Главная  О Компании     Новости Контакты

АРЧИМБОЛЬДО – ПРЕДТЕЧА СЮРРЕАЛИЗМА. Арчимбольдо живопись из фруктов и овощей


15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо

Творчество Джузеппе Арчимбольдо.Художник шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо пошел по стопам своего отца, Бьяджо, который занимался созданием витражей и фресок. Но знаменитым от стал в другой сфере - благодаря своим необычным аллегорическим картинам. Арчимбольдо писал портреты людей из цветов, фруктов и других неодушевленных предметов.

1. Арчимбольдо считал себя придворным художником

Арчимбольдо считал себя придворным художником.

Император Священной Римской империи Фердинанд в 1562 году назначил Арчимбольдо своим придворным художником. Позже Арчимбольдо также был придворным художником у его сына и преемника Фердинанда, Максимилиана II. Именно в честь Максимилиана II, он впервые начал экспериментировать с живописью, создав знаменитые "Времена года" - серию портретов в профиль, на которых лица людей были изображены с помощью цветов, тыкв, корней и зерен. Он также пробовал себя в дизайне интерьера и одежды.

2. Он писал скандальные портреты монархов

Он писал скандальные портреты монархов.

Арчимбольдо известен не только "Временами года". Одна из самых известных его работ - портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II, который заказал разным художникам несколько своих портретов. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. Арчимбольдо же написал "Портрет Рудольфа II в образе Вертумна" - римского бога растений. На этой картине император изображен из фруктов и овощей, которые олицетворяют растительность и дары природы всех времен года.

3. Не все портреты, написанные Арчимбольдо, состоят из только из фруктов и овощей

Не все портреты, написанные Арчимбольдо, состоят из только из фруктов и овощей.

"Библиотекарь" на картине состоит из книг. "Официант" - из бочек и бутылок. "Юрист" — из книг, тушки курицы и рыбы.

4. Арчимбольдо был "мастером капричозы и анекдотов"

Арчимбольдо был мастером капричозы и анекдотов.

Здесь имеет место игра слов. Мозаичные шедевры художника на самом деле создавались с развлекательными и юмористическими целями.

5. Двусмысленность картин

Двусмысленность картин.

Искусствоведы подозревают, что на картине "Юрист" изображен двуличный вице-канцлер Максимилиана, Ульрих Засиус. Лицо юриста создано из грязных цветов, птицы и рыбы

6. Арчимбольдо серьезно относился к природе

Арчимбольдо серьезно относился к природе.

Работы Арчимбольдо могут быть шутливыми, но он и его современники были очарованы красотой и гротеском, которые можно найти в окружающем мире. Благодаря тому, что он описывал флору и фауну вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищались на протяжении столетий.

7. Одна из его последующих серий была создана в честь природных стихий

Одна из его последующих серий была создана в честь природных стихий.

"Четыре элемента" представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Вода была представлена жемчужным ожерельем и короной из кораллов в окружении рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных. Земля представлена млекопитающими, такими как слоны, олени, хищные кошки, кабаны, зайцы и ягнята. Огонь же представлен мерцающем пламенем, искрами, свечами, лампами и блестящими золотом и оружием.

8. Габсбурги любили его причудливый стиль

Габсбурги любили его причудливый стиль.

Хотя королевские портреты того времени в основном идеализировали монархов, Габсбурги просто обожали изобретательный стиль Арчимбольдо. Эта династия была известна своим покровительством интеллектуалам и поощрением авангардного искусства. Арчимбольдо работал на королевскую семью в течение более 25 лет.

9. Его картины изобилуют намеками и визуальными каламбурами

Его картины изобилуют намеками и визуальными каламбурами.

Ухо "лета" сделано из кукурузного початка в форме уха. "Зима" носит плащ с монограммой М (отсылка на императора Максимилиана, который носил подобный плащ). "Огонь" изображен с завитыми языками пламени, которые являются символом семьи Габсбургов, а "Земля" носит плащ из кожи льва, как и Геркулес, которого королевская династия считала своим предком.

