушивали в овинах. Зерно молотили цепами.Обмолоченное зерно называли «жито», его держали в «клетях», «сусеках» (закромах). А зачастую просто зарывали в ямы. Муку делали преимущественно вручную жерновами. Мельницы изредка встречались в хозяйствах, которые располагались на берегу рек. Главной хлебной культурой считалась рожь, так как была самой подходящей для русской почвы культурой. На юге произрастала и пшеница. Кроме того, в летописях упоминаются просо, овёс, ячмень, горох, чечевица, конопля, лён и хмель.

Русский огород

Но кроме зерновых полей на Руси возделывали «огороды. Изначально их принято было сажать около городских стен, княжеских владений и монастырей. Особенно много было грядок в низменных местах у реки. На них с древнейших времён и до появления картофеля на территории России возделывалась основная овощная культура — репа. Уже приблизительно с VII века на Руси стали известны бобы, служившие богатым источником белка. Капуста появилась у нас в начале X века. Кочанной было мало, в основном — «серая» (листовая). Но этот овощ стал культовым: во многих землях после уборки капусты устраивались праздники с гуляньями и приготовлением блюд из капусты.А вот свёкла и редька — сладкий и горький корнеплоды — стали известны в Киевской Руси только в XI веке и позже распространились на Москву, Новгород и Псков, где эти овощные культуры выращивали практически повсеместно. Напоминающая репу брюква была завезена из причерноморских греческих колоний, быстро прижилась и очень полюбилась русичам. Выращивали также морковь, но до XVII века она мало походила на современную: вначале были лишь бледно-жёлтые корнеплоды, а оранжевые сорта появились значительно позже. Когда образовалось Московское государство и появилась потребность в снабжении царского Двора, стали высаживать так называемые царские огороды. На них умудрялись выращивать не только овощи, но даже огурцы и дыни.Но по-настоящему промышленным овощеводство стало при Петре I, лично изучившим культуру возделывания овощей в Голландии, куда он направил на обучение и нескольких русских овощеводов. Среди культур, которые появились благодаря Петру, помимо картофеля был также редис, завезённый из Франции и называемый поначалу «французской редькой».Личные огороды возле изб крестьяне стали сажать значительно позже. По свидетельству церковных летописей, до начала XIX века крестьянские огороды были, как правило, очень небольшими. Например, сообщалось, что в северной половине Тульской губернии «во многих местах в огороде не более 10-15 грядок», в Галицкой провинции — «огороды малы». Не везде вырастал весь ассортимент завезённых овощей. В северной части России выбор был более чем скромный.Например, в Холмогорском уезде с нестабильным результатом выращивались капуста, свёкла, морковь и лук; лишь возле лесов можно было вырастить репу и редьку, и только на песках, покрытых илом, был шанс, правда не ежегодно, собрать урожай бобов, гороха, сельдерея и петрушки. В Мезенском, Шенкурском и Онежском уездах на огородах были лишь капуста, редька и репа, причём капуста родилась не везде.Климат Московской губернии был лучше — здесь получали хорошие урожаи капусты, огурцов, свёклы, моркови, репы, лука, чеснока для собственных нужд и на продажу. Однако и этого не хватало, поэтому в орбиту торгового огородничества были втянуты ближайшие к Москве сельские районы. Овощеводческое дело стало развиваться в селениях по рекам Москве, Клязьме и Оке.

Русские сады

Во время новгородских раскопков, в слоях, относящихся к X веку, были найдены семечки яблок и сами яблоки. Это говорит о том, что уже в то время в русских поселениях сажали плодовые деревья. Чаще в садах росли яблони, но были и вишнёвые деревья. Ботаники отмечают, что новгородские вишнёвые косточки имеют большое сходство с косточками современного сорта владимирской вишни. В новгородских писцовых книгах XV века имеются неоднократные записи: например, «да туто же сад, а в нём 60 яблоней без трёх, а 20 дерев вишневых». Имеются находки, говорящие о том, что новгородцы уже в XI веке ели сливы. Помимо фруктовых деревьев новгородцы сажали ягодные кустарники: малину и чёрную смородину.Кроме того, русские крестьяне занимались собирательством: в их распоряжении были орехи, ягоды и грибы. Для зажиточных людей торговцы привозили из пределов Византийской империи дорогие заморские овощи и плоды, особенным спросом пользовался сухой виноград, или изюм.Таким образом можно представить как образ жизни, проходящей в нелёгкой работе на полях и огородах, так и рацион наших предков, состоящий во многом из растительной пищи.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.bagira.guru

Какие сельскохозяйственные культуры выращивали славяне?

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Между прочим…

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.

Фото с сайта www.topauthor.ru

В Древней Руси крестьянин земледелец был очень трудолюбив, работал не покладая рук.  Одевались в ту одежду, которую шили сами. Одежда была свободная и удобная как для работы, так и для отдыха. Питались тем, что давала земля. Мололи зерно и пекли первый хлеб.  Зерном и тканью отдавали дань, платили налоги.

Крестьяне делились на феодально-зависимых и свободных. Не надо путать феодально-зависимых крестьян с рабами. Рабы были в полном подчинении у хозяев, а крестьяне платили налоги феодалам, но при этом имели свой дом, свой доход, участок земли  и скот. Изначально  свободные земледельцы общинники в Древней Руси назывались смердами, но со временем и они впали в частичную феодальную зависимость. При всем при этом сохраняли юридическую свободу. Если смерд брал у князя купу (ссуду), то переходил в разряд закупов, более низшего сословия крестьян. Закупы должны были бесплатно работать на феодала, пока не отработают свой долг полностью. Еще более низкое сословие крестьян называли холопами. Холопы, это то же самое, что и рабы, полностью зависимые от княжества, и не имеющие никаких прав. В 1723 году холопство было отменено Петром Первым.

Знаете ли вы, какой вид земледелия преобладал у восточных славян?  Самые преобладающие системы земледелия у восточных славян назывались подсечно-огневая система и перелог. Какую систему использовали земледельцы, зависело от природных и климатических условий. Подсечно-огневая система преобладала на севере в Тайге. Заключалась она в том, что в один год срубали деревья и давали им высохнуть. На второй год сухие деревья сжигались, и на этом месте сеяли зерновые культуры. Зола служила удобрением. Кстати, золу в качестве удобрения используют и современные земельные работники. Несколько лет земля давала хороший урожай, но позже ей надо было давать отдохнуть.

