Главная  О Компании     Новости Контакты

Всероссийская олимпиада школьников. Русский язык. Школьный этап. 5-11 класс. Какой овощ носит всегда с собой черепаха


СКАЗКИ ГОВОРЯТ ТОЛЬКО ПРАВДУ - Литературное чтение 4 клас - Н.Г. Гавриш

СКАЗКИ ГОВОРЯТ ТОЛЬКО ПРАВДУ

Разминка

Отгадай загадку.

Бусы женщин украшают, все об этом твёрдо знают.

Чтоб мужчинам их носить, нужно что-то отцепить.

Что? Скорее говори! я считаю: раз, два, три...

 Ответь на вопросы.

1. Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти? 2. Для чего может послужить автомобилисту половинка горошины? 3. Какой хищник всегда прячется в клевере? 4. Какой овощ всегда с собою носит черепаха? 5. Цветок настурция прячет целую страну, какую?

Читаем

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ

Жил-был принц, он хотел взять себе в жёны принцессу, да только настоящую принцессу. Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было что-то не то; принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке. Вот и воротился он домой и очень горевал: уж так ему хотелось настоящую принцессу.

Как-то ввечеру разыгралась страшная буря: сверкала молния, гремел гром, дождь лил как из ведра, ужас что такое! И вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошёл отворять.

У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с её волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса.

«Ну, это мы разузнаем!» - подумала старая королева, но ничего не сказала, а пошла в опочивальню, сняла с кровати все тюфяки и подушки и положила на доски горошину, а потом взяла двадцать тюфяков и положила их на горошину, а на тюфяки ещё двадцать перин из гагачьего пуха.

На этой постели и уложили на ночь принцессу.

Утром её спросили, как ей спалось.

- Ах, ужасно плохо! - отвечала принцесса. - Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чём-то твёрдом, и теперь у меня всё тело в синяках! Это просто ужас что такое!

Тут все поняли, что перед ними настоящая принцесса. Ещё бы, она почувствовала горошину через двадцать тюфяков и двадцать перин из гагачьего пуха! Такой нежной может быть только настоящая принцесса.

Принц взял её в жены, ведь теперь-то он знал, что берёт за себя настоящую принцессу, а горошина попала в кунсткамеру1, где её можно видеть и поныне, если только никто её не стащил. Знайте, что это правдивая история!

X. К. Андерсен

• Эта сказка волшебная или нет?

• Как выглядела принцесса, которая утверждала, что она - принцесса настоящая? Найди и прочитай.

• Как ты думаешь, в каких ситуациях можно употребить выражение принцесса на горошине? Приведи примеры.

1 Кунсткамера - музей, собрание редкостей, диковинных предметов.

• Как ты понимаешь смысл выражения просто ужас что такое? Замени его одним словом.

• Составьте в классе план сказки и перескажите её по составленному плану.

• Рассмотри иллюстрации художника Владимира Конашевича к сказкам Андерсена. Знаешь ли ты эти сказки? Назови их. Какую из этих сказок вы прочитали в прошлом году в классе на уроках?

Давай поиграем

Обратись в библиотеку и найди сказки Х. К. Андерсена. Составь викторину с такими заданиями.

1. Из какой сказки этот отрывок: ... ?

2. Кто из сказочных героев сказал такие слова: ... ?

3. По отрывку вспомни название сказки: ... ?

Разминка

- Прочитай слова и выбери волшебные предметы, которые встречаются в сказках. Назови эти сказки.

Волшебная палочка, коньки, ступа, зеркало, шапка-невидимка, рукавичка, плащ, скатерть-самобранка, кружка, клубок ниток, метла, живая и мёртвая вода.

Научись читать быстро, чётко и выразительно.

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке.

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

Из трёх садовых леечек.

С. Маршак

Отгадай загадку.

Три братца пошли купаться, два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли.

Читаем

ПОДАРКИ ФЕИ

Жила когда-то на свете вдова, и были у неё две дочери. Старшая - вылитая мать: то же лицо, тот же характер. Смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше.