10. Его работы вдохновили на создание придворных карнавалов

Его работы вдохновили на создание придворных карнавалов.

В 1571 году Максимилиан попросил Арчимбольдо организовать фестиваль, на котором члены королевской семьи и их друзья могли бы одеться в виде природных элементов и времен года.

11. Самая безумная работа художника — "переворачивающаяся" голова

Самая безумная работа художника — переворачивающаяся голова

Эта картина с первого взгляда выглядит, как натюрморт. Чтобы увидеть лицо, нужно перевернуть ее на бок.

12. Создавал "Голову из корзины с фруктами" художник методом проб и ошибок

Создавал Голову из корзины с фруктами художник методом проб и ошибок.

Искусствоведы полагают, что Арчимбольдо перерисовывал свой натюрморт несколько раз, чтобы добиться правильного ракурса.

13. Несмотря на признание королевской династией, слава художника вскоре была забыта

Несмотря на признание королевской династией, слава художника вскоре была забыта.

В течение многих десятилетий Арчимбольдо был хорошо известен и любим элитой общества. Тем не менее, после его смерти в 1593 году, о его невероятных картинах забыли на века.

14. Сюрреалисты вернули былую славу художнику

Сюрреалисты вернули былую славу художнику.

Художники, такие как Сальвадор Дали, использовали новаторские композиции Арчимбольдо в качестве основного источника вдохновения. Посмертно Арчимбольдо записали в основатели маньеризма.

15. Сегодня талант Арчимбольдо ценят во всем мире

Сегодня талант Арчимбольдо ценят во всем мире.

worldartdalia.blogspot.com

Портреты из фруктов и цветов

Фотограф Клаус Энрике Гердес создал серию портретов из фруктов, цветов и овощей под названием "Арчимбольдо". Название происходит от имени "Джузеппе Арчимбольдо" художника 16-го века, известного своими портретами, которым уже более 400 лет, целиком состоящими из фруктов, овощей, растений и других неодушевленных предметов. Эти портреты до сих пор захватывают воображение любителей искусства во всем мире и способны вдохновлять таких людей, как Клаус.Клаус Энрике Гердес: http://www.klausenrique.com/art/67/gallery.html

www.risunoc.com

АРЧИМБОЛЬДО – ПРЕДТЕЧА СЮРРЕАЛИЗМА | ARTотека еды

Джу­зеп­пе Арчим­боль­до (1526–1593)  был при­двор­ным худож­ни­ком трех импе­ра­то­ров —  Фер­ди­нан­да I, Мак­си­ми­ли­а­на II и Рудоль­фа II и, как бы сей­час ска­за­ли, уни­вер­саль­ным арт-дирек­то­ром. Он созда­вал костю­мы для при­двор­ных празд­ни­ков, зани­мал­ся оформ­ле­ни­ем и поста­нов­кой раз­но­об­раз­ных тор­жеств, тур­ни­ров и коро­на­ций, раз­ра­ба­ты­вал и усо­вер­шен­ство­вал раз­лич­ные меха­низ­мы, про­ек­ти­ро­вал фон­та­ны и созда­вал вит­ра­жи. Имен­но служ­ба в Пра­ге при дво­ре ярко­го и амби­ци­оз­но­го Рудоль­фа II ста­ла пери­о­дом рас­цве­та худож­ни­ка.

