Главная  О Компании     Новости Контакты

Разработка урока по биологии на тему "Семейство Паслёновые", 6 класс. Овощи из семейства пасленовых 6 класс


Класс Двудольные. Семейство Пасленовые

Семейство Паслёновые насчитывает около 2,5 тыс. видов. Чаще всего это однолетние и многолетние травы, хотя иногда встречаются и древесные растения: кустарники, небольшие деревья и лианы. Это преимущественно «американское» семейство. Большинство видов паслёновых распространено в тропиках и субтропиках Центральной и Южной Америки.

Листья паслёновых простые, цельные или расчленённые. Прилистники отсутствуют. Листорасположение очередное или супротивное.

Все паслёновые имеют одинаковое строение цветков.

Цветки у паслёновых обоеполые. Околоцветник двойной. Чашечка состоит из 5 в разной степени сросшихся чашелистиков. Венчик образован 5 сросшимися лепестками.  Тычинок 5. Они чередуются с лопастями венчика и прирастают к нему. Пестик 1. Формула цветка крестоцветных: *Ч(5)Л(5)Т5П1.

Плод паслёновых — ягода (томат, картофель, перец, баклажан) или коробочка (табак душистый, белена чёрная, дурман вонючий, петуния).

Одно из самых характерных растений этого семейства — паслён черный. Он растёт в садах и на огородах. Это небольшое травянистое однолетнее растение с белыми звёздчатыми цветками цветёт летом и осенью до самых заморозков. Чёрные, спелые ягоды паслёна съедобны, а зелёные плоды, листья и стебли ядовиты. Цветок типичен для растения этого семейства. Основания лепестков у паслёна чёрного срастаются и образуют короткую трубочку.

Паслёновые  — очень важное в практическом отношении семейство. Многие виды являются важнейшими пищевыми, техническими, лекарственными и декоративными растениями.

Особое значение в сельском хозяйстве во многих странах имеет картофель. Он является одной из главных продовольственных культур. Родиной картофеля являются горные районы Южной Америки (Чили). В Европу картофель впервые попал в 1565 г. В Россию он был завезен Петром I из Голландии в XVII в. Однако многочисленные случаи отравления крестьян ядовитыми ягодами привели к так называемым «картофельным» бунтам. И лишь к началу XIX в. картофель стал одной из важнейших сельскохозяйственных культур.

Основные посадки картофеля размещены в умеренном поясе. Клубни картофеля содержат большое количество крахмала и некоторые важные для человека белки. Помимо непосредственного употребления в пищу, картофель используется для получения крахмала, спирта, на корм скоту.

Томат — одно из наиболее распространенных овощных растений. Не много найдется других культур, используемых в пишу так разнообразно. Родина томата — горные районы  Перу и Эквадора (государства в Южной Америке). Томат — теплолюбивая культура, поэтому вначале выращивают рассаду. Затем её высаживают в закрытый или открытый грунт.

Томаты были завезены в Европу  в 1523 г. вскоре после завоевания Мексики. Вначале их выращивали как лекарственные и декоративные растения. Интересно, что первые томаты, которые выращивались в Европе, имели жёлтые плоды. С этим связано происхождение другого, более известного бытового название томата — помидор. Это слово имеет испанские корни и означает «яблоко золотое».

Перец — еще одна широко распространенная овощная культура. Он еще более теплолюбив, чем томаты. Его родина — Мексика и Гватемала (Южная Америка).

Баклажан — третья по значимости овощная паслёновая культура. Родина баклажана — Индия, откуда он был завезён в Европу.

В качестве технической культуры выращивают табак настоящий, или курительный. Он служит для получения табачных изделий. Табак еще в конце XV в. был завезён в Европу из Америки и быстро распространился по всему миру. Вещества, имеющиеся в табаке (главным образом никотин), ядовиты и действуют на нервную систему. Вред от курения связан не только с никотином, но и с другими компонентами табачной смеси. Многие из них вызывают раковые заболевания. Стоит отметить, что пассивное курение (нахождение в обществе курильщиков и вдыхание дыма) так же вредно, как и активное.

Ряд растений семейства Паслёновые содержит ядовитые вещества. Многие из этих ядов в малых количествах применяются в медицине. Поэтому ядовитые растения белладонна, белена чёрная, дурман вонючий широко используются как лекарственные. Два последних вида можно встретить в диком виде на пустырях и свалках.

Чаще других встречается белена чёрная. Грязно-белые лепестки её цветков покрыты сетью фиолетовых жилок. Клейко-пушистый стебель белены обладает неприятным запахом. Ядовито все растение. При отравлении появляются головная боль, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание, сильное нервное возбуждение, расширяются зрачки, во рту ощущается сухость.

Белену и другие ядовитые паслёновые не следует брать в руки. Обращаться с ядовитыми растениями нужно осторожно.

Среди паслёновых довольно много декоративных растений. Наиболее популярными являются петуния, физалис, табак душистый. Они цветут на клумбах до выпадения снега. У душистого табака лепестки образуют длинную трубку; плод — коробочка с многочисленными мелкими семенами. Цветки петунии похожи на цветки душистого табака, но у них 5 ярко окрашенных лепестков срослись в воронку. У душистого табака они напоминают пятиконечную звезду.

videouroki.net

Семейство пасленовые 6 класс

Тема: «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые.

Общие признаки и многообразие растений

семейства Паслёновые» 6 класс

 

Форма урока: комбинированный урок с использованием ИК технологии.

 

Цели урока:

  •   продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений

  •      познакомить обучающихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновые, сформировать общее понятие о них;

  •     воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы;

  •    развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.

 

Оборудование:

компьютер, проектор, экран ,презентация, модели цветков, модели плодов и натуральные плоды (картофель, томаты, баклажаны, болгарский перец).

 

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство Паслёновые; правильный цветок, формула цветка, способы опыления и способы распространения семян.

 

Ход урока.

 I.            Организационный момент.

    II.      Восстановление опорных знаний. Проводится тестирование по теме «Семейство Крестоцветные». Вместе с учителем проверяется работа.

 

 III.      Изучение нового материала «Класс Двудольные.

Семейство Паслёновые».

Учитель: сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с растениями класса двудольные, и узнаем о растениях семейства Паслёновые.

Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на сегодняшнем уроке? (отвечают обучающиеся)

Учитель: совершенно верно, изучить особенности растений семейства Паслёновые, выяснить по каким признакам их объединяют в одно семейство.

 

 Изучение нового материала (изучается по памятке «Схема описания семейства»)

1.     Название семейства.

2.     Примерная численность видов и родов растений, относящихся к данному семейству.

3.     Распространение (ареалы обитания).

4.     Жизненные формы растений данного семейства.

5.     Особенности строения цветка и соцветия.

6.     Типы плодов и семян, способы распространения.

7.     Особенности строения вегетативных органов.

8.     Примеры растений.

9.     Значение в природе и хозяйственное значение.

 

Общая характеристика растений семейства Паслёновые.

 

Учитель: это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов и 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.

Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

 

Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного, о котором нам сегодня расскажут.

 

Строение цветка.

Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля (к доске вызывается ученик, который рассказывает о строении цветка картофеля и записывает формулу цветка)

Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П1 –

 правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.

Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.

 

Учитель: обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику. Для чего может служить подобное приспособление, в чём заключается его биологическая роль? (отвечают ученики)

Ответ: расположение тычинок вплотную к пестику является приспособлением к самоопылению. У картофеля цветки часто раскрываются уже опылёнными, то есть опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. Учёные-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки из нераскрывшихся цветков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют пыльники тычинок, ещё до того как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нём нет тычинок, а есть только пестик, соответственно самоопыление произойти не могло, и учёные производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна. Но для чего же тогда цветки всё же раскрываются? Цветки всё же раскрываются в надежде, что произойдёт повторное опыление, но уже перекрёстное.

 

Учитель: у растений семейства Паслёновые цветки часто бывают крупные, одиночные(душистый табак, петуния, дурман). Но также часто встречаются растения с более мелкими цветами, собранными в соцветия (паслён, белена). Среди соцветий наиболее часто встречаются соцветия кисть (паслён чёрный), завиток (белена чёрная), метёлка.

Большинство растений этого семейства – насекомоопыляемые растения. Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений? (отвечают ученики)

Ответ: у этих растений крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены. Цветки многих растений семейства паслёновых источаютсильный аромат. Кроме того, цветки вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но растения этого семейства опыляются не только пчёлами, шмелями и так далее.

Учитель: такие растения, как душистый табак и петуния, опыляются ночными бабочками-бражниками. У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми. Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения именно ночных бабочек? (отвечают ученики)

Ответ: цветки этого растения распускаются обычно вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий ночных бабочек. Кроме того, эти цветки имеют белую окраску, хорошо различимую именно в темноте и сумерках.

 

 Строение плода.

Учитель демонстрирует плоды томата, болгарского перца, картофеля и задаёт вопрос:

Что вы можете сказать о плодах?

Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом.

Особенности строения вегетативных органов.

Учитель: листья у большинства видов семейства паслёновые простые, без прилистников, расположены на стебле очерёдно. Листовая пластинка может быть как цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), так и рассечённой (картофель, томат). Но цельная листовая пластинка встречается чаще. Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты).

Учитель: какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?

(Стержневая)

Давайте с вами вспомним о видоизменённых побегах – клубнях, которые образует картофель. Какова функция клубней картофеля?

Ответ: в них запасаются питательные вещества (в основном крахмал).

Учитель: Докажите, что клубни картофеля – не корни, а видоизменённые побеги .

Ответ: на клубнях картофеля находятся почки, которые образуются только на побегах и не могут образовываться на корнях растений. Рядом с почками можно увидеть листовой рубец. Листья также могут образовываться на стебле и не могут на корне.

Учитель: давайте вместе с вами дадим систематическое положение Петунии гибридной (характеризуют обучающиеся)

 

Систематическое положение

отдельных представителей семейства Паслёновые

 

Царство                 Растения

Отдел                     Цветковые, или покрытосеменные

Класс                     Двудольные

Семейство             Паслёновые

Род                          Петуния

Вид                          Петуния гибридная

 

 

 

 

Хозяйственное значение растений семейства Паслёновые.

Заслушиваются сообщения учащихся:

  •     Паслён – первый представитель семейства Паслёновые, ядовитое растение.

  • Картофель – пищевая культура.

  • Табак.

  • Красавка, или белладонна – лекарственное растение.

  • Белена обыкновенная.

 

IV.      Закрепление (самостоятельно обучающимися заполняется таблица).

 

   V.      Комментированное выставление оценок.

VI.      Рефлексия:

  •   О чём вы сегодня узнали на уроке?

  •      Пригодятся ли вам в жизни эти знания?

  •   Где вы их можете использовать?

  •  Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

VII.      Домашнее задание: § и составить кроссворд по семействам «Крестоцветные. Паслёновые»

 

 

multiurok.ru

6 класс. Биология. Пасленовые - Пасленовые

Комментарии преподавателя

Класс двудольные. Семейство паслёновые

В семействе 80 родов и 3 тыс. видов. Интересно, что почти все паслёновые из Южной Америки. Там встречаются не только травянистые паслёновые, но деревья и лианы.

Это очень важные пищевые и кормовые растения (достаточно назвать картофель), технические, лекарственные, декоративные, сорняки и ядовитые. Важно уметь определять паслёновые, так как если не всё растение, то отдельные его органы являются ядовитыми. У картофеля, например, съедобны только клубни. У томата – только зрелые плоды.

Цветок паслёновых правильный пятичленный: 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок (иногда их пыльники складываются в трубочку) и один пестик. Среди паслёновых есть насекомоопыляемые растения и самоопыляемые (картофель). Плод – ягода(томат, перец, картофель, паслён) или коробочка (душистый табак, петуния, физалис). В культуру введены и другие паслёновые –баклажан, томат, перец. В пищу используют их плоды (ягоды). Красивы декоративные паслёновые: душистый табак, петуния, физалис.Также привлекательны и сильно ядовитые паслёновые: белладонна, белена, дурман – они могут вызвать смертельное отравление.