А младшая дочка была вся в покойного отца - добрая, приветливая, кроткая, да к тому же ещё красавица, каких мало.

Обычно люди любят тех, кто на них похож. Поэтому-то мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла её работать с утра до ночи, а кормила на кухне.

Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был, по крайней мере, в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды.

Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться.

- Пейте на здоровье, тётушка, - сказала добрая девушка.

Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтоб удобнее было пить.

Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:

- Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про неё рассказывают.) Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадёт с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай!

Когда девушка пришла домой, мать стала бранить её за то, что она замешкалась у источника.

- Простите, матушка, - сказала бедная девушка. - Я нынче и вправду запоздала.

Но едва только она проронила эти слова, как с губ её упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.

- Смотрите-ка! - сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. - Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга... Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)

Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всём, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с её уст.

- Ну, если так, - сказала мать, - надо мне послать к источнику и старшую дочку... А ну-ка, Фан

ukrlit.net

Всероссийская олимпиада школьников. Русский язык. Школьный этап. 5-11 класс

Всероссийская олимпиада школьников. 2015-2016гг

Русский язык

Школьный этап

7-8 класс

1. В какой из пар рифмы нет?

Алфавит - позвонит

Повод - газопровод

Документ - инструмент

Завидно - обидно

Каталог – некролог

2. Даны пары слов. В каких из них слова состоят из одинаковых звуков?

лес – сел, лезь – сель, лес – съел, лес – сель, лезь – сел.

3. Вглядитесь в эти слова: что в них общего? Выскажите предположение, что общего в значениях этих слов?

Говядина и ковбой

Гладиатор и гладиолус

4. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Назовите возможные пунктуационные варианты. Укажите особенности интонации каждого варианта в отдельности.

1) Брат купил другие акварельные краски.

2) Пришлось учиться работать на заводе.

5. Определите, каким словом заканчивается придуманная журналистом и поэтом Ильёй Фоняковым фраза: «Тарту дорог как город…»

а) встреч

б) побед

в) разлук

г) утрат

д) удач.

Как называются подобные фразы? Приведите пример такой фразы.

6. Какими частями речи могут быть слова ПРОСТОЙ, ГНЕТ, ПИЛА? Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи.

7. Какое из этих прилагательных по составу отличается от остальных? Ответ обоснуйте.

ПЛОСКИЙ, БРОСКИЙ, ВЕСКИЙ, ПЕРМСКИЙ, МАЙСКИЙ.

8. В общественном транспорте звучит объявление: «УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ! В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВАШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ, НАХОДЯСЬ НА ОСТАНОВОЧНОМ ПУНКТЕ, НЕ ПРИБЛИЖАЙТЕСЬ К ДВИЖУЩЕМУСЯ ТРАНСПОРТУ ДО ЕГО ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ». Что здесь неправильно с точки зрения русского языка?

9. Реши лингвистическую задачу?

Вчера я видел Шляфер, а сегодня – Шляфера. Когда я видел сестру, а когда брата?

10. В древнерусском языке корень – ВОНЬ - обозначал не неприятный запах, а запах вообще. Какими фактами современного русского языка можно это подтвердить?

11. Составьте пословицы, используя части выражений из первой и второй колонок.

ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ

ДЕЛУ ВРЕМЯ И ВЕСНА НЕ КРАСНА

ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС МУЖИК НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ

ЗА ВСЕ БРАТЬСЯ ЧТО ТОПОР НЕТОЧЕНЫЙ

СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА НЕ ГОВОРИ, ЧТО НЕ ДЮЖ

МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ ПОТЕХЕ ЧАС

ЧЕЛОВЕК НЕУЧЕНЫЙ ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ

НА ЧУЖОЙ СТОРОНЕ ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ

12. Когда-то на Руси был обычай: хозяева, накормив уходящих гостей, снимали скатерть со стола и клали им под ноги. Люди уходили из дома по скатерти. Потом её разрывали на кусочки и, махая, показывали, что след ушедшего, а значит, и память о нём, остались в доме. Обычай этот давно утрачен, но отголосок его сохранился в языке. Назовите фразеологизм, в котором отражена давняя традиция проводов гостей. Изменился ли со временем его смысл? Назовите его.