Рудольф II, меце­нат и покро­ви­тель наук и искус­ства, при­влек к сво­е­му дво­ру мно­же­ство неор­ди­нар­ных лич­но­стей – худож­ни­ков, поэтов, уче­ных, а так­же магов, оккуль­ти­стов  и алхи­ми­ков. При нем в Пра­ге рабо­та­ли аст­ро­но­мы Иоганн Кеплер и Тихо Бра­ге, худож­ни­ки Бар­то­ло­ме­ус  Шпран­гер и Ханс фон Аахен,  скуль­пто­ры Адри­ан де Врис и Джам­бо­ло­ньи.  Им была осно­ва­на одна из пер­вых кунст­ка­мер – пред­ше­ствен­ни­ца совре­мен­ных музеев. Ста­ра­ни­я­ми Арчим­боль­до она попол­ни­лась мно­ги­ми ред­ко­стя­ми и дико­вин­ка­ми, а так­же кар­ти­на­ми Дюре­ра и Брей­ге­ля.

Арчим­боль­до – ярчай­ший визу­а­лист эпо­хи позд­не­го Воз­рож­де­ния, создал свой соб­ствен­ный при­чуд­ли­вый стиль. Его порт­ре­ты – это вир­ту­оз­ные кол­ла­жи из ово­щей, фрук­тов, цве­тов, рыб, живот­ных и пред­ме­тов. Затей­ли­вая и фан­тас­ма­го­ри­че­ская фор­ма осно­вы­ва­ет­ся на  педан­тич­ной точ­но­сти дета­лей.

-

Каж­дое рас­те­ние, каж­дая тра­вин­ка, каж­дый цве­ток узна­ва­ем с науч­ной точ­ки зре­ния. Его кар­ти­на “Вес­на”, напри­мер, содер­жит 80 иден­ти­фи­ци­ру­е­мых рас­те­ний, а “Вода” — 60 реч­ных и мор­ских видов.Пер­вые извест­ные порт­ре­ты-кол­ла­жи были пред­став­ле­ны импе­ра­то­ру Мак­си­ми­ли­а­ну на Новый 1569 год. Один цикл кар­тин назы­вал­ся “Вре­ме­на года”, а дру­гой, в кото­рый вошли зем­ля, вода, огонь и воз­дух, “Четы­ре эле­мен­та”. Алле­го­ри­че­ские кар­ти­ны пол­ны визу­аль­ных калам­бу­ров, а так­же лест­ных наме­ков на вели­чие

-

Габс­бур­гов, спо­соб­ных управ­лять даже при­ро­дой и сти­хи­я­ми. Мак­си­ми­ли­а­ну так понра­ви­лись эти обра­зы, что в 1571 году был устро­ен костю­ми­ро­ван­ный празд­ник, где импе­ра­тор и при­двор­ные были оде­ты в костю­мы эле­мен­тов и вре­мен года. Импе­ра­тор играл зиму.Джу­зеп­пе Арчим­бол­до – мастер опти­че­ской иллю­зии. В его вре­мя осо­бен­ной попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись

кар­ти­ны-пере­вер­ты­ши — повер­ни­те их на 180 гра­ду­сов и пред вами пред­ста­нет совер­шен­но дру­гое изоб­ра­же­ние. Так на кар­ти­нах Арчим­боль­до повар сам ста­но­вит­ся блю­дом, а садов­ник пре­вра­ща­ет­ся в кор­зи­ну с пло­да­ми.

Наи­бо­лее извест­ная рабо­та Арчим­боль­до – порт­рет Рудоль­фа II, при­ем­ни­ка Мак­си­ми­ли­а­на, в обра­зе Вер­тум­на, древ­не­ита­лий­ско­го бога вре­мён года, рас­ти­тель­но­сти и пре­об­ра­зо­ва­ний. Инте­рес­но, что на порт­ре­те изоб­ра­жен поча­ток куку­ру­зы, на ту пору экзо­ти­че­ско­го рас­те­ния толь­ко при­ве­зен­но­го из Ново­го Све­та. Кар­ти­на настоль­ко понра­ви­лась импе­ра­то­ру, что он награ­дил худож­ни­ка титу­лом пфальц­гра­фа и зна­чи­тель­ным денеж­ным содер­жа­ни­ем.

