Главная  О Компании     Новости Контакты

Коллеги - педагогический журнал Казахстана. Рисование несложного натюрморта состоящего из овощей


Рисование натюрморта

 

Рисование натюрморта

"Натюрморт" - от французского nature morte означает "мертвая натура". В художественном творчестве натюрморт является одним из самостоятельных жанров, в котором воплощаются в образную форму различные окружающие нас предметы и вещи, воплощенные в произведениях графики и особенно в живописи. Его эстетическая значимость определяется не только мастерством передачи материальности и фактуры предметов, но и красотой их, характером форм, выражающих определенные эмоциональные настроения. Это может быть радость, грусть, печаль, в зависимости от поставленной задачи и от характера постановки, а также самих предметов, их смыслового значения.

Все, кто рисует с натуры, обязательно проходят через разные этапы усложнения работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с рисованием натюрморта.

Мир природы и вещей, окружающих человека в повседневной жизни, — неисчерпаемая сокровищница форм и цветовых оттенков. Простота и пластическое совершенство бытовых предметов, утонченность и нежность цветов, своеобразное строение и сочность фруктов и овощей и многое другое всегда были объектами внимания художников. Рисунки и произведения живописи, в которых воплощаются в образную форму бытовые предметы, орудия труда, овощи, фрукты, снедь, дичь, букеты цветов и т.п., называются натюрмортами.

Натюрморты могут быть «увиденными» прямо в жизни и «поставленными» специально для решения разных изобразительных задач. И те, и другие привлекают внимание, поэтому натюрморту уделяют столь много места в изобразительном творчестве, что он стал по праву самостоятельным жанром. «Увиденный» натюрморт— это изображенное художником природное группирование предметов, а «поставленный» — составленное из сознательно подобранных предметов, необходимых для воплощения определенного замысла автора.

Рисование натюрморта дает возможность  творчески использовать ранее полученные знания правил перспективы, навыки конструктивного построения предметов на плоскости, приобретенные умения выявлять объемные формы светотенью и передавать фактуру предметов. Изображение натюрморта во многом усложняет необходимость передачи пространственной среды фона тоном. Это является важным условием увязки предметов между собой на общем фоне и приведения рисунка к тоновой, композиционной целостности и гармоническому единству.

Изображение натюрморта имеет свою определенную закономерность и методическую последовательность. Совершенно непозволительно, например, лишь начав рисунок, заняться детальной проработкой незначительных мелочей, если не определена еще основная форма, не решена тональная идея постановки. Это сразу же приводит к дробности рисунка, которую потом неопытному рисовальщику исправить невероятно трудно и подчас невозможно. Кроме того, подобная спешка ведет к ошибкам в пропорциональных отношениях, а отсюда — к неудаче, неверию в свои силы и разочарованию.

В предыдущих заданиях мы рассматривали изображение группы предметов, состоящих из простых геометрических тел, поэтому общее представление об изображении группы предметов в натюрморте у нас имеется. Переходя к изображению натюрморта, студентам следует знать, что отличие от предыдущего задания состоит в сложности самих предметов и вещей, входящих в постановку. Это, прежде всего, сложные разнохарактерные формы предметов или объектов, имеющих различную окраску и фактуру материала (стекло, керамика, гипс, металл, бумага, цветы, фрукты).

Помните, что в изобразительной практике существует проверенный метод последовательной работы над рисунками, основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему.

Приступая к изображению натюрморта, необходимо строго соблюдать методический принцип последовательности ведения рисунка (от общего к частному и от частного к общему), без чего трудно понять основной смысл изображения. Нарушение этого принципа в работе над рисунком значительно усложняет усвоение учебного материала, поэтому весьма важно закреплять отдельные этапы. По мере усвоения учебного материала по изображению простых натюрмортов и постепенного усложнения задач можно будет переходить к более сложным натюрмортам, с включением в них драпировок.

Работа над натюрмортом начинается с отбора и размещения определенных предметов: в нашем задании — гипсовая модель призмы и деревянная ваза для карандашей, кистей и т.п. Отбор компонентов натурной постановки должен быть логически оправданным, наполненным смысловой связью. Вещи желательно выбирать выразительные по форме и объему.

После того как натюрморт поставлен, вы выбираете определенное место, откуда постановка хорошо видна (мы уже говорили о наиболее оптимальном расстоянии от рисующего до натурного объекта: оно должно составлять примерно три размера самой натуры).

Выразительность и правдивость изображения натюрморта зависят от вашей способности наблюдать, компоновать, строить рисунок, моделировать его тоном и т.д.

Перед непосредственной работой над рисунком целесообразно выполнить одну-две зарисовки постановки для поиска рациональной и эффектной компоновки изображения на бумаге. Зарисовки желательно выполнять быстро, основываясь на первом, еще очень свежем впечатлении от постановки, стремясь передать в них характерные особенности натуры, взаимосвязь и пропорции формы каждого предмета, отношение площади изображения к площади формата листа.

После того как в зарисовке вы определили композицию изображения, можно перейти к непосредственной работе на формате. Учитывая характер постановки, вы уже выбрали формат — горизонтальный или вертикальный.

Теперь перед вами стоит задача пройти несколько этапов рисования натюрморта. Таких этапов, т.е. отдельных моментов — стадий или ступеней в развитии чего-либо, в работе над рисунком обычно не более четырех.