13.Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе)

А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха?Б) Какие конфеты содержат мел?В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?Г) Какое животное жить не может без уроков?Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

Всероссийская олимпиада школьников. 2015-2016 учебный год.

Школьный этап.

Русский язык.

5-6 классы.

Вопросы

  1. Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его и объясните причину выбора.

Рыбак, пятак, простак, чужак, казак

  1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду. Выбор объяснить.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

  1. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе были только формы одного и того же слова.

Час, читаю, везите, читал, везти, часы, читка, военный завод, чтец, все были дома, военная походка, прошёл мимо, читки, более скорый, пройдёт мимо дома, скорый, скорее, шум в доме.

  1. Подберите слова, различающиеся одним согласным звуком (звонким или глухим). Первое означает «ЖИВОТНОЕ, ЖИВУЩЕЕ ПОД ЗЕМЛЁЙ»; второе — «ПЕЩЕРА — ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИСКУССТВЕННАЯ».

  1. Перед вами слова МЕЛИ, ОКУНИ, ПРЯДИ, СОЛИ. В чём их особенность?

  1. У Александра Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущённый жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за БЕЛЕНА и к кому в народе относят следующие слова: «Он точно белены объелся?»

  1. Слова БАЗАР и РЫНОК — синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что значат выражения ПТИЧИЙ БАЗАР и ПТИЧИЙ РЫНОК?

  1. Подберите антоним к слову ЖИВОТ, встречающемуся в выражениях: ЖИВОТА НЕ ЖАЛЕТЬ, ЖИВОТ ПОЛОЖИТЬ. Укажите значение этих фразеологизмов.

  1. Иногда мы употребляем выражение «От А до Я», что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 г.) в этом случае говорили «От аза до ижицы»?

  1. С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.

Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.

  1. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

а) [ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

б) [ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

в) [т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

  1. Расставьте ударение в данных ниже словах:

Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.

  1. Когда-то на Руси был обычай: хозяева, накормив уходящих гостей, снимали скатерть со стола и клали им под ноги. Люди уходили из дома по скатерти. Потом её разрывали на кусочки и, махая, показывали, что след ушедшего, а значит, и память о нём, остались в доме. Обычай этот давно утрачен, но отголосок его сохранился в языке. Назовите фразеологизм, в котором отражена давняя традиция проводов гостей. Изменился ли со временем его смысл? Назовите его.

  1. Какими частями речи могут быть слова ПРОСТОЙ, ГНЕТ, ПИЛА? Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи.

  1. Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе)

А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха?Б) Какие конфеты содержат мел?В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?Г) Какое животное жить не может без уроков?Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

Всероссийская олимпиада школьников. 2015-2016 учебный год.

Школьный этап.

Русский язык.

5-6 классы.

Продолжительность – 60 минут.

Вопросы

  1. Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его и объясните причину выбора.

Рыбак, пятак, простак, чужак, казак

Ответ. Казак (1б)

  1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду. Выбор объяснить.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

Ответ. Фиолетовый (1б)

  1. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе были только формы одного и того же слова.

Час, читаю, везите, читал, везти, часы, читка, военный завод, чтец, все были дома, военная походка, прошёл мимо, читки, более скорый, пройдёт мимо дома, скорый, скорее, шум в доме.

Ответ. Читаю — читал, час — часы, везти — везите, читка — читки, чтецы — чтец, военный (завод) — военная (походка), прошёл (мимо) — пройдёт (мимо дома), все были дома — шум в доме, скорый — более скорый — скорее (5б)

  1. Подберите слова, различающиеся одним согласным звуком (звонким или глухим). Первое означает «ЖИВОТНОЕ, ЖИВУЩЕЕ ПОД ЗЕМЛЁЙ»; второе — «ПЕЩЕРА — ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИСКУССТВЕННАЯ».

Ответ Крот - грот (1б)

  1. Перед вами слова МЕЛИ, ОКУНИ, ПРЯДИ, СОЛИ. В чём их особенность?

