Главная  О Компании     Новости Контакты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих". Овощи с мягким знаком на конце


Логопедическое занятие с младшими школьниками Обозначение мягкости согласных на письме

Логопедическое занятие с младшими школьниками
Обозначение мягкости согласных на письме
Мягкий знак на конце слова

Цель: закрепить правила употребления мягкого знака; формировать умение соотносить произношение слова и его написания; повторить правило написания буквы Ь как показателя мягкости согласных.

Оборудование: дидактический материал.

Ход занятия

1. Организационный момент

Мы готовы к уроку всегда.

Учимся анализировать слоги, слова.

Мягкий знак употреблять – нужно умение

Соотносить слов написание и произношение.

2. Повторение изученного по теме «Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь».

Задание 1. Измените форму числа в словах.

Логопед. Ребята, я вам продиктую слова во множественном числе, а вы их запишите в единственном.

Кони, лоси, окуни, дни, двери, сети, словари.

Логопед. Почему написали на конце этих слов Ь? Что показывает Ь в этих словах? (Ученики отвечают).

Задание 2. На развитие слухового внимания и восприятия «Молоточки».

Логопед предлагает ученикам по очереди простучать «молоточком» (карандашом) тот или иной ритмический рисунок. За каждый правильно повторенный ритм ученик получает фишку.

3. Работа с индивидуальным дидактическим материалом

Задание 1. Прочитайте стихотворение, угадай последнее слово и запиши его.

Обозначь мягкость согласных перед Ь.

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту _________.

 

Все играли, а вратарь

В это время грыз ___________.

 

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл __________.

 

В ночь – мороз, с утра – капель,

Значит, на дворе _____________.

Задание 2. Подпиши картинки . обозначь Ь и согласные перед ним.

 

Задание 3. Образуй слова по схемам и запиши их (выбери только те слова, которые существуют).

Найди из полученных слов такие, которые можно объединить в одну группу. Объясни, почему?

Задание 4. Соедини слова со схемами.

Задание 5. Нарисуй схемы к словам.

 

Задание 6. Образуй по схемам словосочетания и запиши их.

Задание 7. Закончи предложения по смыслу.

Грибы мариную, а огурцы…

Картофель сварю, а потом воду …

 

У нас большая дружная …

В тепле быстро проросло арбузное…

 

Осенью часто дожди…

Голодный волк очень…

Слова для справок: семья, солью, льют, солю, семя, лют.

Задание 8. Помоги паровозу добраться до станции. Найди, где спрятались словечки с Ь. Запиши их.

Задание 9. Вставь слова в стихотворение.

Слова: коль, льду, коньки, скольжу, крылья.

Режут лёд __________ звеня,

Словно ___________ у меня.

Я __________, лечу по _________  –

Не беда, ___________ упаду.

Задание 10. Напиши предложения, закончив их словами, которые заменены картинками.

У папы новое _____________________.

В саду зелёная _____________________.

На столе лежит __________________.

В саду сажают ___________________.

С __________________ опадают _______________.

Задание 11. Проверь работу Буратино.

Запиши предложения без ошибок.

 

См. также интересные логопедические занятия: Обозначение мягкости согласных на письме Мягкий знак в середине слова

Конспект занятия «В гостях у волшебного квадрата»

 Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)

 Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением действия)

Развитие логического мышления у дошкольников

Конспект логопедического занятия с дошкольниками. Правильное произношение гласных звуков

Развитие связной речи у детей

Сказка о веселом язычке (для заикающегося дошкольника)

Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков 

    

mallishok.ru

"Ь" после шипящих в разных частях речи

В рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет несколь­ко слу­ча­ев, когда пишет­ся мяг­кий знак после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч», «щ» в раз­ных частях речи: суще­стви­тель­ных, гла­го­лах, наре­чи­ях и части­цах. Рассмотрим их подроб­но.