Перелог являлся южной системой земледелия.  Избавлять участок от сорняков крестьяне могли в течение нескольких лет. Когда земля истощалась, переходили на другую территорию, а этот участок оставляли «отдыхать» на 10 лет. Такой вид земледелия еще называется пашенное земледелие и использовался он на территории степных лесов.

От того на какой территории происходил посев, зависело то, что выращивали древние земледельцы.  На юге выращивали гречиху, пшено, полбу, пшеницу.  На севере поле засеивалось овсом, ячменем, просом, озимой рожью и яровой пшеницей. С развитием земледелия в Древней Руси начали сажать не только злаки, но и овощи. Больше всего выращивали брюкву, свеклу, морковь, картофель, тыкву, затем появились бобовые культуры. Как уже упоминалось выше, не все что выращивали, употреблялось в пищу. Лен и коноплю использовали для производства ткани. Все эти культуры основное земледелие восточных славян.

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда земледельца.

  1. Фото с сайта kpfu.ru

    Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.

  2. Коса. Коса — это сельскохозяйственный инструмент для скашивания травы. Имеет длинный и острый нож, немного загнутый внутрь состоящий из стали. Рукоять у косы длинная, выполненная из дерева.
  3. Мотыга. Сейчас это орудие называется тяпкой. Имеет длинную деревянную ручку и налопатник, расположенный перпендикулярно к рукояти. Налопатник был квадратной формы и выполнен из прочного металла. Ее использовали для обрубания сорняков прямо под корень, говоря по — другому для прополки. Для работы в твердой почве использовалась киркомотыга.
  4. Плуг. Плуг был незаменим для вспашки земли. Плуг служил для того, чтобы перевернуть верхний слой почвы. Чаще всего его делали из металла. Первоначально плуг тащили на себе сами земледельцы, позже для этого стали использовать лошадей.
  5. Соха. Орудие для пахоты. Соха состояла из толстой длинной деревянной доски с двумя металлическими зубьями по краям. Рабочая деревянная часть сохи называлась рассохой, а железные зубья сошниками. Соха крепилась к оглоблям, в которые впрягали лошадь. Это орудие несколько похоже на плуг, но соха не переворачивает землю, а сдвигает ее в сторону.
  6. Заступ. Устройство похожее на современную лопату на Руси называлось заступом, сейчас такое слово устарело, но лопата продолжает существовать и использоваться в сельском хозяйстве, по сей день. Ранее заступ был полностью деревянным, имея только металлический наконечник. Позже к деревянной длинной ручке, которая зовется черенком, стали крепить полностью железную, заостренную копательную часть. Это название образовалось от слова заступать, наступать ногой.
  7. Грабли. Грабли использовались и используются даже сегодня, для разбивания комьев уже вспаханной земли. С помощью этого орудия собирались из обработанной почвы сорняки и другие ненужные предметы, а также сгребалась в одну часть скошенная трава. Состояли древнерусские грабли из деревянного бруска, который назывался хребет. В хребте проделывались отверстия, в которые вставлялись железные зубья. К этой основе крепилась длинная деревянная рукоять. В Древней Руси грабли были ручными или конными, в современном мире имеются грабли для трактора. Кстати, столь популярное выражение «наступить на грабли» означает совершить глупую ошибку, так как если наступить на хребет граблей можно получить рукоятью в лоб.
  8. Вилы. Это земледельческое приспособление, применяющееся в сборе и погрузке сена. Так же данный инструмент использовался для проколов почвы, с помощью чего усиливалось ее снабжения кислородом. Вилы состоят из металлической колющей части, с несколькими зубьями (от трех до семи штук) и длинной деревянной рукоятки. Кстати, в христианской мифологии вилы считались инструментом Дьявола и чертей, использовались для пыток грешников в аду. Вышло это поверие из, дошедших до первых христиан изображений античных богов, Нептуна или Посейдона, которые воспринимались, как Дьявол, а трезубец как вилы. У древних славян язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
  9. Цеп. Цеп – это связанные между собой две палки, которые имели подвижность, первая длинная палка являлась рукоятью, а вторая короткая — молотилом. Такое приспособление использовали для обмола зерна или отделения зерен от плевел. Это орудие применялось не только в Древней Руси. Кстати, на основе цепа появилось военное оружие ближнего боя – булава или боевой цеп, и знаменитое японское холодное оружие – нунчаки.
  10. Борона. Борона применялась при подсечно-огневой системе земледелия, помогала избежать высыхания земли и собирать сорняки. Создавалась из дерева.

Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.

Славянские земледельческие обряды.

  1. Фото с сайта www.vostokolyub.ru

    Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.

  2. Масленичные обряды. Проводились такие обряды в конце зимы на Масленицу с 21 марта, это день весеннего равноденствия. Славяне первый блин выносили во двор и клали на землю. Это был дар богам Весне и Яриле. Благодаря этому, солнце быстрее и сильнее прогревало поля.
  3. Очистительные обряды. Считалось, что за зиму собиралось много нечести, и от нее надо было избавляться. Сначала люди мыли жилища и себя, собирали весь мусор и жгли его во дворах, дым от костров должен был отгонять злых духов. Затем поля посыпались золой от этих костров. Неудивительно, что они получали хороший урожай от этого обряда, ведь зола отличное удобрение. По краям поля располагали ветки вербы, так как для древних крестьян это было священное растение, потому что верба давала первые почки раньше других растений.
  4. Красная горка. Весной все расцветало, прилетали птицы, светило солнце. Первая травка появлялась на полях и холмах, и это создавало определенный контраст. Отсюда и название «Красная горка», красная значит красивая. Посевы обкатывали яйцом, читали заговоры и посыпали костной мукой. Мука должна была предохранить будущий урожай от града. Яйцо зарывали на поле, как символ плодородия.
  5. Жертвоприношения. Язычники считали землю живой, она была их божеством, и они думали, что при пахоте причиняют ей боль. Поэтому землю нужно было задобрить. Для этого в борозды вставляли хлеб, а после окончания посевной, обходили поля с кушаньями и брагой и устраивали пир. Ранняя весна ассоциировалась с возвращением птиц, поэтому славяне ловили птицу, как символ весны, и съедали ее. Считалось, что, таким образом, лучше всего можно было воспользоваться силами весны.
  6. Колосяница. Девушки брали еду и шли к березе, устраивали вокруг нее пир, пели песни, водили хороводы. Считали, что береза обладает силой плодородия, и хотели применить ее силу на полях.
  7. Обряды, посвященные божествам Купале и Яриле. Когда приходило время жатвы разжигались костры и поля обходили, читая заговоры. Это делалось в честь Купалы, который считался богом изобилия и урожая. Костры были призваны отогнать от уже созревших плодов злых духов. Бог Ярило, считался богом солнца, а солнце имело огромное значение для древних славян и благодаря ему всходили посевы.
  8. Жатвенные праздники зажинки (начало жатвы) и дожинки(конец жатвы). В это время изгоняли злых духов. Торжественно пекли хлеб из первого и последнего снопа урожая. Зерна хранили дома и смешивали с землей во время следующего посева.