Картофель, многолетнее (в культуре – однолетнее) растение семейства пасленовых, широко возделываемое ради его съедобных клубней. Род Solanum, к которому принадлежит картофель, насчитывает около 2000 видов, но лишь несколько десятков из них образуют клубни. В культуре в основном два близких вида – картофель андийский икартофель чилийский, или клубненосный широко распространенный в странах с умеренным климатом. Съедобный сладкий картофель, или батат (Ipomoea batatas), относится к другому семейству растений.

Картофель клубненосный выращивают в 130 странах, где проживает 75% населения планеты. Это пятый по значению после пшеницы, кукурузы, риса и ячменя источник калорий в рационе cовременного человека. Средний урожай этой культуры – ок. 150 ц/га. Ведущими производителями картофеля являются Россия, Китай, Польша, США и Индия.В сыром клубне картофеля клубненосного 79% воды, 18% углеводов, 2% белка, 0,9% зольных веществ и 0,4% целлюлозы. Клубни богаты витамином С, магнием, фосфором и калием. Родина картофеля – Боливия, Чили и Перу (Южная Америка), где местное население использует его в пищу уже несколько тысячелетий. В Европу картофель завезли в 1565 году в Испанию, затем во Францию и Италию. Сначала выращивали на клумбах. Дамы прикалывали его цветки к платью. Название он получил от итальянского слова tartufolo – трюфель, из-за сходства клубней с подземным грибом. В России появился благодаря Петру I. Картофель сейчас не только важнейшая пищевая культура после злаков, а также кормовое и техническое растение. Из него добывают крахмал и производят спирт. Спирт используют в технике, медицине, химической промышленности.Табак настоящий, табак курительный - травянистое растение семейства пасленовых (Solanaceae), широко разводимое ради своих листьев, которые скручивают в сигары, режут для набивания сигарет, папирос и трубок, перерабатывают в жевательный и размалывают в нюхательный табак. Кроме того, они служат сырьем для промышленного получения никотина, используемого для производства многих инсектицидов. Табак настоящий – мощное быстрорастущее растение с неветвистым цилиндрическим стеблем высотой 1,2–2,4 м. Корневая система стержневая. Листья очередные, сидячие, обычно продолговатые или ланцетные. Ширина их часто достигает 30 см, а длина 90 см. Воронковидные, розовые цветки развиваются группами на вершине стебля.

Родина табака настоящего – Америка, где он введен в культуру индейцами. Сейчас его выращивают во всем мире. Основные производители – Китай и США, за ними следуют Индия, Бразилия, Россия и Турция.

Медики установили, что курение повышает риск рака легких, сердечно-сосудистых и ряда других заболеваний, однако табак в том или ином виде продолжает потребляться по всему миру, причем главным образом именно для курения. Традиция табакокурения зародилась у американских индейцев, вероятно, не позже I в. Сначала она была связана с религиозными ритуалами, но к концу XV в. стала повседневной бытовой практикой по всему Западному полушарию. Первыми европейцами, научившимися курить табак, стали члены экспедиции Колумба в Вест-Индии. Кроме того, карибские туземцы нюхали тонко размолотый табак через Y-образные тростниковые трубки, всовывая их раздвоенный конец в ноздри. Эта трубка называлась у них «тобаго» или «тобака», откуда и произошло испанское слово, означающее соответствующее растение и его сухие листья.  Первые крупные табачные плантации создали среди европейцев также испанцы – в Вест-Индии, а вскоре после этого и у себя на родине. В Европе табак сначала приобрел популярность как лекарственное растение: его использовали в виде компрессов и нюхательного порошка. Нюхание его стало модным при дворе французской королевы Екатерины Медичи, которая попробовала таким способом укреплять здоровье примерно в 1561 по совету своего посла в Португалии Жана Нико (Jean Nicot). Именно ему растение обязано своим родовым научным названием Nicotiana.Растения семейства паслёновые имеют правильный пятичленный цветок со сростнолистным околоцветником. Представители этого семейства имеют важное хозяйственное значение. Среди паслёновых много декоративных, лекарственных и ядовитых растений.

источник конспекта - http://biolicey2vrn.ru/index/semejstvo_pasljonovye/0-66

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=M-Cm6z9L3pw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Cam37uWxzLM

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=r1ahm6bLby0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=gUljiRdRvWM

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=IWU1MqNJ3FA

https://vimeo.com/111516035

источник презентация - http://900igr.net/zip/biologija/Semejstvo-pasljonovykh.html

www.kursoteka.ru

Разработка урока по биологии на тему "Семейство Паслёновые", 6 класс

Урок № 45 Класс: 6

ТЕМА: Семейство паслёновые. Общие признаки паслёновых. Цель урока: продолжить формировать представление о многообразии цветковых растений Задачи урока:

Образовательные: познакомить с отличительными признаками растений

семейства пасленовые, их многообразием и использованием растений

человеком;

Коррекционно–развивающие: учить анализировать, сравнивать, обобщать,

выделять главное, самостоятельно делать выводы. Развивать способность

воспроизводить изучаемый материал.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, воспитывать нетерпимость к

вредным привычкам.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power Point, сигнальные карточки, памятки, набор картинок с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений.

Ход урока: 1. Организационный момент

1) Приветствие: Добрый день, ребята. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. На меня все посмотрели, Улыбнулись и тихонько сели. - Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.

2)Целевая установка: -сегодня на уроке мы продолжим знакомство с цветковыми растениями; - будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство; - находить у растений признаки класса двудольных.

II. Проверка домашнего задания - Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят на однодольные и двудольные) 1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений.

На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, проговаривая их.

Однодольные Двудольные

в семени 1 семядоля в семени две семядоли

мочковатая корневая система стержневая корневая система

дуговое и параллельное сетчатое жилкование листьев жилкование листьев

2. Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс двудольные) 3. С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство розоцветные) 4. Назовите растения, принадлежащие к семейству розоцветные. (Яблоня, груша, слива, вишня, шиповник, роза, лапчатка, сабельник, земляника, малина)

5. Приведите примеры растений, у которых плоды употребляют в пищу (яблоня, груша, земляника, малина, вишня и т.д.) 7. Приведите примеры растений используемых в медицине (боярышник, сабельник, шиповник, рябина, черёмуха) 8. Назовите цветочно – декоративное растение семейства розоцветные (роза)

III. Актуализация опорных знаний

Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.

Красная девица.