Арчим­боль­до слу­жил семье Габс­бур­гов на про­тя­же­нии более 25 лет.  В 1587 году после мно­го­чис­лен­ных просьб он был отпу­щен импе­ра­то­ром Рудоль­фом со служ­бы и вер­нул­ся в род­ной Милан, где и умер в 1593 году.

Попу­ляр­ность Арчим­боль­до была огром­на, но про­шло вре­мя, кунст­ка­ме­ра была раз­граб­ле­на во вре­мя Трид­ца­ти­лет­ней вой­ны (1618–1648), ряд кар­тин Арчим­боль­до были выве­зе­ны в Шве­цию, неко­то­рые осе­ли в част­ных кол­лек­ци­ях, а неко­то­рые попро­сту исчез­ли. Худож­ник и его рабо­ты были забы­ты более чем на 300 лет.

Сюр­ре­а­ли­сты спас­ли Арчим­боль­до от пол­но­го забве­ния и даро­ва­ли ему посмерт­ное член­ство в сво­ем клу­бе. В 1930 году фран­цуз­ский жур­нал сюр­ре­а­ли­стов  Minotaure опуб­ли­ко­вал репро­дук­ции его работ, а Аль­фред Барр — исто­рик искус­ства и пер­вый дирек­тор Музея совре­мен­но­го искус­ства в Нью-Йор­ке, орга­ни­зо­вал показ работ худож­ни­ка на выстав­ке под назва­ни­ем “Фан­та­сти­че­ское искус­ство, дадизм и сюр­ре­а­лизм”. Ман Рэй, Рене Магритт и Дали утвер­жда­ли, что рабо­ты Арчим­боль­до  ста­ли для них источ­ни­ком вдох­но­ве­ния. По сло­вам Саль­ва­до­ра Дали, Джу­зеп­пе Арчим­боль­до явил­ся пред­те­чей сюр­ре­а­лиз­ма.

В 21 веке попу­ляр­ность Арчим­боль­до про­дол­жа­ет рас­ти, а его идеи нахо­дят после­до­ва­те­лей и под­ра­жа­те­лей. Так в 2012 году  в лон­дон­ском музее изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства — Dulwich Picture Gallery экс­по­ни­ро­ва­лась серия скульп­тур  “Четы­ре сезо­на”.  Автор арт-про­ек­та  аме­ри­кан­ский худож­ник, сце­на­рист и режис­сер  Филипп Хаас (Philip Haas), вдох­нов­лен­ный рабо­та­ми вели­ко­го манье­ри­ста, создал свою вер­сию вре­мен года. Трех­мет­ро­вые Зима, Вес­на, Лето и Осень были впер­вые пред­став­ле­ны ауди­то­рии на поляне музей­но­го пар­ка, после чего начал­ся трех­лет­ний тур по музе­ям и бота­ни­че­ским пар­кам США.

Дру­гой нью-йорк­ский фото­ху­дож­ник Klaus Enrique Gerdes создал серию фото­ра­бот под общим назва­ни­ем “Арчим­боль­до”, где попы­тал­ся повто­рить рабо­ты вели­ко­го масте­ра, исполь­зуя реаль­ные фрук­ты, ово­щи и цве­ты.

 

.Стиль “а-ля Арчим­боль­до” не раз исполь­зо­вал в сво­их экс­пе­ри­мен­тах извест­ный англий­ский фото­ху­дож­ник Карл Уор­нер. Хотя, в основ­ном, он спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на “про­дук­то­вых пей­за­жах” или как он их назы­ва­ет -“Foodscapes”, то есть «ланд­шаф­ты из еды»(комбинация слов еда (food) и ланд­шаф­ты (Landscapes). Кро­ме это­го, он созда­ет заме­ча­тель­ные ани­ма­ци­он­ные корот­ко­мет­раж­ки, где в каче­стве пер­со­на­жей и мате­ри­а­лов исполь­зу­ет то же про­дук­ты. С опи­са­ни­ем его твор­че­ства мож­но озна­ко­мить­ся в ста­тье “Карл Уор­нер и его кар­ти­ны из еды”.

www.art-eda.info

Арчимбольдо

После смерти Джузеппе Арчимбольдо был забыт на долгих четыре века, но, воскрешенный усилиями сюрреалистов в начале века двадцатого, он сразу встал рядом с великим Леонардо да Винчи, не уступающим ему ни по широте эрудиции, ни по универсальности талантов, ни по гениальности.