Безусловно, начальным этапом любого изображения является композиционное размещение его на листе бумаги. У вас уже есть зарисовка, используйте которую отнюдь не механически.

Здесь главное место уделяется определению всей ширины и всей высоты предметов сразу для ограничения поля изображения, тут же намечаются легкими линиями позиции каждого из тел относительно друг друга и плоскость, на которой они поставлены.

На следующем этапе рисования натюрморта вы должны уточнить место каждого из двух предметов в изображении и определить их пропорциональные отношения. В этом промежутке работы выявляйте также конструктивную основу формы. Здесь решение всех задач данного этапа изображения основывайте на внимательном анализе постановки. Форму стройте пока одними линиями, видя свой рисунок «каркасным», но соблюдайте известную меру, чтобы они у вас не выглядели всюду одинаковой толщины.

Третий по счету этап работы проведите как дальнейшее уточнение формы тел, имеющих объемность и рельефность. Эти признаки предметов воспринимаются только при условии светотени. Поэтому вам надлежит не только наметить большой свет и большую тень, но и определить легкими штрихами все основные градации (постепенные расположения) светотени.  Нужно внимательно следить в натуре и сравнивать на бумаге, насколько один предмет темнее или светлее другого. Помимо этого не забывайте также о различии в рисунке технических приемов работы карандашом, чтобы уже на этой стадии рисования выявить различие фактур предметов. Все вместе взятое и рассмотренное с позиций перспективного построения, объемности и рельефности форм, тонового решения, материальности ведет вас к последнему этапу работы над рисунком натюрморта.

Заключительный этап предусматривает процесс завершения работы — обобщение всего линейного и тонального строя изображения. Если передний и дальний планы прорисованы подробно, оба тела постановки разрушают цельное восприятие рисунка, нет мягкости переходов в моделировке формы тоном, то такое изображение нуждается в доработке, которая и является обобщением. В таком случае необходимо смягчить дальний план, разрушить в нем четкие границы (создать впечатление глубины), «приблизить» к переднему плану один предмет и «отдалить» другой, где-то в нужном месте высветлить, в ином, наоборот, уплотнить тон и таким образом добиться цельности рисунка.

Все этапы работы над рисунком натюрморта не являются оторванными друг от друга стадиями изображения. Здесь проходит последовательный, логически обусловленный единством и неделимостью процесс, следствием которого должен быть правильно скомпонованный, верно построенный, в меру проработанный тоном, выразительный учебный рисунок натюрморта.

А теперь очень подробно рассмотрим, как протекает процесс создания рисунка натюрморта, составленного из гипсового геометрического тела — шестигранной призмы и деревянной вазы для хранения рисовальных инструментов.

После того как формат выбран, определяют, какого размера будет нанесено на бумагу изображение, тем более, что в предварительных зарисовках вы ищете пропорциональные соотношения изображения и формата. Пропорции вплетаются в зрительное восприятие в соответствии со строением глаза и принципами его работы. Каждый рисующий определяет отношения величин и, не удивляйтесь, отличает среди них отношение «золотого - сечения». Вы видите в постановке, что стоящая вертикально ваза смотрится более предпочтительно, нежели лежащая под углом к ней призма. Значит, в своем рисунке вазе вы уделите особое внимание, и размещение изображения на бумаге станете связывать с ней. Она-то и расположится в рисунке не иначе, как в отношении пропорций «золотого сечения».

Такой характер зрительного восприятия подтверждается многочисленными опытами, проводившимися в разное время в ряде стран мира.

Немецкий психолог Густав Фехнер в 1876 г. провел ряд экспериментов, показывая мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, а также детям нарисованные на бумаге фигуры различных прямоугольников, предлагая выбрать из них только один, но производящий на каждого испытуемого самое приятное впечатление. Все выбрали прямоугольник, показывающий отношение двух его сторон в пропорции «золотого сечения». Опыты иного рода продемонстрировал перед студентами нейрофизиолог из США Уоррен Мак-Каллок в 40-х годах нашего века, когда попросил нескольких добровольцев из числа будущих специалистов привести продолговатый предмет к предпочтительной форме. Студенты некоторое время работали, а затем вернули профессору предметы. Почти на всех из них отметки были нанесены точно в районе отношения «золотого сечения», хотя молодым людям совершенно не было ничего известно об этой «божественной пропорции». Мак-Каллок потратил два года на подтверждение этого феномена, так как сам лично не верил, что все люди выбирают эту пропорцию или устанавливают ее в любительской работе по изготовлению всевозможных поделок.

Интересное явление наблюдается при посещении зрителями музеев и выставок изобразительного искусства. Многие люди, сами не рисовавшие, с поразительной точностью улавливают даже малейшие неточности в изображении предметов в графических изображениях и в живописных картинах. Это, вероятно, признаки эстетического чувства человека, которое «не согласно» с разрушением гармонии формы и пропорций. Не с таким ли требованием чувства прекрасного связывается феномен «золотой пропорции» (как только не называют эту пропорцию —«божественной» «золотой» «золотым сечением», «золотым числом»)? Не зря, видно, во все века цивилизации человечества «золотая пропорция» возводилась в ранг главного эстетического принципа.