«Ь» после шипящих в существительных

После шипя­щих соглас­ных «ь» пишет­ся не для смяг­че­ния их. Ведь соглас­ные «щ», «ч» не нуж­да­ют­ся в этом, явля­ясь непар­ны­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми. А соглас­ные «ж», «ш», напро­тив, все­гда твер­дые. Значит, мяг­кий знак, кото­рый пишет­ся после шипя­щих соглас­ных явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, то есть мар­ке­ром для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния, напри­мер:

  • помощь, вещь, мощь;
  • горечь, речь, мелочь, щёлочь;
  • брошь, пустошь, гуашь, глушь;
  •  рожь, блажь, ложь, залежь.

Написание кото­рых отли­ча­ем от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния:

  • това­рищ, плющ, овощ, борщ;
  • скри­пач, смерч, цир­кач, калач;
  • камыш, мякиш, малыш, шалаш;
  • сто­рож, морж, фураж, пляж.

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Глаголы в фор­ме 2 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни  изъ­яви­тель­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пишут­ся с «ь» после шипя­щих соглас­ных:

  • ты поёшь, стрижёшь,  рисуешь, стро­чишь;
  • обрежь — обрежьте;
  • спрячь — спрячьте;
  • поешь — поешьте.

В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­лов после шипя­щих обя­за­тель­но при­сут­ству­ет мяг­кий знак:

при­бе­речь, увлечь, помочь, отречься.

«Ь» после шипящих в наречиях

Наречия тре­бу­ют напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка после шипя­щих:

  • упасть навз­ничь, тер­петь нев­мочь;
  • открыть окно настежь;
  • забыть нап­рочь, пустить лошадь вскачь;
  • уда­рить наот­машь, слу­ча­ет­ся сплошь и рядом.

Слова-исключения: уж, замуж, нев­тер­пёж.

«Ь» после шипящих в конце частиц

В кон­це частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» так­же напи­шем мяг­кий знак.

Ишь ты какой умный!

Лишь звез­ды смот­ре­ли в сон­ный пруд.

Видеоурок «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, прилагательных и глаголов»

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

russkiiyazyk.ru

Мягкий знак после шипящих: правила и исключения

Порой мы задумываемся, надо ли ставить мягкий знак после шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже.

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

    2.  В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся, мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

     3.  В глаголах единственного числа в повелительном наклонении в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся, мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

     4.  В глаголах, находящихся во множественном числе и повелительном наклонении перед окончаниями – те, - тесь.

Пример: намажь – намажьте – намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

    5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся.

Пример слов: печь – печься, лечь – разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

    6.  В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

    7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных мужского рода единственного числа, именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

    2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж.

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

    3. В именах прилагательных в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

    4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов – части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

***

Существительные «много»,

Существительные «мой» -

Знак не ставим никакой!

***

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!

fb.ru

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Разделы: Начальная школа

Задача:

  1. Научить писать имена существительные с шипящими на конце.
  2. Продолжить работы над развитием речи.
  3. Воспитывать умение слушать мнение другого, выражать свои мысли.

План:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Запись даты в тетради.
  3. Чистописание. Актуализация первичных знаний.
  4. Орфографическая работа. Актуализация первичных знаний. Комментированное письмо.
  5. Постановка задачи урока.
  6. Постановка проблемного вопроса.
  7. Формулировка темы урока.
  8. Решение проблемы.
  9. Проверка полученных знаний.
  10. Физкультурная минутка.
  11. Закрепление полученных знаний.
  12. Работа над предложением.
  13. Домашнее задание.
  14. Обобщение.
  15. Релаксация.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом? (Составить рассказ из пяти предложений о весне, используя опорные слова.)

- Чему учились, выполняя это задание?

- Проверка домашнего задания будет производиться в группах. Прослушайте все сочинения в своей группе и выберете наиболее удачное для зачитывания вслух перед классом (работа в группах).

У доски прочитываются лучшие сочинения.

- Что понравилось в тексте товарища?

- Какую отметку вы бы ему поставили?

2. Запись даты в тетради.

3. Чистописание. Актуализация первичных знаний.

На доске записаны буквы: ж, ш, ч, щ.

- Что объединяет все эти буквы? (Они шипящие.)

- На две группы можно разделить эти буквы? (ч, щ обозначают мягкий звук, ж, ш обозначают твёрдый звук.)