Чтоб её увидеть,

Надо поклониться (Земляника)

6. Живёт полезный кустик,Дотронешься – укусит. На розу очень я похож,Колюсь, хотя я и не ёж. (Шиповник)

7. Круглое, румяноеЯ расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

8. Долгоножка хвалится: я ли не красавица?А всего - то косточка да красненькая кофточка. (Вишня)

9. Появились бубенчики - белые горошки,Распустились колокольчики на зеленой ножке. (Ландыш)

10. Дерево с белоснежными пахучими цветами и вяжущими плодами. (Черемуха)

(СЛАЙД 2)

- Скажите, почему слово ландыш написано в кроссворде буквами другого цвета? (потому что оно не относиться к семейству розоцветные) - Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые) - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством паслёновые, узнаем его общие признаки, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые.

IV. Изучение нового материала

Тема урока: « Семейство паслёновые. Общие признаки паслёновых.» (СЛАЙД 3)

- Запишите тему урока в тетрадь. Наш урок называется урок – портфолио. Что такое портфолио? (СЛАЙД 4) - Это самая различная информация собранная о ком-то. Например, портфолио ученика содержит информацию об успеваемости, участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и других его отличиях среди школьников. А мы с вами на уроке соберём портфолио семейства паслёновые. - Что должно содержать в себе портфолио? В первую очередь информацию об отличительных особенностях растений данного семейства. На столе каждого из вас лежат памятки, в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. (У учащихся на парте лежат памятки) Портфолио семейства паслёновые (СЛАЙД 5)

Название семейства

Жизненные формы растений данного семейства

Особенности строения цветка и соцветия

Типы плодов

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

Представители семейства, использование их человеком

Начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.

Название семейства нам уже известно . (учитель помещает первую страницу портфолио на доску ). Приложение 1 (СЛАЙД 6) Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья. (учитель помещает вторую страницу портфолио на доску). Приложение 2 - От какого растения получило название это семейства? (Паслён) (СЛАЙД 7) - Знакомо ли вам это растение? Где вы его встречали? (его можно встретить на огородах, в поле) - Пробовали ли вы ягоды паслёна? Какие они на вкус? - Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного. Кроме паслёна к этому семейству относятся: Картофель (СЛАЙД 8) Томат (СЛАЙД 9) Перец (СЛАЙД10) Баклажан (СЛАЙД11) Почему эти растения объединили в одну группу? По какому признаку растения объединяют в семейство? (строение цветка, плода) Знакомство со строением цветка (по словесной инструкции) (СЛАЙД 12)

a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, венчик, тычинки и пестик.

б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь.

в) Расскажите о строении цветка паслёна, используя рисунок.

(В цветке пять чашелистиков, пять лепестков венчика, пять тычинок, один пестик)

г) соберите формулу цветка на доске (ученик собирает формулу цветка из карточек)

Ч(5) В(5) Т5 П 1

- У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия (паслён, белена, картофель) (СЛАЙД 13)

Не редкость и крупные, одиночные цветки (петуния, дурман) (СЛАЙД 14)

(учитель помещает третью страницу портфолио на доску). Приложение 3

- Какие плоды встречаются у паслёновых? (ягода, коробочка) (СЛАЙД 15) , (СЛАЙД 16)

- Семя состоит из двух семядолей

(учитель помещает четвёртую страницу портфолио на доску) Приложение 4

( СЛАЙД 17) Особенности строения корневой системы, стебля, листьев:

8) какая корневая система у паслёновых (стержневая)

9) Стебель у паслёновых …(прямостоячий)

9) Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)

(учитель помещает пятую страницу портфолио на доску). Приложение 5

- Почему же рассматриваемые растения объединили в одну группу паслёновые?

Вывод:  изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки.

1. Первичное закрепление знаний. (Работа с учебником)

Опираясь на таблицу, расскажите о признаках паслёновых растений

Признаки паслёновых

Вывод: паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.

ФИЗМИНУТКА:

- наклоны головы назад, вперёд;

- повороты головы влево, вправо;

- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

2. Элемент проектной деятельности.

(СЛАЙД 18) - Какие культуры изображены на слайде?

- Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)

- Каким словом можно назвать растения, изображённые на экране? (овощные)

- Чем полезны овощи?

Верно. В них содержится большое количество полезных для человека веществ.

Ребята подготовили для нас информацию о пользе овощных растений для человека. (сообщение дополнительного материала учениками)

1. Картофель. Клубни картофеля не только питательны, но и целебны. В них содержится большое количество минеральных солей, которые способствуют выведению воды и поваренной соли из организма. Крахмал даёт энергию нашему организму.

2.Томат (помидор) содержит множество полезных веществ: витаминов и минеральных солей, а также каротина. Это низкокалорийный диетический продукт, который обладает отличными вкусовыми качествами. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!

3.Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению. Плоды баклажана снижают уровень сахара в крови, а значит, полезны людям, страдающим сахарным диабетом. Они помогают образованию красных кровяных телец, поэтому их рекомендуют людям страдающим анемией (малокровием).

4.Перец - безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Маленькая долька перца удовлетворит суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови) который, как известно, стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Особенно важно употреблять сладкий перец в период активного роста, так как витамин А участвует в формировании зубов и костей. Перец нужно кушать людям склонным к плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени, для тех, у кого пониженное давление.

Кроме овощных растений в составе семейства есть растения лекарственные, цветочно-декоративные. (СЛАЙД 19)

- Составьте схему со слайда в тетради. (учащиеся работают в тетрадях)

- Познакомимся ближе с лекарственными и цветочно – декоративными растениями семейства паслёновые. К лекарственным растениям относятся дурман и белена. Растения - ядовиты. Ядовиты все части растений. (СЛАЙД 20)

Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах, то есть встречается недалеко от тех мест, где живёт человек. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные, у которых гораздо чувствительнее обоняние, обходят белену стороной. Плод – коробочка, семена по внешнему виду напоминают маковые— мелкие, тёмно-коричневого цвета, появляются в конце лета. Белена — очень ядовитое растение , причём ядовиты все части растения, особенно семена. Больше всего страдают дети, которые путают семена белены со съедобными семенами. Симптомы отравления (спутанность сознания, жар, сердцебиение, сухость во рту, нарушение зрения и др.) проявляются уже через 15—20 минут.

Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах и семенах. Растения используются в медицине.

Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.

Ядовитым растением является табак. (СЛАЙД 21)

- Что изготавливают люди из табака? (сигареты)

- Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)

У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.

(СЛАЙД 22) Математики подсчитали…

- каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут;

- каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением;

- за год – это 2,5 миллиона человек:

- приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире являются курильщиками.

Цветочно-декоративные растения: петуния, душистый табак (СЛАЙД 23)

- Для чего выращивают цветочно – декоративные культуры? (для красоты)

Они радуют людей прекрасными цветами и неповторимым нежным ароматом.

(СЛАЙД 24)

Мы познакомились с представителями семейства

(учитель помещает шестую страницу портфолио на доску) Приложение 6

- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка. Пополним портфолио интересными материалами.

V. Закрепление:

- Соотнесите название растений и их изображения. (СЛАЙД 25)

У вас на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которыми вы можете воспользоваться. Я называю растение, а вы показываете букву, под которой оно изображено.

- К какому семейству относятся изображённые растения? (паслёновые)

- Разложите на группы растения изображённые на карточках. (у каждого ребёнка на парте набор карточек с изображением растений из семейства паслёновые и розоцветные: белена, картофель, земляника, баклажан, груша, яблоко, петуния, томат, дурман)

- Сколько групп у вас получилось? (две)

- К каким семействам относятся растения изображённые на карточках? (паслёновые и розоцветные)

- К какому классу относятся эти семейства? (к классу двудольные)

VI. Итог:

- Как использует человек растения семейства паслёновые? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).

Оценивание детей.

Домашнее задание: прочитать текст «Общие признаки паслёновых», дополнить схему, которую записали в тетрадь, названиями растений семейства паслёновые из текста.

Рефлексия (СЛАЙД 26)

Дополните предложения, которые вы видите на экране:

- Сегодня на уроке я…

- Самым интересным для меня…

- Урок мне…

(СЛАЙД 27)

www.metod-kopilka.ru

Урок-путешествие в 6 классе на тему: "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"

Урок-путешествие по теме: «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые» 6 класс

Цели:

  • познакомить учащихся с растениями пасленовых, сформировать общее понятие о них;

  • закрепить ботанические знания о строении, размножении, применении растений;

  • показать значение растений этого семейства для человека;

  • воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы;

  • развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.

Оборудование:

Ход урока

Учитель

Мы продолжаем знакомиться с цветковыми растениями, но прежде давайте отгадаем, о каких растениях пойдет сегодня речь.

Он наливался, он толстел,Пил влагу корешков,Сперва желтел, потом краснел,Он лопнуть был готов!(Помидор).

Неказиста, шишковата,А придет на стол она,Скажут весело ребята:“Ну, рассыпчата, вкусна”.(Картофель).

Растение с не сочными крупными красными плодами,которые применяются как пряность. (Перец).

Все эти растения относятся к семейству пасленовых. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы выполнить наше задание.

(Обращение к плану урока, написанному на доске).

ПЛАН.

  1. Растения семейства пасленовых.

  2. Строение цветка семейства пасленовых.

  3. Строение плода.

  4. Ядовитые растения семейства пасленовых.

  5. Применение растений семейства пасленовых.

Учитель

Чтобы выполнить это задание, мы отправимся в путешествие, побываем у ученых-ботаников, встретимся с руководителем экспедиции, который долго путешествовал с целью изучения этих растений, отправимся в гости к фармацевтам, совершим экскурсию в институт растениеводства и музей краеведения.

Ведущая

Когда юная древнеримская богиня Флора, согласно легенде, расселила растения по Земле, она выбрала каждому из них то место, которое в наибольшей степени подходило для его развития.

Предоставляем слово путешественнику.

Путешественник

Мы долгое время путешествовали и заметили, что растениям семейства пасленовых достались Мексика, Чили, Перу, Гватемала, Турция, Индия, Китай. Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезенные нами из дальних стран, как диковинные растения, они сначала выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоевывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Учитель

Познакомившись с расселением растений по земному шару, ученые задумались, по какому принципу их нужно распределить на группы. Чтобы познакомиться с этим, давайте обратимся к ботаникам.

Ботаник

В семействе пасленовых насчитывается около 3000 видов растений. Оно включает следующие группы растений:

  • пищевые растения – картофель, томат, перец, баклажан;

  • технические – табак, махорка;

  • декоративные – душистый табак, петунья;

  • ядовитые – белена, дурман, белладонна.

Учитель

Свое название семейство пасленовых получило от однолетнего травянистого сорного растения – паслена черного. Стебель его прямостоячий, листья простые, очередно расположенные. Цветут летом и осенью до самых заморозков. Многие растения из этого семейства вам уже знакомы. Вы встречались с ними в повседневной жизни, когда помогали готовить маме борщ, суп, собирать урожай. Чтобы убедиться, на сколько вы хорошо знаете их, мы предлагаем провести игру “брейн - ринг”.

3 команды (3 ряда):

  1. Красавка.

  2. Петунья.

  3. Табак душистый.

Чья команда первой даст правильный ответ, получит очко.

Ведущая

Сначала разминка. О каком растении из семейства пасленовых идет речь?

"Травянистое растение с рассеченными листьями. В подземной части стебля из пазух его зачаточных листьев отрастают подземные побеги – столоны. На концах они утолщаются и образуют побеги". (Картофель).

Учитель

Родина картофеля – берега Чили и Перу. Здесь он возделывался самом начале нашей эры. Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране его называли по своему:

англичане – потато,голландцы – аардаппель,французы – пом де терр,итальянцы – тартуфель.

Но первое картошкино имя было папа – так ее называли индейцы в Южной Америке.

Ведущая

Итак, будьте внимательны.

(Звучит музыка, вальс И. Штрауса).

Франция. Конец XVIII в. В стране голод, а королевском дворце бал. Королева Мария Антуанетта, как всегда, ослепительно хороша, ее украшения – сверкающие бриллианты. Но не на них были направлены взоры. Ее прическу украшали невиданные здесь прежде цветы. Их подарил королеве аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Он надеялся, что королева окажет покровительство растению, ведь в стране голод, а оно может заменить хлеб. Но Мария Антуанетта и слушать не стала.