В учебных постановках чаще всего ставятся чисто учебные задачи, направленные, как правило, на усвоение элементарной грамоты рисунка и приемов перспективно-конструктивного построения изображения группы предметов, выявления объемных форм светотенью и, главное, на обучение целостному видению группы предметов в их тоновом и композиционном единстве. Изображение натюрморта в учебном задании, по существу, является базой для перехода к серьезному изучению основных положений реалистического рисунка.

В процессе работы над рисунком натюрморта Вы приобретаете специальные практические навыки, развивают глазомер, учатся воспринимать пропорции, улавливать тончайшие светотональные градации и вырабатывают необходимое качество для рисовальщика - способность видеть предметы цельно.

Для начала следует освоить рисунок простого натюрморта, составленный из двух бытовых и одного гипсового предметов. В простой натюрморт желательно включать такие предметы, которые по форме были бы близки к геометрическим телам или их сочетаниям. Такие предметы дают возможность легче разобраться в их строении. Размеры предметов должны отличаться друг от друга, а их количество не должно превышать трех-четырех. При этом следует избегать чрезмерной разницы в размерах. Светлые и темные предметы, с учетом их цветовых сочетаний, должны быть сопоставлены контрастно. Это подчеркивает особенности каждой формы - материальность, фактуру, размеры и разнообразие оттенков, что придает выразительность постановке и во многом облегчает решение поставленной задачи.

При подборе предметов для составления натюрморта нужно учитывать следующее: все они должны быть подобраны сообразно смысловому значению и увязаны между собой, т.е. объединены тематически и близки по своему практическому назначению. Случайных предметов в постановке быть не должно. Тематические натюрморты в учебном задании способствуют развитию не только технических навыков, но и столь необходимых в будущем творческих способностей.

В постановке натюрморта следует выделить главный предмет, который наиболее значим как по смыслу, так и по форме и цвету. Остальные предметы должны подбираться согласно смысловому значению основного предмета.

Предметы в натюрморте должны быть хорошо освещены, поэтому необходимо продумать, как лучше это сделать. Если предметы осветить спереди, то они будут едва заметны из-за отсутствия на их поверхностях теней. При заднем освещении предметы превращаются в сплошные контурные очертания. Наиболее выгодное положение предметов достигается при некотором верхнебоковом освещении, когда предметы выглядят достаточно объемными.

При размещении изображения группы предметов на плоскости листа бумаги важно выдержать масштаб группы предметов по отношению к свободному полю на формате листа бумаги так, чтобы предметам не было тесно и не слишком свободно. Лист бумаги следует располагать в соответствии с характером группировки предметов, о чем уже неоднократно упоминалось. Размещая группу предметов на плоскости листа бумаги, одновременно следует верно определить композиционный и зрительный центры. Как показывает практика, в большинстве случаев студенты при решении композиционной задачи недостаточно уделяют этому внимания, из-за чего эти два центра чрезмерно отдаляются друг от друга, нарушая тем самым композиционную целостность изображения.

Следует отметить, что в действительности зрительный центр не всегда совпадает с композиционным. Это во многом зависит от характера объекта изображения. Под зрительным центром следует понимать центр картинной плоскости, его зрительную пирамиду, а под композиционным - какой-либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомогательные предметы. В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть либо на незначительном расстоянии друг от друга, либо совмещаться.

Это дает возможность в изображении подчинить второстепенные детали главному предмету и тем самым придать изображению композиционную целостность. Для решения данной задачи в изображении необходимо правильно выбрать точку зрения пространственных положений предметов относительно друг друга, так как при разных точках зрения главный предмет будет перемещаться относительно близлежащих то вправо, то влево или окажется по их центру. Для оптимального решения композиционной задачи в изображении следует для начала внимательно рассмотреть натурную постановку с разных сторон, а не довольствоваться случайно выбранным "свободным местом" для его изображения. Выбрав для себя определенную точку зрения (место), следует подумать о ракурсе (линии горизонта). Поверхность стола, на которой располагаются предметы постановки, должна хорошо просматриваться, так как она входит в компоновку, а изображенные предметы должны вызывать ощущение устойчивости.

При соблюдении всех этих условий в самой постановке предметов и их изображении натюрморт получает наибольшую выразительность, а Вы будете легче улавливать характерные особенности предметов. Этим значительно облегчается решение учебной задачи.

Для Вас композиционные основы построения рисунка натюрморта не должны быть камнем преткновения, ибо человек наделен способностью хорошо видеть окружающую обстановку в пределах поля ясного зрения (под углом 36°). Именно пропорциональные величины в пределах поля ясного зрения хорошо различаются глазами, и ваша задача распознать их, чтобы правильно построить рисунок. Дело в том, что рисующий человек видит предметный мир так же, как и не рисующий. Однако, если вы возьмете произвольную точку зрения для построения рисунка, произойдет искажение. Вам надо помнить, что в построении изображения все взаимообусловлено: точка зрения, поле ясного зрения и расстояние до предметов изображения. Значит, в процессе компоновки изображения нужно выделить такую часть замкнутого пространства (листка бумаги), которое включало бы предметы натюрморта и часть окружающей среды (фона). Объекты изображения не должны быть ни слишком большими, ни маленькими. Иначе крупное изображение «выходит» из формата, а маленькое «тонет» в нем. Чтобы подобного не произошло, старайтесь рассматривать лист бумаги и размеры изображения как единое целое композиционного решения рисунка натюрморта.