Ответ. При переносе ударения с последнего слога на первый глаголы мели′, окуни′, пряди′, соли′ превратятся в имена существительные: ме′ли, о′куни, пря′ди, со′ли. (1б)

  1. У Александра Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущённый жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за БЕЛЕНА и к кому в народе относят следующие слова: «Он точно белены объелся?»

Ответ Белена′ - ядовитое растение семейства пасленовых. Белены объелся — обезумел (связано с симптомами отравления беленой) (1б)

  1. Слова БАЗАР и РЫНОК — синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что значат выражения ПТИЧИЙ БАЗАР и ПТИЧИЙ РЫНОК?

Вывод. Птичий базар — место массовых птичьих гнездовий на морском берегу; Птичий рынок — место, где производится продажа животных и птиц (топоним в Москве). (1б)

  1. Подберите антоним к слову ЖИВОТ, встречающемуся в выражениях: ЖИВОТА НЕ ЖАЛЕТЬ, ЖИВОТ ПОЛОЖИТЬ. Укажите значение этих фразеологизмов.

Ответ. Антоним к слову живот (жизнь) — смерть. Данные фразеологизмы имеют значение: не бояться (не страшиться) смерти, идти на смерть. (2б)

  1. Иногда мы употребляем выражение «От А до Я», что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 г.) в этом случае говорили «От аза до ижицы»?

Ответ. До реформы русской графики (1918 год) первой буквой в азбуке была буква аз, а последней ижица (1б)

  1. С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.

Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.

Ответ. Красивый тюль (м.р.), строгое жюри (ср.р.), большое фойе (ср.р.), вкусная кольраби (ж.р.), знаменитая фамилия (ж.р.), черный рояль (м.р.), крепкий кофе (м.р.), новое пальто (ср.р.) (2б)

  1. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

а) [ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

б) [ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

в) [т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

Ответ. Звук [ж] встречается 5 раз.

Звук [ш] встречается 4 раза.

Звук [т] встречается 10 раз. (4б)

  1. Расставьте ударение в данных ниже словах:

Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.

Ответы

Алфави′т, парте′р, сре′дства, шофе′р, положи′л, краси′вее, докуме′нт, киломе′тр, слу′чай, хозя′ева. (5б)

Русский язык

Школьный этап

7-8 класс

Продолжительность – 90 минут

1. В какой из пар рифмы нет?

Алфавит - позвонит

Повод - газопровод

Документ - инструмент

Завидно - обидно

Каталог – некролог

Ответ. ПОвод – газопроВОД – 5 баллов

2. Даны пары слов. В каких из них слова состоят из одинаковых звуков?

лес – сел, лезь – сель, лес – съел, лес – сель, лезь – сел.

Ответ. Лезь – сель. - За правильно выбранную пару – 5 баллов

3. Вглядитесь в эти слова: что в них общего? Выскажите предположение, что общего в значениях этих слов?

Говядина и ковбой

Гладиатор и гладиолус

Ответ. Говядина и ковбой

Начальные звукосочетания гов- и ков- похожи по звучанию 1 балл

Слово говядина произошло от старинного слова говядо, которое означало «крупный рогатый скот» а слово говядо, в свою очередь, произошло от слова гов. В некоторых других языках этот же корень выглядит как ков-. Обозначает он корову. А в Америке этот корень сросся с корнем бой, что значит «парень». Словом ковбой называют конного пастуха, охраняющего стадо коров - 4 балла за развернутый ответ.

Гладиатор и гладиолус

Оба слова начинаются с глади- 1 балл.

Латинские слова гладиолус и гладиатор имеют общий корень «gladius», что в переводе на русский язык означает «меч» - 4 балла за развернутый ответ.

Максимальное количество – 10 баллов.

4. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Назовите возможные пунктуационные варианты. Укажите особенности интонации каждого варианта в отдельности.

1) Брат купил другие акварельные краски.

2) Пришлось учиться работать на заводе.