В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.

Еще больше славянских обрядов здесь

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 1 июля 2017; проверки требуют

5 правок

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 1 июля 2017; проверки требуют

5 правок

.

Земледелие у славян являлось основой их хозяйства, которое оказывало влияние на славянский календарь, кухню, быт и мифологию. Славяне отдыхали преимущественно зимой (коляда, святки, масленица), тогда как лето было временем жатвы (страда). Славяне занимались земледелием преимущественно для собственного пропитания и оно практически никогда не носило товарного характера.

Возникновение и развитие систем земледелия

Славяне издревле занимались пашенным, подсечно-огневым земледелием. Поле (польск. Pole) под пашню расчищалось с помощью огня, а затем начиналась пахота и сев.

Орудия труда

При освоении людьми новых жизненных пространств, в бытовой жизнедеятельности в целом и в подсечно-огневом методе ведения земледелия в частности, ключевую роль играл топор. При помощи топора и огня расчищалось от деревьев и прочей растительности новое поле для распашки.

Среди инструментов для рыхления и перекапывания земли славянами широко использовались мотыга, заступ и лопата. Наиболее широкое применение эти ручные орудия труда получили в огородничестве.

Поля с достаточно большой площадью земли рыхлили с помощью тягловых орудий пахоты — рала, сохи (польск. Socha), или плуга. Для ведения такого вида работ славяне привлекали волов или лошадей.

Традиционно сбор урожая зерновых культур славянами осуществлялся посредством жатвы серпом (польск. Sierp). О жатве серпом сообщают древнерусские письменные источники начала XIII века, она изображена на миниатюрах и фресках.

Кошение при уборке урожая зерновых культур начало применяться только в XVIII веке в связи с изданием Петром I указа «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами» . Но даже после издания указа коса не смогла занять место серпа в сельском хозяйстве, где серп не только применялся, но и продолжил конструктивно дорабатываться вплоть до середины XX века. Кошение косой осуществлялось преимущественно во время сенокошения, что отражено в термине.

Пучки колосьев вязали в снопы, молотили цепами (польск. Cep).

Культурные растения

Основными земледельческими культурами были пшеница (польск. Pszenica), рожь (жито), ячмень (польск. Jęczmień), овес (польск. Owies), из которых славяне пекли хлеб (польск. Chleb, в т.ч. и ритуальный каравай) и блины, а также делали каши (польск. Kasza). Также выращивали капусту (польск. Kapusta), горох (польск. Groch) и репу. В дальнейшем репа у славянских народов была заменена на картофель. От средиземноморских греков славяне заимствовали не только письменность и религию, но и некоторые сельскохозяйственные культуры (свёкла и греча).

Годовой цикл сельскохозяйственных работ

Пахота

Сев

Сенокос

Жатва

Земледельческий цикл завершался в конце лета — начале осени разнообразными праздниками урожая (обжинки, капустник). Месяц жатвы приходился на август и назывался серпень

Хранение урожая

Урожай хранили в житницах (сначала в зерновых ямах, а затем в амбарах и сараях).

Примечания

Картина русского художника-передвижника 

Иванова С.В. «Жилье восточных славян», 1909 г.

      Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озер в местах, пригодных для земледелия – их основного занятия. Носило оно первоначально экстенсивный характер. В степных и лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали ее до истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем не восстановиться естественный травяной покров. Такая система земледелия носит название залежной.

     В лесах же, где применялась

подсечная (подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, затем сжигали вместе с выкорчеванными пнями. Полученный удобренный участок, как и при залежной системе, использовали до истощения.

      Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но известны просо, гречиха, ячмень. Выращивали лен, коноплю, а также овощные культуры – репу, редьку, лук, чеснок, капусту.

   Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Разводили славяне крупный рогатый скот, свиней, коров, коз и птицу. А найденные при раскопках кости, подтверждают, что славяне разводили лошадей, мясо которых редко употребляли в пищу (их использовали, в основном, для верховой езды и как тягловую силу).

     В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. Поэтому славяне охотились на кабана, медведя, лисицу, зайца. На охоту брали лук со стрелами и копье.

      В реках ловили щуку, леща, сома и др. рыбу. Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетенными приспособлениями. Развитию рыболовства, конечно, способствовало, то обстоятельство, что славянские поселения располагались по берегам рек.

     Подсобную роль в хозяйстве восточных славян играло бортничество – сбор меда диких пчел. Это был не просто сбор меда, но и уход за дуплами – «бортями», и даже их создание.

       По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения, группировались в своего рода «гнезда», из 3 – 4 поселков. В каждом поселке проживало несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были не большие, типа полуземлянок: пол на метр – полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли.

         По материалам сайта istorik-ermolenko.ru

К концу правления Вещего Олега в состав Древнерусского государства вошли почти все племена восточных славян и ряд других этносов. При этом каждое из них продолжало хранить традиции предков, верования и обычаи.

Князю Олегу подчинялись поляне, новгородские словене, кривичи, древляне, радимичи, северяне и, отчасти, тиверцы. Помимо славян в пределах государства Русь проживали финно-угорские этносы — чудь, меря, весь и мурома, выходцы из Скандинавии, предки осетин — аланы, предки поляков — лендзяне и другие. Русь как государственное объединение заявила о себе на международной арене в договорах с Византией начала X века, но в культурном отношении она не была единой, о чем говорят археологические изыскания и описания обрядов ее обитателей.

Древнее поселение славян. Русь IX-XII век.