После организации плоскости бумаги предметы нужно нарисовать так, как их видит глаз и как они существуют в действительности. Для этого вы уточняете перспективные изменения формы вазы и призмы и одновременно пытаетесь сразу понять их объективное устройство, конструкцию, анализируете условия освещения. Светотень на предметах распределяется по тем же законам, с которыми вы познакомились при рисовании гипсовых моделей геометрических тел.

Каждый рисунок является одновременно новым познанием предметного мира, которое сопровождается овладением знаниями, приобретением опыта, новых навыков и моторикой движений руки. Разместив рисунок на плоскости и передав пока в легких линиях границы формы каждого из двух предметов и такими же легкими штрихами наметив объемность вазы и призмы, вы продолжаете работу, переходя к следующему этапу. Теперь вы продолжаете дальше уточнять характерные особенности формы, все время сравнивая рисунок с натурой. Затем приступаете к работе отношениями, предусматривающими определение правильных пропорций, соотношение пространственных планов, деталей и целого.

Метод работы отношениями дает возможность рисовальщику овладеть знаниями и умениями в той степени, в какой они влияют на развитие человека как художника-профессионала.

Итак, первые стадии вашего рисунка: решить задачи компоновки, наметить общий силуэт натюрморта, выделить оба предмета и показать пропорции, одновременно почувствовать связь форм, соответствие их общему строю изображения. При работе отношениями уточняют рисунок, сравнивая и сопоставляя, т.е. соизмеряя изображение с целым и частей друг с другом. На этом же этапе ведения рисунка вы должны приступить и к выявлению объемности и рельефности форм объектов изображения, прорабатывая их по принципу — от общего к частному. Только так вы будете все время видеть целое — и в строении, и в пропорциях, и в тоне.

Когда у вас появилась убежденность в верности рисунка и правильности намеченных светотональных отношений, можете смело переходить к моделировке формы постепенно насыщаемым плотностью тоном.

На этом важном этапе работы — передача правдивого изображения натюрморта, каким его видит наш глаз и как он существует в пространстве, — нужно все время видеть натуру цельно, т.е., прикасаясь карандашом к тому или иному месту в рисунке, не терять из виду всю постановку и весь рисунок в целом. Все время помните, что вы накапливаете знания, умения и навыки постепенно и последовательно и соответственно ведете работу над натюрмортом. Тональные отношения в натуре не могут быть в точности переданы в рисунке из-за несоответствия подлинного света и белизны бумаги друг другу. Передать их можно только путем следования пропорциональным натуре отношениям светотени, и вы знаете, что от такой передачи зависит качество тонального рисунка.

Во время моделирования рисунка тоном, когда вы всю работу ведете от общего к частному, непременно наступает момент, связанный с большим желанием взяться за окончательную проработку того или иного места изображения, которое очень привлекательно в постановке. Вот здесь и переходите к частному, соблюдая принципы рисования.

В практике как учебного, так и творческого рисования встречаются два часто соприкасающихся друг с другом технических способа прокладки карандашом тона на бумаге — штриховка и тушевка.

Штриховка в отличие от тушевки имеет свои ярко выраженные особенности. Опытный рисовальщик может достичь только ею передачи всех тональных и материальных свойств натуры. При этом он пользуется разнообразными по следу карандаша на бумаге штрихами — прямыми и изогнутыми, короткими и длинными, накладывающимися друг на друга в несколько слоев. Следовательно, под штриховкой следует понимать приемы нанесения тона штрихами. Направление штриховки в рисунке очень существенно. Направленными по форме предмета штрихами можно добиться объемности и, наоборот, бессистемно накладываемыми форма разрушается, изображение покрывается бесформенными пятнами.

Мастера рисунка часто пользовались тушевкой — приемом растирания карандашного слоя, плашмя нанесенного грифелем, по поверхности бумаги для получения мягкого сплошного тона с помощью либо растушевки, либо тампонов из бумаги и очень часто ваты. Таким приемом весьма часто и эффектно пользовался Илья Ефимович Репин.

В процессе работы, связанной с передачей светотеневых отношений, определяют самое светлое и самое темное места в натурной постановке и, придерживаясь их как тональных ориентиров, постепенно набирают необходимую светосилу. И все время нужно сравнивать и еще раз сравнивать рисунок с натурой. Для этого можно даже отойти от рисунка на небольшое расстояние, чтобы с несколько отдаленной точки зрения видеть свою работу. Есть еще один прием для сравнения — посмотреть на рисунок в зеркало, находясь вполоборота к изображению. В зеркале должен отражаться также натурный объект. Такое сравнение может помочь увидеть допущенные ошибки в тоне и устранить их. Прием с зеркалом эффективен еще и потому, что он позволяет увидеть свою работу с неожиданной стороны. Каждый рисующий не только привыкает к своему изображению, но и часто, в силу неопытности и еще неумелости, перестает замечать серьезные просчеты в рисунке, не говоря уже о тоне. Такой неожиданный взгляд поможет сразу увидеть тот или иной недостаток, на который оказалось трудно обратить внимание из-за неумения критически отнестись к собственному рисунку.

Последняя стадия работы над рисунком натюрморта связана с умением рисовальщика завершить изображение, т.е. привести изображение в соответствие с общим зрительным впечатлением при цельном восприятии натурной постановки.