1) Брат купил другие акварельные краски (акварельные краски у брата были) 1балл; Брат купил другие, акварельные краски (акварельных красок у брата не было) 1 балл. Второе определение поясняет первое. В последнем предложении определения читаются с интонацией перечисления. 1 балл

2) Пришлось учиться работать на заводе (учиться чему? – работать на заводе; в предложении однородных членов нет) 1 балл; Пришлось учиться, работать на заводе (совмещать работу и учебу; учиться и работать - однородные члены, 1балл читаются с перечислительной интонацией).) 1 балл

Максимальное количество - 6 баллов

5. Определите, каким словом заканчивается придуманная журналистом и поэтом Ильёй Фоняковым фраза: «Тарту дорог как город…»

а) встреч

б) побед

в) разлук

г) утрат

д) удач.

Как называются подобные фразы? Приведите пример такой фразы.

Ответ. Придуманная И.Фоняковым фраза – палиндром, т.е. перевёртыш, читающийся одинаково слева направо и справа налево (1 балл). Таким образом, получается «Тарту дорог как горд утрат». (1 балл) Другие примеры: А роза упала на лапу Азора и др (1балл) Максимальное количество - 6 баллов

6. Какими частями речи могут быть слова ПРОСТОЙ, ГНЕТ, ПИЛА? Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи.

Ответ. Слово простой – прилагательное или существительное. Простой пример, простой на заводе.

Слово гнет – глагол или существительное. Гнет железный прут, положить под гнет (или рабский гнет).

Слово пила – глагол или существительное. Пила воду, стальная пила.

За определение части речи – по 1 баллу за каждое слово.

За составление словосочетаний – 6 баллов (по 1 баллу за каждое).

Максимальное количество – 12 баллов.

7. Какое из этих прилагательных по составу отличается от остальных? Ответ обоснуйте.

ПЛОСКИЙ, БРОСКИЙ, ВЕСКИЙ, ПЕРМСКИЙ, МАЙСКИЙ.

Ответ .

Плоский – 1 балл

Остальные прилагательные образованы суффиксальным способом:

Броский, веский – суффикс - к - 2 балла

Пермский, майский – суффикс - ск- 2 балла

В прилагательном плоский К входит в корень. 1 балла

Максимальное количество – 6 баллов.

8. В общественном транспорте звучит объявление: «УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ! В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВАШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ, НАХОДЯСЬ НА ОСТАНОВОЧНОМ ПУНКТЕ, НЕ ПРИБЛИЖАЙТЕСЬ К ДВИЖУЩЕМУСЯ ТРАНСПОРТУ ДО ЕГО ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ». Что здесь неправильно с точки зрения русского языка?

Ответ.

В объявлении неправильно употреблено притяжательное местоимение ваш. Упоминаемая здесь безопасность относится к тому же лицу, которое «находится» и «приближается». Следовательно, надо сказать: « Уважаемые пассажиры! В целях обеспечения своей безопасности… не приближайтесь…». Другой возможный вариант – сказать: «Уважаемые пассажиры! В целях обеспечения вашей безопасности советуем вам…не приближаться…». (2б)

9. Реши лингвистическую задачу?

Вчера я видел Шляфер, а сегодня – Шляфера. Когда я видел сестру, а когда брата?

Ответ.

Шляфер – иноязычная фамилия, оканчивающаяся на согласную букву. В соответствии с правилом иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласную, не склоняются, т.е. видел Шляфер – значит, видел сестру, а видел Шляфера – брата (мужская фамилия склоняется) (2 балла)

10. В древнерусском языке корень – ВОНЬ - обозначал не неприятный запах, а запах вообще. Какими фактами современного русского языка можно это подтвердить?

Ответ.

О том, что у наших предков корень -вонь- имел значение «запах» (вообще), а не «неприятный запах», говорит наличие в современном русском языке слов «зловоние» и «благовоние» (1 балл)

11. Составьте пословицы, используя части выражений из первой и второй колонок.

ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ

ДЕЛУ ВРЕМЯ И ВЕСНА НЕ КРАСНА

ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ

ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС МУЖИК НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ

ЗА ВСЕ БРАТЬСЯ ЧТО ТОПОР НЕТОЧЕНЫЙ

СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА НЕ ГОВОРИ, ЧТО НЕ ДЮЖ

МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ ПОТЕХЕ ЧАС

ЧЕЛОВЕК НЕУЧЕНЫЙ ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ

НА ЧУЖОЙ СТОРОНЕ ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ

Ответ.

Взялся за гуж - не говори, что не дюж; делу время - потехе час; гром не грянет - мужик не перекрестится; чем дальше в лес, тем больше дров; за все браться - ничего не делать; скучен день до вечера, коли делать нечего; маленькое дело лучше большого безделья; волков бояться - в лес не ходить; человек неученый - что топор неточеный; на чужой стороне и весна не красна. (5 баллов)

12. Когда-то на Руси был обычай: хозяева, накормив уходящих гостей, снимали скатерть со стола и клали им под ноги. Люди уходили из дома по скатерти. Потом её разрывали на кусочки и, махая, показывали, что след ушедшего, а значит, и память о нём, остались в доме. Обычай этот давно утрачен, но отголосок его сохранился в языке. Назовите фразеологизм, в котором отражена давняя традиция проводов гостей. Изменился ли со временем его смысл? Назовите его.

Ответ.

Скатертью дорога /дорожка/. Смысл изменился: «можете идти, мы вас здесь больше не удерживаем, вы здесь больше не нужны». (1 балл)

infourok.ru

Презентация 1 класс - Занимательные задания по русскому языку «И в ШУТКУ и ВСЕРЬЕЗ»

2,429просмотров

Текст этой презентации

Слайд 1

И в ШУТКУ и ВСЕРЬЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Слайд 2

В выделенных словах пропала буква-шалунья. Добавьте к слову нужную букву по смыслу стихотворения.Серый вол, голодный, злой, Бродит по лесу зимой.

Слайд 3

ВОЛК

Слайд 4

Землю роет старый кот, Под землёю он живёт.

Слайд 5

КРОТ

Слайд 6

Бобы - речные плотники, Зубастые работники.

Слайд 7

БОБРЫ

Слайд 8

«КОВАРНАЯ» ВИКТОРИНА ПРО СЛОВАВ состав какого молочного продукта входит коровий рог?

Слайд 9

Слайд 10

Какое животное ходит во фраке?

Слайд 11

Слайд 12

Какой овощ всегда с собою носит черепаха?

Слайд 13

Слайд 14

РЕБУСЫ

Слайд 15

ФОНАРЬ

Слайд 16

Слайд 17

ПЕРЕМЕНА

Слайд 18

Слайд 19

УЧЕНИК

Слайд 20

Слайд 21

КОРОВА

topslide.ru

Интеллектуальная викторина по русскому языку

Цели:

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.

  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

  2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать умение работать в группах.

  2. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация

  2. Набор цветных карточек для собирания фразеологизмов

1Тур –интеллектуальный

1.Глагол – какое у него значение?

Имя прилагательное – что оно означает?

Имя существительное -что оно означает?

2.Какое из этих слов не должно тут быть: убираться, выход, войти, кататься? (Выход)

3.Укажите лишнее: игрушка, прибавить, книга, постер. (Прибавить)

4.Есть ли синонимы к определению «красивый»?

4. Подберите к словам Грусть, Темнота, доброта, вежливость антонимы.

5.Где пишется «о»: дремуч…го, рыж…го, чуж…го, бледнолиц…го? (Чужого)

6.Где не должно быть мягкого знака: жгуч…, реч…, рож…? (Жгуч)

7Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.

8.Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства,

2тур –на сообразительность

1.Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст

2 В каждой группе вычеркните “четвертый лишний” фразеологизм.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

3 Назовите слово по его лексическому значению.