Королева

Если народу не хватает хлеба, пусть ест пирожные.

Учитель

Чтобы заинтересовать этим растением крестьян Пармантье стал с помощью охраны караулить посевы. Но охрана была декоративной т.к. на ночь охранники уходили, и тогда окрестные крестьяне стали воровать это растение. Ведь, если его охраняют, значит, это что-то необыкновенное. Постепенно это растение было признано, а Пармантье поставлен памятник с надписью “Благодетелю человечества”.

Ведущая

Итак, 1 вопрос.

Какие цветы украшали прическу королевы Марии Антуанетты? (Цветы картофеля).

2 вопрос.

Какова была цель внедрения картофеля?

3 вопрос.

Нужно отгадать, что лежит в черном ящике. Внесите черный ящик.

В этом ящике находится видоизмененный побег, на его поверхности находятся почки, большая часть находится на верхушке. Самая главная особенность – запасать питательные вещества. Этот видоизмененный побег используют при размножении. Что лежит в черном ящике? (Клубень).

Учитель

Размножают картофель с помощью клубней или их частей. Сажают заранее пророщенные клубни в почву, когда она прогреется до 8 -10 градусов.

Ведущая

Я приглашаю по одному человеку от команды. Вам предлагается попробовать и определить, из какого растения семейства пасленовых приготовлен этот напиток. Что вы о нем знаете? (Томаты).

Учитель

Слово помидор пришло к нам из итальянского и французского языка. Итальянцы именуют плод этого растения “помо д' оро”, то есть золотое яблоко, а французы — “помо д' амур” — яблоко любви. В Мексике помидоры называют туматль. Отсюда другое название – томат. В Европу томат попал в XVI в. Первыми его стали разводить португальцы и испанцы. Потом он попал в Италию. Первоначально томат получил известность как декоративное и лекарственное растение. Только в конце XVIII – начале IXX столетия это растение было признано как овощная культура.

Ведущая

Внимание. Это растение очень известно. Более 400 лет оно прославило себя как военное средство. Рано утром осенью 1532 г. испанские конкистадоры вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы, на их стороне было превосходство в численности войска, в вооружении, в боевой выучке. И, наверное, бой действительно бы закончился победой испанцев, если бы южноамериканские индейцы не прибегли к помощи этого растения. Приблизившись к войскам завоевателей, индейцы на тлеющие угли жаровен сыпали порошок этого растения. В небо взвивались струйки белого едкого дыма. Ветерок понес их в сторону противника, и во вражеском войске началась паника. Солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. Так это растение помогло одержать победу. О каком растении из семейства пасленовых шла речь? (Перец).

Учитель

Перец привез из Америки в Европу Христофор Колумб. В России он впервые упоминается в 1616 г. Содержит витамины, на вкус бывает разный: сладкий, острый и жгучий. Чем больше в нем содержится вещества под названием капсанцин, тем острее перец.

Ведущая

Следующий вопрос нам зададут медики.

Медик

Какое растение называют “одурь”, “дурь-трава”, “бесиво”? Эти названия связаны с действием, которое оказывает на организм это растение. Сильное, нервное возбуждение делает поведение человека непредсказуемым: он бредит, бегает, истерически смеется, прыгает. У этого растения стебель и листья покрыты железистыми волосками. Об этом растении существует загадка: “У тропы стоит неряха, на ней липкая рубаха, на плече кулик узорный до краев с отравой черной”. Как называется это растение? (Белена).

Медик

Да, это белена ядовитое растение семейства пасленовых. Отсюда народное выражение “белены объелся”, “взбеленился”.

Учитель

Английский драматург В.Шекспир в трагедии “Гамлет” описал действие яда белены, с помощью которого был убит отец Гамлета.

“…когда я спал в садуВ свое послеобеденное времяВ мой уголок прокрался дядяС проклятым соком белены во флягеИ мне в ушную полость влил настой;Чье действие в таком раздоре с кровью,Что мигом обегает, словно ртуть,Все внутренние переходы тела,Створаживая кровь, как молоко,С которым каплю уксуса смешали.Так было и со мной…” —

рассказывает Гамлету призрак отца.

Медик

Ребята, в медицине в малых дозах белену используют как лекарственное средство. Она входит в состав лекарств как успокаивающее, обезболивающее средство. Так же к ядовитым растениям семейства пасленовых относят белладонну, дурман. Мы работаем в тесной связи с зоологами и выяснили, что эти растения хорошие помощники в борьбе с насекомыми-вредителями.

Учитель

Много ядовитых веществ содержат листья табака, который относится к семейству пасленовых.

(Работа по учебнику). Пользуясь материалом учебника подготовить ответ на вопрос, какое действие на организм оказывают ядовитые вещества? (Повреждение органов дыхания, разрушение кровеносных сосудов, сердца).

Медик

Особенно ядовит никотин. Курить для здоровья опасно! Курение подрывает здоровье человека.

(Подводятся итоги игры).

Ведущая

Наше путешествие продолжается.

Учитель

Давайте отправимся в краеведческий музей.

Экскурсовод

На территории Ростовской области произрастает большое количество растений семейства пасленовых. Пищевые растения составляют – 29% посевных площадей. Технические растения (табак, махорка) не выращиваются. А декоративные встречаются довольно часто на клумбах в городах, возле школ, жилых домов. Но будьте осторожны с ядовитыми растениями, которые произрастают в Ростовской области (белена, дурман, белладонна).

Учитель

Теперь, ребята, когда вы познакомились с таким многообразием растений семейства пасленовых давайте выполним следующую работу.

Пользуясь таблицей, рисунками на доске выделить главные отличительные признаки цветка и плода семейства пасленовых. Строение цветка запишите формулой в тетради.

(Проверяется работа у доски).

Строение цветка – Ч5Л5Т5П1.

Плод – ягода, коробочка.

Ядовитые растения — белена, белладонна (красавка), дурман.

Для закрепления предлагается выполнить тест:

1. Покрытосеменным растениям систематики дали второе название:

а) многоклеточные;б) цветковые;в) ввозные;г) наземные.

2. Все цветковые растения объединяют в два класса:

а) однодольные и двудольные;б) голосеменные и покрытосеменные;в) крестоцветные и бобовые;г) пасленовые и бобовые.