В заключение напоминаем, что основные приемы и правила перспективного построения, пропорций, законов светотени и тоновых отношений, задачи и процесс самого изображения остаются прежними, как и в предыдущих заданиях по изображению группы предметов, состоящих из простых геометрических тел.

 

Натюрморт «Букеты цветов»

(карандаш)

 

 

Контрольные вопросы

1. Что такое натюрморт?

2. Сколько стадий работы по рисованию натюрморта необходимо пройти?

3. Что вы понимаете под термином «компоновка»? Какую роль компоновка играет в рисунке?

4. Почему натурную постановку нужно воспринимать не по частям, а цельно?

5. Что значит наносить штрихи по форме?

6. В чем состоит методическая последовательность работы над натюрмортом?

7. Как понимать термин «обобщение рисунка»?

shedevrs.ru

§ 5. Методика работы над рисованием натюрморта

Рисование натюрморта позволяет ставить более сложные учебные задачи по сравнению с изображением отдельных предметов. В натюрморт обычно объединяют объекты, связанные между собой тематически. Постановка должна включать предметы, разнообразные по форме, размерам, пропорциям, фактуре. Например, постановку из блестящих керамических или стеклянных сосудов можно дополнить изделиями из дерева с красивой текстурой, фруктами или овощами, а также драпировками.

Различные фрукты - от яблок до винограда, а также Многие овощи - от помидоров до свеклы дают художнику богатый материал для упражнений по рисованию сферических форм. В качестве модели можно использовать как простые, так и сложные композиции из свежесрезанных цветов. Иногда букет дополняют ветками и декоративными травами. Рекомендуется рисовать и комнатные цветы в горшках.

Через предметный мир можно раскрыть характер человека, его эмоциональное состояние, профессию. Вещи могут очень много рассказать о своем хозяине. В натюрморт из предметов быта порой добавляют гипсовый орнамент. В учебных целях полезно рисовать натюрморты из различно расположенных геометрических тел.

Студенческая работа

Рисование натюрморта следует начинать с Выполнений композиционных набросков. Рекомендуется посмотреть на натуру с разных точек зрения, даже сверху, чтобы лучше понять взаиморасположение предметов. Обязательно надо попробовать разместить изображение в разных форматах. Целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения. Не следует торопиться, так как неверно найденное в наброске композиционное решение может зачеркнуть всю работу, а удачно найденная композиция - залог успеха. Полезно также выполнить не только линейный, но и тоновой эскиз композиции. Наиболее выразительное композиционное решение натюрморта пере носят на основной лист, пропорционально увеличивая размер изображенных предметов.

Рисуя натюрморт, необходимо уметь выделить его композиционный центр.

Иначе говоря, в натюрморте всегда какой-то предмет в смысловом отношении является главным, а остальные - второстепенными. При этом необязательно добиваться совпадения геометрического центра листа и композиционного центра натюрморта. Предметы, составляющие натюрморт, следует мысленно объединить. При этом особое внимание надо обратить на выразительность общего контура группы.

Удачным считается такое композиционное решение, в котором изображение умещается на листе целиком и не возникает желания сдвинуть натюрморт в какую-нибудь сторону. Предметам не должно быть «тесно», они не должны подступать близко к границам листа. Неприемлемо как слишком крупное, так и слишком мелкое изображение. Свободное пространство между предметами также играет важную роль в композиции натюрморта.

Главное - соблюдать правильную последовательность в работе. Она основана на общих принципах академической школы: от общего к частному и затем опять к общему. На первом этапе продумывают композиционное размещение натюрморта на листе. Тонкими линиями намечают общую форму всей композиции. Затем приступают к линейно-конструктивному построению предметов и выявлению формы при помощи светотени. Особое внимание уделяется расположению предметов по отношению друг к другу и фону. При этом необходимо соблюдать правильную передачу формы, пропорций и материальности отдельных предметов, складок драпировки, составляющих натюрморт. В процессе лепки формы тоном стараются подчеркнуть разность их пространственного положения. Предметы на переднем плане прорисовываются более тщательно, а объекты дальнего плана изображаются более обобщенно, без проработки деталей. Общую форму предметов, их пластику передают светотенью и наложением штрихов по форме.

В течение всей работы над натюрмортом обязательно надо проверять и сопоставлять отдельные части постановки друг с другом. Для уточнения тональных отношений, достижения цельности, гармонии рисунка следует иногда смотреть на натуру и свою работу прищуренными глазами. В процессе рисования натюрморта рекомендуется несколько раз отходить от мольберта с рисунком, чтобы издали оценить работу на отдельных стадиях.

Необходимо все время помнить о выбранном тональном масштабе, стараться передать световоздушную среду в натюрморте, соблюдать тональные отношения между предметами и драпировкой. Важно следить за тем, где на рисунке находятся самые светлые и самые темные места, где наиболее четко выявляется тоновой контраст. Выразительность рисунка достигается за счет верно найденных светотональных отношений.

Известного мастерства требует последний этап работы - обобщение всех частей рисунка. На заключительной стадии необходимо еще раз тщательно сопоставить рисунок с натурой, выявить несоответствия, исправлением которых можно добиться точной передачи материальных особенностей предметов, цельности композиции.

При рисовании натюрморта не только возрастает сложность учебных за- дач, но и появляются новые возможности для творчества.