Селища и городища. Основная масса населения древней Руси проживала в незащищенных селищах, расположенных в низких, скрытых от людского глаза местах. В IX веке основными поселениями стали городища. Они занимали удобные в оборонительном и одновременно хозяйственном отношениях места по берегам рек и озер или у слияния двух рек. Городища застраивались землянками, а иногда наземными протяженными домами, где обитало несколько семей одного рода. Строения располагались по периметру городища, а в центре его размещались общинные постройки разного назначения и небольшой водоем. Значительная площадь служила загоном для общинного стада.

Земледелие славян. Главным занятием населения Руси являлось земледелие. Славяне культивировали рожь, пшеницу, ячмень, просо, лен, коноплю. Выращивали такие огородные культуры как репа, капуста, свекла, морковь, редька и другие. Природно-климатические условия диктовали особенности ведения пашенного хозяйства. На южных плодородных землях господствовал «перелог»: поля засевали в течение нескольких лет до полного истощения, а затем бросали и «перекладываясь» на новые участки. Южные славяне использовали соху, деревянный плуг с железным лемехом и рало с металлическим наконечником. В северных, лесных землях бытовало подсечно-огневое земледелие. Первоначально рубили лес, чтобы освободить место под пашню. Когда деревья засыхали, их сжигали, а полученную золу использовали как удобрение. От такого поля кормились два-три года, а затем приходилось осваивать новую территорию. В работе земледельцы применяли топор, мотыгу, двузубую соху, борону-суковатку. Урожай собирали серпами. Зерно молотили цепами и размалывали ручными жерновами. Славяне разводили свиней, коров и овец. В качестве рабочего скота они использовали волов на юге и лошадей на севере.

Рыболовство на Руси. В Древней Руси повсеместно промышляли рыболовством. В реках в изобилии водилась щука, сазан, судак, лещ, сом, осетр и другая рыба, которую ловили сетями, неводами, вершами и удочками. При раскопках поселений IX-X веков обычными находками археологов являются кости и чешуя разных рыб, специальные ямы, служившие для хранения заготовленной впрок рыбы, глиняные грузила, костяные иглы для плетения сетей и железные рыболовные крючки.

Охота северных славян. Охота у северных племен имела большое значение. Судя по археологическим находкам, добычей охотников являлись такие животные как лось, северный олень, косуля, медведь, кабан, заяц. Киевский князь и местные правители получали с населения дань мехами, поэтому развивалась охота на пушного зверя: бобра, рысь, лисицу, куницу, выдру. Орудиями охоты служили лук и стрелы, силки и самострелы, которые ставили на звериных тропах. Дикую птицу ловили с помощью «перевесов» — больших сетей, которые натягивались высоко над землей в местах перелета птиц.

Лесной промысел. Бортничество было чрезвычайно распространенным лесным промыслом восточных славян. Бортью называлось дерево с дуплом, заселенным лесными пчелами. Каждый, кто находил в лесу борть, мог объявить себя ее собственником, поставив на ней свой отличительный знак — «знамя». Мед и воск являлись важными предметами великокняжеской торговли, и поэтому князья получали ими дань с волостей.

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Между прочим…

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.

Фото с сайта www.topauthor.ru

В Древней Руси крестьянин земледелец был очень трудолюбив, работал не покладая рук.  Одевались в ту одежду, которую шили сами. Одежда была свободная и удобная как для работы, так и для отдыха. Питались тем, что давала земля. Мололи зерно и пекли первый хлеб.  Зерном и тканью отдавали дань, платили налоги.

Крестьяне делились на феодально-зависимых и свободных. Не надо путать феодально-зависимых крестьян с рабами. Рабы были в полном подчинении у хозяев, а крестьяне платили налоги феодалам, но при этом имели свой дом, свой доход, участок земли  и скот. Изначально  свободные земледельцы общинники в Древней Руси назывались смердами, но со временем и они впали в частичную феодальную зависимость. При всем при этом сохраняли юридическую свободу. Если смерд брал у князя купу (ссуду), то переходил в разряд закупов, более низшего сословия крестьян. Закупы должны были бесплатно работать на феодала, пока не отработают свой долг полностью. Еще более низкое сословие крестьян называли холопами. Холопы, это то же самое, что и рабы, полностью зависимые от княжества, и не имеющие никаких прав. В 1723 году холопство было отменено Петром Первым.

Знаете ли вы, какой вид земледелия преобладал у восточных славян?  Самые преобладающие системы земледелия у восточных славян назывались подсечно-огневая система и перелог. Какую систему использовали земледельцы, зависело от природных и климатических условий. Подсечно-огневая система преобладала на севере в Тайге. Заключалась она в том, что в один год срубали деревья и давали им высохнуть. На второй год сухие деревья сжигались, и на этом месте сеяли зерновые культуры. Зола служила удобрением. Кстати, золу в качестве удобрения используют и современные земельные работники. Несколько лет земля давала хороший урожай, но позже ей надо было давать отдохнуть.

Перелог являлся южной системой земледелия.  Избавлять участок от сорняков крестьяне могли в течение нескольких лет. Когда земля истощалась, переходили на другую территорию, а этот участок оставляли «отдыхать» на 10 лет. Такой вид земледелия еще называется пашенное земледелие и использовался он на территории степных лесов.

От того на какой территории происходил посев, зависело то, что выращивали древние земледельцы.  На юге выращивали гречиху, пшено, полбу, пшеницу.  На севере поле засеивалось овсом, ячменем, просом, озимой рожью и яровой пшеницей. С развитием земледелия в Древней Руси начали сажать не только злаки, но и овощи. Больше всего выращивали брюкву, свеклу, морковь, картофель, тыкву, затем появились бобовые культуры. Как уже упоминалось выше, не все что выращивали, употреблялось в пищу. Лен и коноплю использовали для производства ткани. Все эти культуры основное земледелие восточных славян.

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда земледельца.

  1. Фото с сайта kpfu.ru

    Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.