3. Растения семейства крестоцветных:

а) овес, рожь, пшеница;б) сурепка, капуста, репа;в) левкой, хрен, редька;г) соя, клевер, донник.

4. Строение цветка семейства крестоцветных:

а) Ч4Л4Т4+2П2П1;б) Ч5Л2+3Т9+1П1;в) Ч5Л5Т5П1;г) Ч5Л5П1.

5. Растения семейства бобовых:

а) редька, репа, капуста;б) астра, василек, одуванчик;в) горох, фасоль, бобы;г) томат, белена, дурман.

6. Семейство бобовых насчитывает:

а) 3000 видов;б) 2500 видов;в) 2000 видов;г) 12000 видов.

7. Строение цветка семейства бобовых:

а) Ч5Л5П1;б) Ч4Л4Т4+2П1;в) Ч5Л5Т5П1;г) Ч5Л2+3Т9+1П1.

8. Растения семейства пасленовых:

а) репа, капуста, редис;б) горох, бобы, фасоль;в) томат, белена, дурман;г) одуванчик, василек.

9. Строение цветка семейства пасленовых:

а) Ч4Л4Т4+2П1;б) Ч5Л5Т5П1;в) Ч5Л5Т П1;г) Ч5Л2+3Т9+1П1.

После теста предлагается учащимся разгадать кроссворд по теме “Пасленовые”. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

  1. Однолетнее сорное растение с мелкими черными плодами-ягодами. (Паслен) .

  2. Вид табака с желто-зеленоватыми цветками. (Махорка).

  3. Однолетнее растение с крупными белыми цветами. (Дурман).

  4. Многолетнее травянистое ядовитое растение с черными плодами. (Белладонна).

  5. Культурное травянистое растение, разводимое ради клубней, содержащих крахмал. ( Картофель).

  6. Однолетник с несочными красными плодами, которые применяются как пряность. (Перец).

Итог урока

Домашнее задание

infourok.ru

Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс

№ учеб. элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

Оценка

УЭ-0

Интегрирующая цель: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению.

Внимательно прочитай цель урока.

Приложение.

 
УЭ-1

Цель: определить исходный уровень знаний по теме: “ Семейство Розоцветные”.

1. Игра “Шляпа”: я предлагаю вам взять из моей шляпы карточку с названием растения и определить, относится ли это растение к семейству Розоцветные, а если нет, то к какому изученному нами семейству оно относится?

2. Вставьте пропущенные слова:

У растений семейства розоцветных цветок имеет……………………околоцветник, чашечка состоит из…..свободных чашелистиков, венчик состоит из …..свободных лепестков, тычинок….., пестиков…..или….. .

3. Обведите номера признаков, которыми обладают представители семейства розоцветных:

  1. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок.
  2. Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 лепестков.
  3. В цветке пестиков много или 1.
  4. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.
  5. В цветке много тычинок.
  6. Венчик цветка раздельнолепестной, состоит из 5 лепестков одинаковой формы.
  7. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
  8. Чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков.

Работаем с учителем. За каждый правильный ответ поставьте себе в графу “Оценка” карандашом 1 балл.

Внимательно почитайте текст, карандашом впишите недостающие слова или цифры.

Самопроверка.

Ответы и критерии оценивания на 6,7,8 слайде презентации. Поставьте себе полученную оценку,

Работайте самостоятельно.

Взаимопроверка.

Ответы и критерии оценивания на слайде. Поставьте полученную Вами оценку в графу “оценка”.

Слайд 9 презентации.

 
УЭ-2 Цель: получить представление об отличительных признаках растений семейства Паслёновых.

1. Отгадайте загадки:

Цветок – напрасный, Ягода красна, Плод – опасный, Ягода вкусна. А поле всё засажено. Режь да соли! Ешь да хвали! Вот так диковина: Помидору – брат,

На ветке – морковина! А кумачу не рад: Висит, краснеется – Он в лиловой рос одёжке, На солнце греется. Не краснеет даже в лёжке.

А) Как вы думаете, почему именно эти загадки предлагаю я вам?

Работайте устно индивидуально, за каждый правильный ответ. 1 балл.  
 

2. Запишите в тетради число и тему урока.

3 Внимательно прослушайте объяснение учителя.

А) К какому классу Покрытосеменных относится это семейство и почему? Б) Назовите признаки этого класса из предложенных на 11 слайде презентации.

Работайте индивидуально.  
 

4. Посмотрите видео сюжет: “Признаки семейства Паслёновых”

А) Запишите формулу цветка Паслёновых к себе в тетрадь. Б) Соберите из расположенных на доске карточек правильную формулу цветка паслёновых. В) Какая из диаграмм цветка на 12 слайде презентации характеризует цветок Паслёновых?

5. Посмотрите видео сюжет “Многообразие растений семейства Паслёновых”.

А) Что общее объединяет все названные растения в одно семейство?

За правильный ответ - 3 балла.

Работайте индивидуально с учителем.

За каждый правильный ответ

2 балла. Не забудьте поставить оценку.

 

 

6. Внимательно просмотрите слайды с 1 по15 электронного учебника “Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Кирилл и Мефодий”, и прослушайте сообщения своих одноклассников о некоторых представителях Паслёновых (картофеле обыкновенном, томате съедобном, перце сладком, табаке настоящем), делая краткие записи в тетрадь.

Работайте индивидуально. Можете задавать вопросы выступающим.

За подготовку сообщения-5 баллов.

 

УЭ-3

Цель: отработать умения по распознаванию

отличительных признаков растений семейства Паслёновых.

1. Выполните итоговое тестирование по электронному учебнику в тетради, параллельно с одним учащимся класса, работающем на компьютере. Слайд №16.

2. Выполните лабораторную работу “Определение растения семейства Паслёновых по определительной карточке”. Запишите тему и ход лабораторной работы в тетрадь.

Параллельно, 1 ученик работает по определителю растений на СД диске “Лабораторный практикум 6-11 класс. Биология.

Самопроверка.

Критерии оценки-компьютер и помощь учителя.

Выставьте оценку в графу.

Работайте в парах с гербарием и определительной карточкой. После определения проверьте верность полученного результата у учителя. Полученную оценку поставьте в графу “оценка”.