Сегодня Арчимбольдо в числе тех немногих художников, что оказали наиболее сильное  влияние на европейскую живопись, задав ей новое направление.

Джузеппе начал первым  изображать  уродливое, тем самым поставив под сомнение утверждение, что предметом искусства является только прекрасное. Потом эту линию продолжат другие художники, а потом и поэты, писатели,  музыканты, режиссеры...

Однако чудаковатость его картин современники оценивали  как курьезы, шутки,  перевертыши, веселящие императорский двор, подобно пышным праздничным церемониям, фейерверкам и водным представлениям в императорском дворце, мастером организовывать которые был Арчимбольдо.

На современном языке его можно было бы назвать арт-директором императорского двора, но в первую очередь он был все-таки художник, каким и вошел в историю европейской живописи. Его необычные  картины восхищали не только императора Священной Римской империи, любивших одаривать ими своих  друзей и врагов, но удивляли художников, уже не такого далекого века двадцатого.

Сальвадор Дали называл его первым художником, стоявшим у истоков сюрреализма,  приходя в восторг от  знаменитых серий «Времена года» и «Стихии». В какой момент произошел переворот в стиле художника, никто уже не узнает, поскольку о его жизни известно не так много. Но начинал Джузеппе как вполне традиционный художник, творивший в русле средневекового храмового искусства.

Витражи св. Екатерины в Миланском соборе, изготовленные Д.Арчимбольдо

Вместе с отцом он украшал Миланский собор витражами с изображением жития св. Екатерины. И ничто не выдавало в нем будущего очень странного художника. От этого периода у Арчимбольдо осталась только любовь к ярким краскам. После витражей был короткий период изготовления эскизов для гобеленов, которые тоже были выполнены во вполне традиционном  стиле.

Перелом произошел после приглашения Фердинандом I его, уже известного художника, в императорский дворец в Прагу. К тому времени ему исполнилось уже тридцать пять лет. Началась долгая двадцатипятилетняя служба в качестве  придворного императорского художника.

Здесь Арчимбольдо попадает в  совершенно иную среду, в которой почитались науки, ученые, маги, астрологи, ценились книги и музеи с лучшими произведениями искусства, создавалась знаменитая кунсткамера с причудливыми животными и всем занимательным,  собиравшимся со всех концов света.

"Времена года": "Зима - Весна"

Возможно, именно тогда он познакомился с картинами Босха, Кранаха и Брейгеля,  оказавшими на него огромное влияние и изменившими его стиль. Уже через год у Джузеппе Арчимбольдо появилась первые картины, в которых никто бы не узнал художника времен Миланского собора.

Это были  картины  серии «Времена года»: «Лето» и «Зима». Позднее серия пополнилась картинами «Весна» и «Осень». Картины настолько поразили и понравились императору, что художника просили написать такие же в качестве подарков знаменитым особам. Так появилось несколько картин этой серии, отличающимися друг от друга, но все выполненные в одной художественной концепции и одном стиле.

Серия «Времена года», а потом серии «Стихии», "Профессии", "Перевертыши" и  картины, не входящие в серии, необычны тем, что  стихии представлены в образе людей, но людей необычных, составленных из элементов, соответствующих представлениям эпохи Возрождения о природе, четырех стихиях, о прекрасном и безобразном. Элементы, из которых художник лепит свои образы времен года и стихий, поражают разнообразием и тонкостью исполнения.