  2. Коса. Коса — это сельскохозяйственный инструмент для скашивания травы. Имеет длинный и острый нож, немного загнутый внутрь состоящий из стали. Рукоять у косы длинная, выполненная из дерева.
  3. Мотыга. Сейчас это орудие называется тяпкой. Имеет длинную деревянную ручку и налопатник, расположенный перпендикулярно к рукояти. Налопатник был квадратной формы и выполнен из прочного металла. Ее использовали для обрубания сорняков прямо под корень, говоря по — другому для прополки. Для работы в твердой почве использовалась киркомотыга.
  4. Плуг. Плуг был незаменим для вспашки земли. Плуг служил для того, чтобы перевернуть верхний слой почвы. Чаще всего его делали из металла. Первоначально плуг тащили на себе сами земледельцы, позже для этого стали использовать лошадей.
  5. Соха. Орудие для пахоты. Соха состояла из толстой длинной деревянной доски с двумя металлическими зубьями по краям. Рабочая деревянная часть сохи называлась рассохой, а железные зубья сошниками. Соха крепилась к оглоблям, в которые впрягали лошадь. Это орудие несколько похоже на плуг, но соха не переворачивает землю, а сдвигает ее в сторону.
  6. Заступ. Устройство похожее на современную лопату на Руси называлось заступом, сейчас такое слово устарело, но лопата продолжает существовать и использоваться в сельском хозяйстве, по сей день. Ранее заступ был полностью деревянным, имея только металлический наконечник. Позже к деревянной длинной ручке, которая зовется черенком, стали крепить полностью железную, заостренную копательную часть. Это название образовалось от слова заступать, наступать ногой.
  7. Грабли. Грабли использовались и используются даже сегодня, для разбивания комьев уже вспаханной земли. С помощью этого орудия собирались из обработанной почвы сорняки и другие ненужные предметы, а также сгребалась в одну часть скошенная трава. Состояли древнерусские грабли из деревянного бруска, который назывался хребет. В хребте проделывались отверстия, в которые вставлялись железные зубья. К этой основе крепилась длинная деревянная рукоять. В Древней Руси грабли были ручными или конными, в современном мире имеются грабли для трактора. Кстати, столь популярное выражение «наступить на грабли» означает совершить глупую ошибку, так как если наступить на хребет граблей можно получить рукоятью в лоб.
  8. Вилы. Это земледельческое приспособление, применяющееся в сборе и погрузке сена. Так же данный инструмент использовался для проколов почвы, с помощью чего усиливалось ее снабжения кислородом. Вилы состоят из металлической колющей части, с несколькими зубьями (от трех до семи штук) и длинной деревянной рукоятки. Кстати, в христианской мифологии вилы считались инструментом Дьявола и чертей, использовались для пыток грешников в аду. Вышло это поверие из, дошедших до первых христиан изображений античных богов, Нептуна или Посейдона, которые воспринимались, как Дьявол, а трезубец как вилы. У древних славян язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
  9. Цеп. Цеп – это связанные между собой две палки, которые имели подвижность, первая длинная палка являлась рукоятью, а вторая короткая — молотилом. Такое приспособление использовали для обмола зерна или отделения зерен от плевел. Это орудие применялось не только в Древней Руси. Кстати, на основе цепа появилось военное оружие ближнего боя – булава или боевой цеп, и знаменитое японское холодное оружие – нунчаки.
  10. Борона. Борона применялась при подсечно-огневой системе земледелия, помогала избежать высыхания земли и собирать сорняки. Создавалась из дерева.

Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.

Славянские земледельческие обряды.

  1. Фото с сайта www.vostokolyub.ru

    Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.

  2. Масленичные обряды. Проводились такие обряды в конце зимы на Масленицу с 21 марта, это день весеннего равноденствия. Славяне первый блин выносили во двор и клали на землю. Это был дар богам Весне и Яриле. Благодаря этому, солнце быстрее и сильнее прогревало поля.
  3. Очистительные обряды. Считалось, что за зиму собиралось много нечести, и от нее надо было избавляться. Сначала люди мыли жилища и себя, собирали весь мусор и жгли его во дворах, дым от костров должен был отгонять злых духов. Затем поля посыпались золой от этих костров. Неудивительно, что они получали хороший урожай от этого обряда, ведь зола отличное удобрение. По краям поля располагали ветки вербы, так как для древних крестьян это было священное растение, потому что верба давала первые почки раньше других растений.
  4. Красная горка. Весной все расцветало, прилетали птицы, светило солнце. Первая травка появлялась на полях и холмах, и это создавало определенный контраст. Отсюда и название «Красная горка», красная значит красивая. Посевы обкатывали яйцом, читали заговоры и посыпали костной мукой. Мука должна была предохранить будущий урожай от града. Яйцо зарывали на поле, как символ плодородия.
  5. Жертвоприношения. Язычники считали землю живой, она была их божеством, и они думали, что при пахоте причиняют ей боль. Поэтому землю нужно было задобрить. Для этого в борозды вставляли хлеб, а после окончания посевной, обходили поля с кушаньями и брагой и устраивали пир. Ранняя весна ассоциировалась с возвращением птиц, поэтому славяне ловили птицу, как символ весны, и съедали ее. Считалось, что, таким образом, лучше всего можно было воспользоваться силами весны.
  6. Колосяница. Девушки брали еду и шли к березе, устраивали вокруг нее пир, пели песни, водили хороводы. Считали, что береза обладает силой плодородия, и хотели применить ее силу на полях.
  7. Обряды, посвященные божествам Купале и Яриле. Когда приходило время жатвы разжигались костры и поля обходили, читая заговоры. Это делалось в честь Купалы, который считался богом изобилия и урожая. Костры были призваны отогнать от уже созревших плодов злых духов. Бог Ярило, считался богом солнца, а солнце имело огромное значение для древних славян и благодаря ему всходили посевы.
  8. Жатвенные праздники зажинки (начало жатвы) и дожинки(конец жатвы). В это время изгоняли злых духов. Торжественно пекли хлеб из первого и последнего снопа урожая. Зерна хранили дома и смешивали с землей во время следующего посева.

В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.

Еще больше славянских обрядов здесь

dacha-posadka.ru

Как на Руси городили огород. Это интересно

Огородничество в России претерпело длительный и непростой путь. Во второй половине XVIII века в его развитии происходит существенный перелом: в ряде местностей огородничество превращается в торговое земледелие с высокой интенсивностью труда.

По словам первого русского учёного-агронома А.Т. Болотова, автора книги «Деревенского зеркала, или общенародной книги, сочинённой не только для того, чтобы её читать, но чтобы по ней и исполнять» (1798—1799), интенсивное развитие огородничества в это время началось не в деревнях, а в провинциальных русских городах, и стало здесь, по его выражению, «основой продовольствования жителей».