Последовательность рисования натюрморта из геометрических тел

Рисование натюрморта из геометрических тел имеет обычную последовательность, от общего к прорисовке деталей, достижение целостности. поскольку у вас уже есть некоторый опыт в рисовании гипсовых геометрических тел, то рисование их в группе не будет вызывать больших затруднений. Следует добиваться точности построений, следить, чтобы гипс не получился очень черным, так как тени у него прозрачные, он весь светится рефлексами. Не стоит долго в упор смотреть на один предмет и сосредоточивать свои усилия только на нем, необходимо соотносить между собой все части рисунка.

Последовательность рисования натюрморта из бытовых предметов

Первый этап. Анализ конструктивных особенностей натюрморта. Выполнение композиционных эскизов небольшого размера на отдельном листе. Поиск композиции натюрморта на основном листе, уточнение соотношений общих масс предметов, их пропорций.

Второй этап. Линейно-конструктивное построение формы предметов с учетом перспективного сокращения плоскостей. Прорисовка невидимых частей предметов. Обозначение бликов, полутонов, собственной и падающей

теней.

Третий этап. Светотеневая проработка формы предметов и фона.

Четвертый этап. Завершение и обобщение рисунка.

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. В какой последовательности необходимо рисовать натюрморт? Расскажите об особенностях каждого этапа рисунка.

2. Как передать в рисунке натюрморта окраску и материальные свойства

предметов?

3. Как влияет направленность освещения на светотеневую моделировку

формы и общее тональное решение натюрморта?

4. Нарисуйте по памяти натюрморт из геометрических тел, который перед этим вы рисовали с натуры.

5. Поставьте перед собой несколько красивых предметов быта разнообразной формы и фактуры. Мысленно составьте из них натюрморт и нарисуйте его. 6. Составьте натюрморт из предметов быта. Прежде чем выполнять дли- тельный рисунок, нарисуйте по представлению этот натюрморт с разных сторон, чтобы лучше разобраться во взаиморасположении предметов.

Четвертый этап. Уточнение деталей, соотношений всех частей лица между собой, их положения по отношению к общей форме головы. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого темного мест на голове, тональных переходов. В процессе работы рекомендуется постоянно сравнивать отдельные участки по силе тона, избегать его раздробленности и пестроты. Нужно стремиться к цельности рисунка.

studfiles.net

МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Рисуем натюрморт

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, — Знай, что это натюрморт. (Александр Кушнер «Песня о картинах»)

Легенда об Апеллесе:— Давным-давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес.Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушел. Когда же вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются склевать ягоды. Виноград был написан так искусно, так золотились спелые грозди, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина эта не сохранилась. А рассказ о ней превратился в легенду.Посмотрите например,  как реалистично,  с мастерстовм Апеллеса, нарисована паприка  цветными карандашами:

Натюрморты  творивших в России художников для обсуждения с детьми:  натюрморты И.Ф. Хруцкого,  цветы  И. Левитана,  "русский сезаннизм"А. Осмеркина,  И.Грабарь  «Хризантемы», К.Петров-Водкин «Бокал и лимон», «Яблоки на красном», Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», П. Кончаловский «Сирень» (1939), И. Машков «Ягоды на фоне красного подноса» (1910), фруктовые натюрморты  М. Сарьяна, «Синие сливы», В. Нестеренко «Отец Отечества» (1997), «Осенний букет»   Здесь   можно посмотреть богатую галерею натюрмортов со всего мира.Удивительные натюрморты. Казалось бы, ну чем можно удивить, изображая обычные предметы? Как показать обычное необычно?Любен Божен "Натюрморт с шахматной доской". 1630 (?) написан в жанре "учёный натюрморт". Этот загадочный натюрморт возможно- аллегория пяти чувств. Попробуйте вместе с детьми найти эти аллегории.( Зрение символизирует зеркало, слух — лютня и нотная тетрадь, вкус — хлеб и вино, обоняние — цветы, осязание — игральные карты, кошель и шахматы)  Портретный натюрморт Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна», 1590 год и другие необычные натюрморты. Наверняка вы захотите увидеть натюрморт под названием "Простокваша"!) Изысканно-неожиданные натюрморты Эрика Верта с цветами в опрокинутых вазах на умопомрачительных фонах. Признайтесь, опрокидывать вазочки вы не додумались бы!)  С появлением моды фотографировать еду появились и целые галереи оригинальных фото натюрмортов из еды. Фото натюрморты - отдельное искусство, чрезвычайно радующее взгляд. И это тоже интересно сделать с детьми!)

Как рассказывать детям о натюрмортах «Натюрморт» - слово французское, буквально оно означает «мертвая природа». Темой для натюрмортов  могут стать самые разные вещи, окружающие человека: цветы, посуда, книги. Все, что в жизни нас окружает - все это может быть героем натюрморта.  Интересно, что англоязычные дети скорее всего  услышат другой, благозвучный  термин- «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life) это название  стало употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах.  Тема "Застывшая жизнь", а тем более "Мёртвая природа" может показаться скучной, но это не так. Кроме всего прочего, художника не заботит, что "натура" в виде, например, вазы с фруктами может устать или поменять положение. Это может показаться странным, но художник сосредоточен прежде всего на геометрических фигурах, которые видит  перед собой.   Все художники используют в своих работах цвет, линии, фигуры- это элементы искусства. Художник, рисующий натюрморт концентрируется на форме предметов- шарах, конусах, цилиндрах и др. Очень важно художнику показать цвет и текстуру. Цвет и тени делают фигуры объёмными. Свет подчёркивает тени. А текстура позволяет  представить, каковы предметы на ощупь, раз уж мы не можем их потрогать. Разумеется, и среди художников, рисующих натюрморты встречаются экспериментаторы, обходящиеся без чего-либо из выше перечисленного. Но мы с  детьми  будем обсуждать именно эти  элементы искусства:  формы, свет и текстуру.  Мне нравится простота и ясность обсуждения картин  в блоге  художницы Jeanette Nyberg  - craftwhack.com и я с удовольствием  вольно перескажу её рассказ о натюрмортах. Выберем четыре картины и предложим сначала отметить ту, что притягивает взгляд. Наверняка это будет  светлая картина с черепом...