 

УЭ-4

Подведение итогов урока.

Цель: определить уровень усвоения знаний, умений и навыков по теме “Семейство Паслёновые”.

  1. Выполнение теста по теме “Семейство Паслёновых”. Презентация. Слайд №13-20.
Работайте индивидуально в тетради. Последние 2 задания-по желанию. За правильно выполненное задание по 1 баллу. Самопроверка.  

УЭ-5

Цель: скорректировать знания по теме.

I. 1. Работа со слайдом презентации №21-22 “Открой картинку”.

2. Работа со слайдами презентации №23, 24 “Лишнее растение”.

II. Подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цель урока (УЭ-0).
  2. Достигли ли вы цель урока?
  3. Чему вы научились сегодня на уроке?
  4. Как вы учились?
  5. Что помогало и что мешало вашей работе на уроке?
  6. Что вам понравилось, и что не понравилось на уроке? Почему?
  7. Оцените свою работу по следующим критериям:
  8. Если вы набрали26-34 и более баллов – оценка “5” – молодец! 20-25 баллов – оценка “4”. 14-19 баллов – оценка “3”. Менее 14 баллов – оценка “2”, но не огорчайтесь, у вас ещё будет возможность исправить положение.

  9. Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:
  10. Если оценка за урок “5”– составь благодарственное письмо любому насекомому от имени любого паслёнового растения.

    Если оценка за урок “4”– придумай рекламу паслёновому растению или составь кроссворд.

    Если оценка за урок “3” и менее, то, к сожалению, вы плохо усвоили тему, поэтому повторите §49 и ответьте на вопросы после §.

Работайте устно вместе с классом и учителем. Правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл.

Слайд презентации №25.

Индивидуальная работа.

Результат внесите в графу “оценка”.

Слайд презентации №26.

Запишите домашнее задание в дневник.

Слайд презентации №27.

 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Класс Двудольные. Семейство Паслёновые

Разделы: Биология

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование: таблица «Паслен черный», гербарии растений семейства Пасленовые, рисунки растений семейства паслёновых, раздаточный материал магнитная доска, магниты.

Цель урока:

  • а) образовательные: изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого се­мейства для человека
  • б) развивающие: способствовать развитию логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение, развивать умения работать с учебником и натуральными объектами; научить делать самостоятельные выводы и обобщения; продолжить формировать уме­ние составлять морфологическое описание растения, выделять основные признаки внешнего строения семейства Пасленовые, записывать и читать формулы цветка
  • в) воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания

  1. Что изучает наука систематика? Систематика – отрасль биологии, занимающаяся распределением живых организмов по группам на основе сходства и родства, т.е. классификацией.
  2. Что такое вид? Вид – группа особей, имеющих сходное происхождение, строение и жизнедеятельность
  3. Каковы признаки классов однодольных и двудольных растений?
Признаки Растения
Однодольные Двудольные
Количество семядолей    
Корневая система    
Стебель    
Жилкование    
Цветок    
Околоцветник    
  1. По каким признакам объединяются растения в роды?
  2. По каким признакам объединяются растения в семейства?
  3. Какими семействами растений вам знакомы?

Эти знания являются опорными для сегодняшнего урока. Они нам помогут усвоить новую тему.

Тема нашего урока: Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. (слайд1)

II. Изучение новой темы.

Учитель: К семейству пасленовые относятся около 3 тысяч видов и 90 родов, распространенных по всей суше, за исключением приполярных тундр. Наибольшего

разнообразия в тропиках Южной Америки. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий. (слайд 3)

Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного, о котором нам сегодня расскажут (слайд 6,7,8)

Строение цветка.

Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля (к доске вызывается ученик, который рассказывает о строении цветка картофеля и записывает формулу цветка)

Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П1 –

правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.

Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.

Строение плода.

Учитель демонстрирует плоды томата, болгарского перца, картофеля и задаёт вопрос:

Что вы можете сказать о плодах?

Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом.

Особенности строения вегетативных органов.

Учитель: листья простые, без прилистников, листорасположение очередное, жилкование сетчатое.. Листовая пластинка может быть цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), или рассечённой (картофель, томат). Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты).

Учитель: какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?

(Стержневая)

Учитель: давайте вместе с вами дадим систематическое положение Петунии гибридной (характеризуют обучающиеся) ( проверка слайд 23)

Систематическое положение отдельных представителей семейства Паслёновые

Царство -Растения

Отдел - Цветковые, или покрытосеменные

Класс - Двудольные

Семейство - Паслёновые

Род - Петуния

Вид - Петуния гибридная

Составьте в тетрадях таблицу «Характеристика семейства Пасленовые»

Признак Семейство Пасленовые
Формула цветка  
Соцветие  
Плод  
Жилкование листьев  
Характеристика листа (простой, сложный)  
Корневая система  
Представители  
Значение  

III. Закрепление. Решить кроссворд «Семейство пасленовые»

Кроссворд «Семейство паслёновые»

9                   4            
                        2        
        6                        
            7   1                
                                 
      5                          
                                 
                                 
                    3            
                                 
                                 

По горизонтали:

1. Очень известное растение семейства, в пищу употребляют его плоды красного, желтого и зеленого цвета. Из этих плодов также изготавливают сок. 3. Ядовитое растение про которое говорят «…………» объелся 5. Родина картофеля 8. Листья этого растения изготавливают для изготовления сигарет

По вертикали:

2. Самое известное растение семейства 4. Название плода многих пасленовых. 6. Органическое вещество, содержащееся в клубнях картофеля. 7. Растение семейства, имеющее или очень горькие или сладковатые плоды. 9. Красивоцветущее растение выращиваемое на клумбах

Ответы:

1. томат, 2.картофель 3 белена, 5 Америка, 8 табак 2. картофель, 4. ягода, 6. крахмал, 7. перец, 9. петуния

IV. Домашнее задание.

§ 44. вопросы 1-4. Рабочая тетрадь задания 2,3,4,5.

Подготовить сообщение об одном из растений семейства пасленовые 

Приложение

Презентация

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai






23.10.2014
14.10.2014
13.10.2014
Статьи

  
Vershok-Koreshok | Все права защищены © 2018 | Карта сайта