1.Место стоянки судов (пристань)

2.Глава государства (президент)

3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4.Человек, совершивший подвиг (герой)

5.Руководитель предприятия (директор)

6Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

7Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

8Больной, лечащийся у врача (пациент)

9Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

10Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

11Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

12Смотр войск (парад)

13Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

14Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

15Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

16Устное народное творчество (фольклор)

17Машина для уборки хлеба (комбайн)

18Место на реке, где её можно перейти (брод)

19Общая часть родственных слов (корень)

20.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

21Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

22Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

23.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

24.Научный опыт (эксперимент)

25.Научное справочное пособие (энциклопедия)

26.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

27.Герой русских былин (богатырь)

28.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

29.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

30Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

31.Землеройная машина (экскаватор)

32Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

33.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

34.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

4 Хитрые загадки (найти слово в слове).

Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке?

(Средняя часть - л-иней-ка)

Какой овощ всегда с собою носит черепаха?

(Репу - черепаха)

Какое животное жить не может без уроков?

(Сурок)

Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

(Рис - турист)

Какое спортивное сооружение есть в каждой квартире?

Какие насекомые всегда кружатся в хороводе?

(Оводы - хоровод)

Какие конфеты, любимые многими детьми, содержат мел?

(Мармелад и карамель)

С какой рыболовной снастью всегда почему-то ходит оленевод?

(С неводом - оленевод)

Какого хищного зверя всегда можно увидеть в телевизоре, даже в выключенном?

(Льва — телевизор)

5 Фразеологические загадки.

           Отгадайте, о чем идет речь.

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.

  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.

  3. Её набирают в рот, когда молчат.

  4. Его держат за зубами.

3тур –на быстроту(1 минута)

1.Соедини фразеологизм и его объяснение:

  • Море по колено - ничто не страшно.

  • Мухи не обидит - кроткий человек.

  • Как две капли воды - очень похожи друг на друга.

  • Тянуть кота за хвост - надолго затягивать какое-либо решение или дело.

  • Витать в облаках - мечтать.

  • Не разлей вода - дружные ребята.

  • Плясать под чужую дудку - беспрекословно выполнять волю.

  • Водить за нос - обманывать.

  • Сесть на шею - быть обузой для другого человека.

2. Составьте больше слов из букв слова «сообразительность».

4 тур –творческий

Объясни знаками (рисунками) фразу: Летом я был на море.

www.metod-kopilka.ru

У ВАС ЖИВЕТ ЧЕРЕПАХА | Наука и жизнь

Наука и жизнь // Иллюстрации

Среднеазиатская, черепаха и ее потомство. Эти черепахи достигают в длину 20 сантиметров, в отличие от среднеземноморс-ких, имеют невысокий панцирь и по четыре когтя на передних лапах.

Так выглядит подвесной островок в акватеррариуме.

Островок с трапом.

Когда начинается сезон продажи черепах и я вижу, как их несут из зоомагазинов, у меня надолго портится настроение. Будущее почти у всех этих животных, мягко говоря, незавидное. Многие покупают черепах, чтобы у ребенка была игрушка. А игрушку можно не кормить, можно стучать по ней чем вздумается, можно оставить ее на улице или на даче. Однако и те черепахи, на которых не смотрят, как на игрушку, как правило, не вызывают у их владельцев большой любви. А за что их любить? Вечно холодные, с потухшими глазами, неуклюжие, ползают еле-еле, чуть что — прячутся в панцирь. Проходит немного времени, и эти владельцы черепах начинают искать, кому бы их отдать. Есть, конечно, и хорошие хозяева, которые с симпатией относятся к своим питомцам. Но зачастую и они не подозревают, что в их доме оказались поразительные животные.

МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ И НЕПОВОРОТЛИВЫЕ?.. НИЧЕГО ПОДОБНОГО!

Черепахи, как и люди, полагаются в основном на свое зрение. Окружающий их мир полон красок. Разыскивая пищу, они обращают внимание в первую очередь на ее цвет и только потом уже на запах и вкус.

Средиземноморским, балканским и другим черепахам, живущим на суще, особенно нравится все, что имеет красный цвет. Во время опытов наиболее привлекательными для них оказались красные яблоки и бананы, которые они едят, красные лук и сельдерей, которые они никогда не едят, и даже красные кусочки дерева, бумаги, пластмассы. Черепахи относятся благосклонно и к зеленому цвету, но предпочитают светло-зеленые тона темно-зеленым.