"Времена года": "Лето" - "Осень"

Ученые пытаются составить полный список морских животных, цветов, фруктов, овощей и птиц, из которых Арчимбольдо создавал свои причудливые образы. Помимо необычности материала, из которых он лепит своих героев,  художник встраивает в них знаки императорского отличия, возвеличивающие дом Габсбургов и показывающие его силу и могущество.

Художественная концепция картин Джузеппе уникальна. Она положила основу его успеху на много веков вперед, а документы того времени говорят,  с каким энтузиазмом монархи и современники отзывались о творчестве Арчимбольдо. Посмотрим внимательнее его серию «Времена года», которая достаточно типична для стиля художника.

Для понимания общей концепции серии необходимо знать, что в то время  отсчет года начинался с зимы, а год делился на две половинки - на два полугодия. Соответственно, два рядом стоящих сезона, составляющих одну половинку года (зима – весна; лето-осень), обращены профилем друг к другу. А вместе они - единое целое.

Диалог Сезонов и Стихий: "Лето" - "Огонь"

Два сезона, относящиеся к разным половинкам года, написаны художником повернутыми спиной друг к другу: весна – лето; осень- зима: весна заканчивала зимний период, а осень - летний. Как человек эпохи Возрождения, Арчимбольдо был не только художником, но еще и ученым, инженером, изобретателем, архитектором и сценографом, что ярко проявилось в его причудливых картинах.

«Зима» аллегорически  изображена в виде древнего трухлявого пня с трещинами коры, которая в некоторых местах уже отпала. Пень похож на жалкого, чуть живого старика. Его нос разбит, опух и шелушится, беззубый рот  – гриб – сидит криво, а подбородок усыпан бородавками. Все лицо покрыто щетиной, шрамами и струпьями,  маленькие глазки глубоко скрываются в трещине коры. В качестве уха – сучок, оставшийся от сломанной ветки. Старик мерзнет от холода и его защищает соломенная циновка.

Но о том, что зима – это не навсегда, говорят два лимона -  желтого и оранжевого цвета, контрастирующих с общим темным фоном. Они вносят в унылую атмосферу проблеск солнечного света и тепла. Символом грядущей весны являются зеленые листочки плюща, растущие на затылке старика, а также клубок переплетенных лиан  над головой, напоминающий корону. На циновке виден герб как знак того, что картина выполнена по заказу  императора.

Диалог Сезонов и Стихий: "Зима" - "Вода"

«Весна» - прямая противоположность «Зиме»: ее профиль развернут влево, в отличие от зимы, чей профиль развернут вправо. Весна - это буйство красок и множество цветов, из которых составлена голова молодой девушки с нежной улыбкой на губах. Она  олицетворяет весну. На картине Арчимольбо  проявляет себя как большой знаток флоры.

Кожа, волосы, платье составлены из нежных лепестков и стеблей весенних цветов, выписанных в мельчайших деталях. Щеки и кожа девушки состоят из белых и розовых бутонов, волосы – великолепная шапка из множества красочных цветов, платье – из трав и цветов зеленого цвета. Нос – бутон лилии, ухо – тюльпан, глаза – пара паслёновых в момент их цветения, ярко-розовые губы и подбородок – цветы розы. Шею украшает воротник из белых цветов. Весь образ дышит свежестью, юностью и благоуханием.

«Лето» открывает вторую половину года. Год вступает в пору зрелости, весеннее цветение юности закончилось. Пору плодоношения   художник изображает в образе молодой женщины, состоящей уже не из нежных весенних цветов, а из летних фруктов, овощей и ягод. Здесь уже совсем другая цветовая гамма: нежно-белая и розовая гамма весны сменяется насыщенными желтым, коричневыми, красным и оранжевым, символизирующими жаркое солнце. Яркие, светящиеся краски подчеркиваются темным фоном.