  Эта картина нарисована более 400 лет назад. В те времена художники рисовали только картины для  церквей. И только некоторые, подобно  испанцу Хуану Санчесу Котану, начали рисовать то, что им интересно.Вопросы для детей: Какие предметы вы узнаёте на картине? Где  изображены предметы?( Возможно, это окно или ниша в стене) Замечаете ли вы невидимую диагональ- линию через всю картину, образованную предметами? (Проведите мысленно линию от яблока в верхнем левом углу до лапок утки в правом нижнем углу) Темы для обсуждения:  Геометрические формы: отметьте формы предметов - конусы( утки), округлые формы( яблоко, капуста, дыня). Свет: какой свет рисует художник? Яркий свет подчёркивает глубокие тени . На картине очень тёмный фон. Текстура: какие текструры показывает художник- шелковистость оперения уток, комканность капусты, гладкость яблока, потёртость дыни. Эта картина написана французской художницей Луизой Муайон через 30 лет после натюрморта Котана.  В те времена женщины не допускались в художественные школы. её учил рисовать отец-художник. Она стала знаменитой и ей покровительствовал сам  король Англии.Вопросы для детей: Что общее для  этих двух картин и что изменилось?( На обеих картинах изображены яркие предметы на очень тёмном фоне. У Муайон вместо дичи фрукты в корзине и овощи на столе.) Какие фрукты и овощи вы можете назвать? Как вы думаете, долго ли рисовала свой натюрморт художница? Почему?(  Луиза Муайон стремилась нарисовать фрукты реалистично- как настоящие, поэтому очень много внимания уделяла мелочам). Темы для обсуждения Формы Свет Текстура. ( Персики выглядят по- настоящему бархатистыми.) Примерно через 200 лет после двух первых картин Анри Матисс рисует "Яблоки".Вопросы для детей Что общее с двумя картинами выше и что новое?( Тёмный фон и рисование фруктов- общее.  Выбор цвета необычный: яблоки оранжевые. Фигуры плоские. Поражает и простота композиции: ничего особенного- просто блюдо и яблоки.) Бывает ли на самом деле- в природе чёрный контур у яблок, как на картине? Как вы думаете, зачем художник обвёл яблоки и блюдо чёрной линией? (  Художник не рисовал яблоки," как настоящие"- это скорее символические образы яблок и он подчеркнул это.)Для справки    На занятиях, посвящённых творчеству Матисса, мы уже обсуждали фовизм - особое  направление в искусстве. Картины, написанные с полным пренебрежением ко всем существовавшим правилам — композиции, цвета, перспективы, — возмутили даже привычных к новым веяниям парижан. Критики сравнивали их с «горшком краски, брошенным в лицо общественности», а художников прозвали les fauves («дикие»), откуда впоследствии возник термин «фовизм».   «Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось? Что пользы в копиях предмета, который природа и без того поставляет в несметных количествах и который всегда можно вообразить себе еще более красивым? Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства» ( источник) Картина "Яблоки" написана в годы  первой мировой войны- на грани жизни и смерти тем более необходимо отбросить всё лишнее. Джорджия О’Киф америакнская художница, путешествуя по пустыням Нью Мехико, нарисовала "Череп коровы и коленкоровые розы"Вопросы для детей Что необычно в этом натюрморте?( Художница объединила выбеленные солнцем пустыни кости с белыми розами) Сколько цветов использует художница?( Только оттенки белого и серого цветов) Как вы думаете, почему она нарисовала цветы рядом с костями?( Возможно художница хотела украсить кости, а может быть видела цветы  рядом с костями в пустыне. Как думаете вы?)Темы для обсуждения Формы Цвет Текстура ( Резко очерченный треугольной формы череп, дополненный округлыми розами. Яркий свет. Грубая сухая текстура кости. Нежность цветов.)Для справки   Картина «Череп коровы и коленкоровые розы» поражает ощущением полнейшего спокойствия и умиротворения. Даже украшенный «похоронными» искусственными цветами, череп имеет мало общего со смертью в ее привычном понимании. Сама О’Киф говорила о своих картинах с костями так: «Для меня они прекрасны, как ничто. Для меня они, как ни странно, гораздо более живые, чем животные, которые ходят вокруг. Эти кости, кажется, врезаны глубоко в центр чего-то остро живого посреди пустыни, несмотря на то, что она безбрежна, пуста и неприкосновенна»(источник)                                                                                                                               Рисуем натюрморты:Посмотрите вдохновляющее  видеоЗдесь можно заглянуть  блог современного художника, рисующего натюрморты Таким привлекательным может быть приглашение к рисованию: Рисуем натюрморт в стиле пуантилизма: Потренируемся укладывать "фрукты" в "вазу": Мастер классы и занятия  от наших иностранных коллег:в стиле Сезана гуашь яблоки в стиле Сезана рисование груш  коллаж с грушами аппликация с интересной демонстрацией тенейТак выглдят яблоки в стиле Матиса Цветы в стиле Ван Гога и подготовка руки к письму:
Saved frommrspecter.com
Мимозы (карандаши и темперные краски)- замечательные весенние, прозрачные работы:

bernudarzniece.blogspot.com

«Рисунок натюрморта из овощей, фруктов и предметов быта». - ИЗО и черчение - В помощь учителю - Учительские университеты