Первый результат развития огородничества — заметное расширение ассортимента выращиваемых культур с длительным вегетационным периодом; второй (как следствие первого) — появление устройств, защищающих растения от заморозков и возвратных весенних холодов.

Паровые гряды

Конечно, популярнейшим огородным растением в России сразу же стали огурцы, особенно ранние. Этих индийских неженок поначалу сеяли в хорошо унавоженные паровые гряды, так называемые «садила». Сооружали их в апреле-мае. Поверх навоза укладывали слой хорошей земли, формируя гряду (сейчас такой грунт обычно готовят из смеси дерново-суглинистой земли с перегноем 1:1).Посев начинали, когда жар сойдёт, через 10—12 дней в глубокую (12—15 см) борозду. Если после сева жар возобновлялся, то колом делали отверстия в земле и навозе, чтобы тепло быстрее выходило. На ночь гряды покрывали войлоками, толстыми соломенными матами или оконницами. Позднее оконницы превратились в переплёт из металлической решётки. Как вы понимаете, это и был первый шаг к созданию огорода в так называемом закрытом, или защищенном, грунте.

Тыквы стали выращивать в миниатюрных тыквенных «садилах». Для их изготовления рыли квадратные ямки 12×12 вершков (1 вершок — 4,5 см) и глубиной б вершков. Наполняли их конским навозом, который также должен был впоследствии разогреваться. Над землёй насыпали бугорок главным образом тоже из навоза, скорее всего перепрелого, В бугорок высевали пророщенные семена, а поверх настилали солому или рогожу, которые снимали только в дождь. При появлении ростков покрытия убирали (обычно через 5—6 дней после посева).

Главные плети после достижения ими длины 4 аршина (3 м) защипывали на концах, а на первое от защипа междоузлие насыпали землю. Засыпанная таким образом плеть укоренялась и усиливала питание всего растения. При появлении вторых плетей их также защипывали.

Посмотрите на древнее «садило»: не так ли делают паровые грядки и современные огородники?На каждой плети оставляли не более двух крупнейших плодов, остальные срезали. В настоящее время в тех случаях, когда раздобыть конский навоз оказывается довольно затруднительно, ямки обычно заполняют соломой, сеном, скошенной травой, прутьями, а сверху укладывают перегной.

Парники

В городских помещичьих усадьбах бахчевые культуры выращивали в парниках иногда даже глубокой зимой. Для парника рыли специальный ров шири-ной 2 аршина (1 аршин — 71 см) и глубиной 1 аршин. Ров делали с выпуклым в центре дном для стока воды. По периметру рва, длина которого была произвольной, выкладывали бревенчатую, кирпичную или каменную стенку до поверхности земли.

Ров заполняли свежим конским навозом, перемешанным с соломой. Накладывали его «ровно и рыхло» слоями, плотно утаптывая каждый слой и следя, чтобы не было комьев, горок и лощин (ямок), и так слой за слоем, пока навоз не выйдет на уровень земли. Потом на кирпичную стенку монтировали ящик из брёвен или толстых досок высотой по ширине досок. Северный край ящика должен был быть на 6 дюймов (1 дюйм — 2,5 см) выше южного. Ящик снаружи укрепляли брусками, а на них ставили рамы из сухого дубового дерева без поперечин. Рамы стеклили, готовя для стекла в раме выемку.

«Окончины» (слюдяные или стекольные) монтировали как тесовую крышу, то есть, начинали с нижнего конца рамы, и каждая последующая полоска стекла накладывалась на предыдущую. «Смычки» стёкол и края рам замазывали специальной замазкой. Рамы красили масляной краской.

Затем в парник закладывали землю, слой которой для огурцов, салата и редиса был не более 6-ти вершков. Навозная подушка сильно разогревалась, поэтому несколько дней (иногда и до двух недель) ждали, пока жар сойдёт и земля станет тёплой, как парное молоко. Обычно тепло от навоза шло 2—3 месяца. В такие парники рассаду высаживали с середины марта. Остывший парник наполняли свежим навозом.

Вегетационные домики

Первые сооружения защищенного грунта — прародители современных теплиц и оранжерей — это вегетационные домики. Различают два типа стеклянных построек такого рода. Вегетационный домик (от лат. vegetatio— произрастание) — сооружение со стеклянными стенами и крышей, хорошо проветриваемое, для выращивания теплолюбивых растений в весенне-летне-осенний периоды, так как обогрев и освещение в нём исключительно естественные — потоком солнечных лучей. По утверждению историков, такие домики появились несколько сотен лет тому назад сначала в Голландии, затем в Англии и Франции. В России первый вегетационный домик был построен по инициативе К.А. Тимирязева в 1872 году на территории Петровской сельскохозяйственной академии (ныне РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева).

Теплицы

Если же оборудовать вегетационный домик искусственной системой обогрева (печным, электрическим, паровым и т. п.), то такое сооружение будет способно обеспечивать нормальное существование растений круглый год и уже называется не теплица, а оранжерея (отличается от теплицы большей высотой). Иметь и эксплуатировать такие теплицы, понятно, «под силу» только очень обеспеченным хозяевам.

Одна из первых известных теплиц в России была построена в Ясной Поляне. С улицы она выглядит приземистой, но внутри очень просторная и светлая, в ней можно разместить немало растений. Во времена Л.Н. Толстого здесь выращивали весной и летом овощи, а на зиму заносили теплолюбивые плодовые деревья в кадках. Теплица хорошо держит тепло: поверхность стёкол на деревянных рамах относительно невелика, а сильное заглубление — источник дополнительного тепла в зимнее время. Поэтому чтобы поддерживать зимой плюсовую температуру, достаточно подтапливать печку. Теплица такого устройства — одна из лучших для местностей с суровыми зимами.

Если строительство и эксплуатация теплицы и сегодня могут показаться некоторым огородникам невероятно сложной и дорогостоящей затеей, то соорудить простейшее плёночное укрытие в виде тоннеля различной формы может любой садовод-любитель. Такие укрытия служат как бы промежуточным звеном между открытым и защищенным грунтом. Обработку почвы и уход за растениями при использовании укрытий проводят до их установки или после снятия всего укрытия.Ранней весной укрытия могут быть установлены над различными холодостойкими культурами (редисом, укропом, салатом, луком и т.д.), а позднее их можно перенести и использовать для выращивания теплолюбивых овощей (огурцов, томатов, перцев, баклажанов). Осенью под укрытиями можно доращивать цветную капусту, редис, укроп и петрушку летнего посева.