Диалог Сезонов и Стихий: "Воздух - "Весна"

Щеки молодой женщины состоят из нежного персика, нос – из кабачка, рот – из молодого стручка гороха, подбородок – из красной груши, зрачок глаза – из яркой вишенки, серьги – из чеснока, а прическа  - из винограда, маслин, груш, колосьев пшеницы и других даров лета, а платье соткано из колосьев хлеба. На одном из вариантов картины на воротнике платья видно имя художника, а на плече - год написания – 1573.

«Осень» завершает вторую половину года и летний период. Она изображена в образе мужчины, чья голова торчит из разбитой кадушки. Это голова грубого парня, состоящая из пышных осенних плодов: сочная груша – нос, щека – спелое яблоко, подбородок – граната, ухо – большой гриб-сыроежка, волосы – розовый, красный и темно-синий виноград. И весь образ напоминает Вакха, бога виноделия, возлияний и разгула. Год закончился, можно насладиться плодами трудов своих и повеселиться.

Диалог Сезонов: "Земля" - "Осень"

Как ученый и художник в одном лице, Арчимбольдо сопоставляет  серии «Времена года» и «Стихии», выстраивая между ними соответствие и своеобразный диалог: зима – холодная и влажная как вода; весна – теплая и влажная как воздух; лето – жаркое и сухое как огонь; осень – холодная и сухая как земля. Каждая такая пара (время года-стихия) тоже обращена профилем друг к другу: лето и огонь, зима и  вода,  осень и земля, весна и воздух. При этом лето и огонь – олицетворяют Солнца, а осень и земля – Луну.

Четыре стихии изображаются художником в том же антропоморфном ключе, только здесь меняется морфология образов. Их материя соткана из  животных, обитающих в соответствующей стихии: земная - из земных животных:  быка, оленя, верблюда, льва, тигра, газели, собаки, обезьяны, носорога, медведя, слона, кабана и т.д.; воздушная – из  птиц: орла, павлина, утки, гуся, индюка, петуха и т.д.; огонь – из разного вида огня  от свечи и лампы до пушки и пистолета, символизирующие кроме всего прочего еще и военную мощь императора.

Серия "Професии": "Юрист" и "Библиотекарь"

Вода представлена разными видами морских животных, перечислить которые невозможно. Здесь и акула, и скат, и крабы, и осьминоги, и черепахи, и мидии и даже жемчуг, украшающий шею и уши. И рассматривать их - одно удовольствие. Не зря этого художника очень любят дети. Для них его картины - это всегда игра, разгадка ребуса, и наслаждения от угадывания.

Потому что все птицы, звери, морские твари очень реалистичны, начиная от окраски и кончая зубами акулы, хотя размеры некоторых животных  не соответствуют реальным. И главное - несмотря на такое многообразие живности, во всех картинах Арчимбольдо нет хаоса, здесь все продумано и царит гармония, подчиненная идее художника.

Серия "Перевертыши": "Корзина с фруктами"

Известна и популярна одна из самых увлекательных серий Арчимбольдо, которая называются "Перевертыши". С первого взгляда - кажется просто корзина с плодами, но в перевернутом виде – это профиль конкретного персонажа. Кстати, сам художник был очень неплохим садовником и хорошо знал то, что писал.

Сегодня некоторые художники пишут картины, сделанные под Арчимбольдо, но, в отличие от картин классика, они действительно из серии шуток и курьезов, не несущих никакой другой смысловой нагрузки, напоминающие шутливое стихотворение Бориса Заходера "Из чего только сделаны мальчики?" Но Джузеппе Арчимбольдо был ученым и философом, он пытался по-своему осмыслить мир и представить его так, как он его видел.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Оптические иллюзии. Джузеппе Арчимбольдо - О том, что мне интересно

Джузеппе Арчимбольдо

Экстравагантным художником Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) были написаны работы, которые смело можно рассматривать в ряду оптических иллюзий.

Сначала посмотрим на его картины перевёртыши.