- Прописываем буквы в тетради.

4. Орфографическая работа. Актуализация первичных знаний. Комментированное письмо.

- Вставьте в слова пропущенные буквы: площ_дь, лаг_рь, п_льто, п_н_дельник, с_мья, д_ревья.

- Какая буква встречается во всех этих словах? (Буква мягкий знак.)

- Какой звук обозначает буква мягкий знак? (Мягкий знак звука не обозначает.)

- Зачем же необходима эта буква? (Мягкий знак служит для смягчения согласных, например, в словах площадь, лагерь, пальто, понедельник. В словах семья и деревья – разделительный мягкий знак.)

5. Постановка задачи урока.

- Сегодня я познакомлю вас с новой ролью мягкого знака в словах.

Игра «день и ночь».

- Ночь. Определите на слух, какими звуками оканчиваются эти слова: луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь.

- День (эти слова заканчиваются шипящими звуками).

6. Постановка проблемного вопроса.

- А теперь посмотрите на доске (экране) как эти слова пишутся. Какой вопрос у вас возник? (Когда нужно писать мягкий знак, а когда – нет?)

7. Формулировка темы урока.

- Ответить на этот вопрос – задача нашего урока. Давайте сформулируем тему урока и запишем её в тетрадь. (Мягкий знак на конце существительных после шипящих.)

8. Решение проблемы.

- Выскажите свои предположения по решению данной проблемы (выслушиваются ответы детей).

- Запишите эти существительные в два столбика по родам.

- Самостоятельная работа в тетрадях.

- Что вы заметили? (Имена существительные женского рода с шипящими на конце пишутся с мягким знаком, а имена существительные мужского с шипящими на конце пишутся без мягкого знака.)

9. Проверка полученных знаний.

- Давайте проверим наши предположения по учебнику (работа с правилом в учебнике).

10. Физкультурная минутка.

11. Закрепление полученных знаний.

- Составьте словосочетания по схеме: прилагательное + существительное с шипящим звуком на конце. Прилагательное записано на откидной доске, а существительные вы подберёте сами.

Дети работают «по цепочке» у доски.

  • Солнечный ______, ночной ______, длинный ______, верный ______, тёмная ______, скрипичный ______, скорая ______, дорогая ______, русская ______, полевая ______, славный ______.

12. Работа над предложением.

- Составьте предложение с одним из этих словосочетаний.

Самостоятельное выполнение упражнения по данной теме из учебника. Проверка.

13. Домашнее задание.

Упражнение из учебника по данной теме.

- Какое задание предлагают авторы учебника?

- Чему вы будете учиться, выполняя это задание?

14. Обобщение.

- Какое открытие мы сегодня сделали на уроке? (Имена существительные женского рода с шипящими на конце пишутся с мягким знаком, а имена существительные мужского с шипящими на конце пишутся без мягкого знака.)

Игра «Где спрятался мягкий знак?».

На карточке мягкий знак (или предполагаемое место мягкого знака) закрыт.

(Приложение 1)

Карточка №1. Овощ, нож, рожь, печь.

Карточка №2. Мяч, обруч, этаж, дочь.

Карточка №3. Вещь, плащ, помощь, багаж.

Карточка №4. Ёрш, тишь, товарищ, лещ.

Карточка №5. Шалаш, мышь, камыш, ночь.

15. Релаксация.

- Как здорово, что вы так быстро и грамотно умеете находить мягкий знак после шипящих. Определите, есть ли мягкий знак в этих словах: отрежь, нарисуешь (мягкий знак закрыт).

Дети предлагают разные варианты, а потом приходят к выводу, что изученное правило к этим словам не подходит, так как это глаголы.

- Ребята вы молодцы. К сожалению, наш урок закончился, но следующих уроках русского языка мы с вами обязательно выясним роль мягкого знака в написании глаголов. Любите школу, тянитесь к знаниям, и у вас всё получится.

13.05.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai






23.10.2014
14.10.2014
13.10.2014
Статьи

  
Vershok-Koreshok | Все права защищены © 2018 | Карта сайта