Урок изобразительного искусства на тему: «Рисунок натюрморта из овощей, фруктов и предметов быта».

Цель урока: Дать учащимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей. Задачи урока: а) Образовательная - решать более сложные учебные задачи расширить представление учеников об объеме, пространстве, масштабе, свете и тени при рисовании натюрморта. б) Воспитательная - утвердить радость жизни через натюрморт, призывающая учеников любоваться красотой плодов, овощей, фруктов формой самых обыкновенных предметов. в) Развивающаяся - развить и расширить творческое воображение, при создании новых образцов.

Типы урока: Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Метод обучения: Урок практических работ. Материалы, необходимые для урока: Альбом, карандаши Т, ТМ, М, точилка, мольберт, кнопки. Наглядные материалы: репродукции рисунков, муляжи овощей и фруктов, предметы быта. Межпредметные связи: Биология, Познание мира. План урока 1. Организационный момент. 2. Целеполагание. 3. Беседа по технике безопасности. 4. Ознакомление учащихся с процессом рисования учебного натюрморта. 5. Практическая работа. 6. Выставка. 7. Итог урока.

Ход урока Организационный момент. Приветствие Отмечаем отсутствующих, проверка наличия учебных материалов. Полная готовность к уроку. Целеполагание. (На доске показано репродукции рисунков натюрморта). (Ребята, давайте посмотрим на работы художников и обсудим ее). (Дети рассказывают, и обсуждают репродукцию рисунков). Беседа по ТБ. - рабочее место мольберт - правила пользования точилкой и резинками - работаем активно, в классе дисциплина. 4. Ознакомление учащихся с процессом рисования учебного натюрморта Ребята, на сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить процесс рисования натюрморта. Как вы уже знаете их прошедших уроков натюрморт складывается из нескольких задач: а) определение задачи б) взаимное расположение предметов в) правильное построение перспективы г) лепка светотенью объемной формы каждого предмета д) передача пропорциональных натуре тоновых отношений между предметами е) оптическая цельность и композиционное единство изображения. Сейчас вам предстоит составить группу предметов для данной натурной постановки. Помимо предметов, разнообразных по форме, размерам и тону, включаем драпировку. (Ученики составляют натюрморт из группы предметов быта, овощей и фруктов). Молодцы, садитесь! Ребята, процесс работы над этим заданием, которое составили вы сами, ведется так же, как и над натюрмортом из предметов быта. Нам предстоит решать более сложные задачи, чем изображение отдельных овощей и фруктов. На горизонтальной плоскости, надо особое внимание удалить расположению предметов по отношении к фону и друг другу. Чтобы проверить правильность их положения в пространстве, полезно рассмотреть взаиморасположение предметов натюрморта сверху и с боков. Располагая предметы на плоскости, старайтесь, чтобы нижние основания предметов не налезали одной формой на другую и отделялись от фона. Предметы, лежащие на переднем плане, требуют более тщательной прорисовки, другие находящиеся на дальнем плане, изображаются более обобщенно без основательной проработки деталей. Перед рисунком различных по характеру предметов (овощи, фрукты, предметы быта, драпировки) стоит задача изобразить конструкцию предметов, их пропорциональные соотношения, с учетом перспективных сокращений выразить форму в пространстве. В рисунке данного натюрморта необходимо передать не только объем предметов, но и их фактуру, тональные отношения и материальность.

Практическая работа

А теперь ребята, прежде чем приступить к рисованию, нам необходимо членить процесс изображения не отдельные этапы. Задача состоит с том, чтобы строго последовательно и качественно выполнялись все уже известные нам стадии работы над натурной постановкой: I этап. Эскиз - набросок на отдельном листе. Компоновка натюрморта на основном листе бумаги. Изучение характера предметов. Уточнение пропорциональных соотношении между частями отдельных предметов.

II этап. Линейно - конструктивное построение формы предметов с учетом перспективных сокращении. Светотень. Конкретизация формы. Прорисовка деталей.

III этап. Обобщение рисунка. Ребята, подводя рисунок к завершающей стадии, нужно еще раз позаботиться о цельности выполненной работы, выразительности рисунка, соподчиненности деталей большой форме. Необходимо помнить, что предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более четко и ясно. Предметы, не падающие в центр поля зрения, воспринимаются менее четким, и чем дальше они от зрительного центра, тем более обобщенными кажутся нам. 6.Выставка работ 7. Итог урока

collegy.ucoz.ru






23.10.2014
14.10.2014
13.10.2014
Статьи

  
Vershok-Koreshok | Все права защищены © 2018 | Карта сайта