 

Не менее интересны другие его работы.

Картины Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) всегда производили и производят неизгладимое впечатление. Наверное, именно поэтому достаточно часто можно встретить работы в стиле этого талантливого художника. Посмотрим на некоторые из них.

cheshzhanna.livejournal.com

Арчимбольдо Джузеппе: картины-вымыслы

Итальянский художник Арчимбольдо Джузеппе (1528-1593), повторно открытый для широкой публики только в 1885 году, считается забытым гением эпохи Возрождения. Его сравнивают с Леонардо да Винчи. Круг интересов обоих был невероятно широк: они были энциклопедистами, оба оставили потомкам шедевры живописи и оба были забыты потомками. О да Винчи вспомнили гораздо раньше. Есть и другие параллели - оба гения признания и денег добились сами и при жизни. Можно добавить, что отцы их были художниками.

Баловень судьбы

Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. С Рудольфом II его связывала личная дружба. Инженер, естествоиспытатель, астролог, устроитель Кунсткамеры, он лично занимался пополнениями королевских коллекций. О высокой чести, оказываемой ему двором, говорит тот факт, что в 1592 году Джузеппе Арчибальдо был пожалован дворянский титул с правом на собственный герб и должность пфальцграфа, управляющего королевским дворцом при отсутствии хозяина.

Первый среди равных

Только три художника в Священной Римской империи удостаивались этого чина – Верчелли Содома, Вечеллио Тициан и Арчимбольдо Джузеппе. Картины художника при жизни вызывали споры. Кто-то говорил, что это плод его больной фантазии, навеянный Кунсткамерой, кому-то картины очень нравились и художника считали экспериментатором. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, совершенно незнакомое. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Что это такое? Это литературно-художественное направление позднего ренессанса, характеризуемое утратой высоких идеалов эпохи Возрождения. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Маньеризму присуща претенциозность.

Уникальное наследие

Художник рисовал полотна в классическом стиле, но много произведений было утрачено, сохранилось три, написанных по всем канонам живописи, – с изображением поклоняющихся волхвов, портрет принцессы и семейный портрет первого покровителя художника Максимилиана II. Плохо еще и то, что Арчимбольдо Джузеппе, картины которого сейчас насчитываются в количестве 20 штук, не оставил после ухода никаких личных свидетельств ни о себе, ни о своих полотнах. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году.

Уникальность каждой картины

Среди небольшого наследия на себя обратили внимание загадочные и уникальные погрудные портреты. Люди на них были как бы собраны из различных вещей, из-за чего их часто называют вакханалией природы. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Портрет библиотекаря состоит только из вещей, имеющихся в читальном зале. Полотно входит в цикл «Профессии». Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. Самое большое количество картин под названием «Весна». Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес.

Заслуженная востребованность

Каких только определений не заслуживали эти полотна, с чем только их не сравнивали. В первой половине XX века, в 1920 году возникло такое направление в живописи, как сюрреализм, изображающий деформированную реальность, своеобразные сновидения наяву. Арчимбольдо стали считать предтечей этого течения. Хотя в его портретах присутствует скорее натурфилософия, чем сновидения, а предтечей сюрреализма скорее являлся Иероним Босх – вот у кого деформированная реальность и сновидения! Арчимбольдо Джузеппе, картины которого просто выполнены в очень интересной манере, является основоположником еще никак не обозначенного направления. Его стиль приобретает последователей и сторонников все больше и больше. Как отмечалось выше, портреты состоят из предметов, характерных для заявленной темы – каждому времени года соответствуют только встречающиеся в природе в эту пору вещи. А если картина называется «перевертыш», то портреты видны и с одной и с другой стороны. Все подобрано четко и в соответствии друг с другом. Очень своеобразный и замечательный мастер!

fb.ru






23.10.2014
14.10.2014
13.10.2014
Статьи

  
Vershok-Koreshok | Все права защищены © 2018 | Карта сайта