Использование передвижных укрытий даёт возможность избежать многократного выращивания на одном месте одних и тех же овощных культур (осуществлять севооборот), уменьшить опасность заболевания растений и снизить потери урожая. Однако тонкие плёночные укрытия быстро накапливают тепло в солнечные дни, но плохо держат его ночью. Плёнка в отличие от стекла пропускает инфракрасные лучи, в результате чего ночью пространство под ней быстро выхолаживается, особенно в ясную погоду. Увеличить теплозащитные свойства плёночного сооружения можно двухслойным укрытием плёнкой и лутрасилом, а сверху — любым непрозрачным материалом (газетами, бумагой, рубероидом, одеялами, мешковиной), устройством дополнительных плёночных тоннелей («теплица в теплице»).

Плёночное сооружение, если нигде не поддувает, защитит от кратковременного заморозка до — 20 °С. От заморозков — 7—8 °С поможет двойная защита из нетканого материала (лутрасила) и полиэтиленовой плёнки, но только если в теплице нет дыр и создана надёжная воздушная прослойка между лутрасилом и плёнкой. Разумеется, более эффективны биологический и технический обогревы. В первом случае используют соломистый навоз, бытовой мусор, сорняки, устраивая ранее описанные паровые гряды, во втором устанавливают в тоннель всё, что даёт тепло, — от керосинки, бочек с горячей водой, нагретых кирпичей до всевозможных нагревательных приборов, не забывая соблюдать технику безопасности.

Автор – В. В. Мурашёв,кандидат биологических наук, ст. научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва

den-dachnika.ru

Рацион Древней Руси | Разное

А что у вас сегодня на обед? Овощной салат, борщ, суп, картошка, курица? Эти блюда и продукты стали для нас такими привычными, что некоторые из них мы уже считаем исконно русскими. Согласен, прошло уже несколько сотен лет, и они прочно вошли в наш рацион. И даже не верится, что когда-то люди обходились без привычного нам картофеля, томатов, подсолнечного масла, не говоря уже о сырах или макаронах.

Обеспечение продовольствием всегда было наиважнейшим вопросом в жизни людей. Исходя из климатических условий и и природных ресурсов у каждого народа в большей или меньшей степени развивались охота, скотоводство и растениеводство.

Киевская Русь как государство сформировалась в 9 веке нашей эры. К тому времени рацион славян составляли мучные изделия, каши, молочные продукты, мясо и рыба. 

Из злаковых выращивали ячмень, овёс, пшеницу и гречиху, несколько позже появилась рожь. Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северных большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам — пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.

Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской. 

Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель.В Древней Руси кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы. 

В Древней Руси были очень популярны каши. Преимущественно это были пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали в печи, чтобы они было мягкими. Большим деликатесом был рис (сорочинское пшено) и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным, льняным или конопляным маслом. 

Интересная ситуация на Руси была с овощными продуктами. То, что мы употребляем сейчас — не было и в помине. Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили, жарили и делали из них начинку для пирогов. Так же издревне на Руси известен горох. Его не только варили, но и делали из него муку из которой пекли блины и пироги. В 11 веке на столах начинается появляться репчатый лук, капуста, несклько позже — морковь. Огурцы появятся только в 15 веке. А привычные нам паслёновые: картофель, томаты и баклажаны пришли к нам лишь в начале 18 века.

Помимо этого на Руси из растительной пищи употребляли дикий щавель и лебеду. Дополняли растительный рацион многочисленные дикорастущие ягоды и грибы. 

Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры, гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное), либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.

Достаточно часто на Руси ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили. 

На Руси не было супов. Знаменитые русские уха, борщ и солянка появились только в 15-17 веках. Была «тюря» — предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.

В те времена, как и в наши, русские люди не избегали выпивки. Согласно «Повести временных лет» основной причиной отказа Владимира от ислама была трезвость, предписываемая той религией. «Питие», — говорил он, — «это радость русов. Мы не можем без этого удовольствия». Русская выпивка для современного читателя неизменно ассоциируется с водкой, но в эпоху Киевской Руси не гнали спирта. Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Это б

ryb.ru

Чем питались на Руси – Голоса городов

По этим остаткам можно определить, что же употребляли в пищу древние русичи.

Благодаря раскопкам археологи выяснили, что ранее на Руси самыми распространенными зерновыми культурами были: ячмень, рожь и пшеница. Также наши предки выращивали овес и гречиху. Из их зерен делали не только муку и крупу, на них также делали брагу и квас.

Самым распространенным горячим блюдом всех русских людей была каша. Кашу обязательно заправляли растительным маслом. К ней подавали мясо, которое либо жарили, либо тушили в русской печи.

До семнадцатого века о супах в России никто даже не догадывался. С этим горячим блюдом русских людей познакомили приезжие иностранцы. С приходом жаркого лета наши предки баловали себя блюдом, которое носило название "тюря". Тюря представляла собой квас, в который крошился хлеб и лук.

Самыми распространенными овощами были: репа, капуста, лук. Также на своих огородах люди выращивали морковь, огурцы и горох.

На зиму люди запасались мочеными яблоками, солили огурцы и квасили капусту. Такие зимние заготовки в народе называли ленивыми. Кстати, одна из улиц Москвы называется Ленивка - ее название пошло от того, что здесь располагался рынок, на котором торговали «ленивыми» овощами.

Помимо каш и овощей люди ели мясо домашних и диких животных, ловили рыбу. Из молока делали много кисломолочных продуктов. В древности на Руси не было сахара, поэтому в качестве подсластителя к любому блюду использовался мед. Из него готовили горячий и очень вкусный напиток - сбитень. Мед кипятили в горячей воде и сбивали с яйцами.  Также к горячим напиткам можно отнести травяные отвары, которые были очень популярны у русских людей.

Все блюда были пресными, так как соль была довольно дорогим удовольствием, ее употребляли очень редко.

www.golosagorodov.info

Культурные растения на Руси. - Сергей Алданов

В продолжение предыдущего поста  несколько слов об освоениии  культурных растений у нас.

 

Старый слой культурных растений, у восточных славян  – просо, рожь, пшеница, ячмень, овес, горох, репа, лен, бобы.

 

Конечно, и  среди них есть варианты более старых и новых освоений, так что говорить о необозримой древности в ряде случаев никак не приходится..

Взять хотя б отношения пшеницы и ржи. У пшеницы история магистральная – культура очень старая, известная старейшим цивилизациям, история ее якобы достигает 10 тыс. лет Но для нас она, вероятно, новая, около V-VI вв. Наши предки ее позаимствовали, скорей всего, у готов, живших на юге Восточной Европы. К примеру,  этимология слова хлеб выводится от готского предшественника Hlaifs.

А про рожь пишут вот что:

«Как культурное растение рожь (Secale cereale) гораздо моложе пшеницы. Вначале она была лишь полевым сорняком в посевах этой культуры в Юго-Западной Азии и Закавказье. При раскопках поселений в Ассирии, Вавилоне, Египте, Китае и Индии никаких следов культивирования ржи обнаружено не было. Но когда пшеницу стали расселять в Европу и Сибирь, где она часто вымерзала, ее более зимостойкий спутник-сорняк постепенно превратился в самостоятельную культуру. А дикие виды ржи (всего в этом роде насчитывается 13 видов) и в настоящее время произрастают в Иране, Афганистане и Закавказье как сорняки на полях». /С.В. Мельникова/. 

 Можно также прочесть, что римские авторы упоминали посевную рожь как незнакомый им злак, разводимый варварами. В этом качестве он появился в Центральной и Северной Европе давно, в какой-то период став заметным, а потом сильно уменьшил свое значение. «Средневековье мало что само изобрело и мало чем обогатило даже продовольственную флору. Рожь, например, — главное приобретение средних веков — к настоящему времени почти исчезла в Европе; это было лишь преходящее обогащение агрикультуры» Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., «Прогресс», 1992

Оно и понятней, в Западной Европе теплей, чем в Восточной, и можно  пшеницу сеять, которая урожайней. Для Руси, однако, устройчивая к неблагоприятному климату рожь, которую можно сеять   намного северней пшеницы, оказалась «ко двору».

Или вот про репу пишут, как о необыкновенно древней славянской культуре. Древняя она только относительно других овощей. А  позаимствована у греков –  (греческое  "гара" - "быстрорастущая", оттуда и латинское слово, и славянские корни. Может, конечно, что заимствование непрямое, через болгар. Бобы освоены тоже не рано, примерно в VI-VIII вв.

 

Относительно новый слой культурных растений. Как ни парадоксально, но некоторые «старые культуры» Европы иногда будут    достаточно новыми для России. К примеру, лук. О нем пишут «… в начале XII века, с берегов Дуная торговыми путями лук  распространился на территорию Руси, где уже в скором времени возделывался очень широко». Но если лук новая культура для Руси, то чеснок тем более. Н.В. Терехина пишет, что чеснок в России известен с XVII в. Как баклажан, к примеру.

Некоторые из  культур, которые  Европа понемногу осваивала в Средние века, были якобы  принесены в Россию из Византии с греческими священниками. Так, капуста и свекла появились в Киевской Руси около XI в., и они   упоминаются в "Изборнике" Святослава, ок. 1073 года.  Примерно тогда же была перенята от причерноморских греков  гречиха, а  в XIV веке, вероятно, были освоены. огурцы и морковь. Тут вопросы – каков же был путь этих культур после монгольского разгрома? Или они все же появились ранее?

Для русских княжеств, более северных и требующих изменения технологии выращивания этих требовательных к теплу культур, сдвиг в  освоении технологии выращивания овощей и гречихи составлял, вероятно, около одного-двух веков: гречиха в русских источниках упоминается с 1495 г., огурцы с с 1528 г. В Московской Руси  свекла появилась в XIV-XVII вв.

Возможно также, что огородничеством больше занимались тогда не в крестьянском хозяйстве, но в городах, причем заметным центром был Ростов Великий, условия которого (многоводье) не позволяли заниматься обычным земледелием (Милов 1998), но зато вполне успешно товарным производством овощей.

Ну и для комплекта этого обзора – арбузы и дыни получены, вероятно, в наследство от татар - в Нижнее Поволжье они завезены из Средней Азии в XV-XVI веках. То есть либо при татарах, либо во времена Грозного. Тогда же после завоевания Астрахани стал доступен для выращивания виноград,

его пытались перенести даже к Москве. К новым культурам относится тыква  (XVI век),  перец  острый (XVI век), перец овощной (конец XVI- начале XVII века), картофель - вторая половина XVIII века. Тут надо сказать спасибо матушке Екатерине -   расширению посадок картофеля в России способствовал указ Сената (1765 г.).  В Петербурге на Аптекарском огороде картофель начали выращивать с 1786 г. А помидор также проник в конце XVIII века, но его триумф был достигнут лишь в XIX. И цветная капуста лишь из XIX.             Подсолнечник стали выращивать, как декоративное растение, при Петре I, а настоящее значение он обрел в XIX веке - "в 1829 году крепостным крестьянином Д.С. Бочкаревым из слободы Алексеевка Бирючинского уезда Воронежская губернии впервые получено масло из семян подсолнечника". Кстати, пару слов о бесполезности науки в то время: "первое упоминание о возможности получения масла из семян подсолнечника появилось в 1779 году в "Академических известиях", издаваемых Российской Академией наук под названием: " О приготовлении масла из семян подсолнечника". А вот пресс академикам сделать уже  было не по силам, крестьянин его изобрел. Удивительно. 

Итак: Контакты с соседями поспособствовали украшению русского стола в X-XII вв. Правда, это был стол киевско-русский, а  перенимали новое во Владимире, Москве, Ростове, Твери  в течение некоторого времени, не очень быстро. Что еще интересно –  прогресс в русском сельском хозяйстве шел  и во времена,  которые кажутся издали довольно темными - XVI век неожиданно   выделился целым рядом освоенных культур. То есть это  время развитие контактов, иногда насильственным путем, иногда через торговый обмен. Реформатор Алексей Михайлович много времени уделял садоводству и овощеводству, даже хлопчатник пытался освоить. Петр I великий, но бестолковый, для аграрного хозяства не сделал ничего. А вот Екатерина отметилась весьма достойно. 

Небольшой справочник по культурам  

aldanov.livejournal.com






23.10.2014
14.10.2014
13.10.2014
Статьи

  
Vershok-Koreshok | Все права защищены © 2018 | Карта сайта