Медлительность и неповоротливость черепах вошли в поговорки, которые придумали люди, плохо знающие этих животных.

Среднеазиатские, или степные, черепахи, особенно часто содержащиеся в домашних условиях, поднимаются в горы на высоту до 2000 метров над уровнем моря. Они спокойно ходят по обрывистым каменным террасам. Большеголовые черепахи — жительницы ручьев и речек, текущих среди девственных горных лесов Южного Китая, Бирмы и Индокитайского полуострова, отправившись на охоту, лазают по крутым берегам, по наклонным стволам деревьев, по веткам. Коробчатые черепахи, обитающие на юго-востоке Канады, на востоке, а также в центральных штатах США и в Северной Мексике, оказавшись в неволе, лазают по проволочной сетке загона, высота которого около 80 сантиметров.

Я знала среднеазиатскую черепаху, которая забиралась к своей хозяйке в постель и спала под одеялом возле ее ног. Одна из болотных черепах, сбежавшая из террариума, без труда вскарабкалась по кружевной шторе до самого ее верха.

Особенно шустрыми становятся черепахи, когда настает пора любви. Средиземноморские черепахи-самцы бегают, настойчиво преследуя самок, которые ищут спасения от них в кустах, в густой траве. Однако самцы пускают в ход свои панцири, стучат ими по панцирям своих избранниц, кусают их за ноги и заставляют покинуть убежище. Если на внимание самки претендуют несколько самцов, они хватают друг друга за голову, ноги и могут наносить серьезные раны.

Американские болотные черепахи-самцы добиваются расположения самок по-всякому. Оказавшись возле своих избранниц, они качают опущенной головой из стороны в сторону. Но самый оригинальный их номер такой: изо рта и ноздрей вылетает струя воды, которая точно попадает в физиономии самок.

Еще искуснее ухаживают за самками красноухие черепахи-самцы. Эти черепахи — самые обычные жители акватеррари-умов. В природе они обитают в мелких озерах и прудах с низкими заболоченными берегами на востоке США, а также в северо-восточной Мексике. Влюбленная парочка располагается в воде весьма своеобразно. Самка медленно плывет вперед, а самец, находящийся прямо перед ней, — вспять. При этом его передние лапы с длинными когтями вытянуты вперед, и он ухитряется держать их очень близко от головы самки. В довершение всего лапы самца дрожат, и когти поэтому щекочут подбородок и щеки самки.

УМНЫЕИ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ

Найдется немало людей, которые убеждены, что черепахи не только медлительные, вялые существа, но и тупые. Однако это также не соответствует действительности.

Профессором Леонидом Викторовичем Крушинским были проведены эксперименты, насколько мне известно, единственные в мире, доказавшие, что у черепах есть разум, что они способны думать. Кроме черепах в экспериментах участвовали самые разные птицы и звери. Всем им задавали одну и ту же логическую задачу. Все они должны были сообразить: куда исчезла еда?

Первую черепаху, как и остальных потом, внесли в комнату и оставили возле кормушки. Черепаха подошла к ней, стала есть. Но прошло несколько минут, и кормушка начала медленно двигаться по рельсу влево. Черепаха пошла за ней. И тут произошло неожиданное — лакомство исчезло из ее поля зрения: кормушка скрылась за деревянной ширмой. Теперь все зависело от умственных способностей черепахи. Чтобы продолжить завтрак, она должна была сообразить, в каком направлении продвигается еда.

Голуби и полевки, которым эту задачу предложили раньше, чем черепахе, не смогли ее решить. Кролики, лишившись еды, прыгали, сами не зная куда. Куры искали зерна, которые только что клевали, там, где они исчезли. А утки, поискав еду, пытались пробраться к ней через деревянную ширму, не понимая, что сделать это невозможно.

В отличие от всех них черепаха пошла вдоль ширмы влево и продолжила завтрак.

В экспериментах участвовали как живущие на суше, так и обитающие в воде черепахи — европейские болотные и каспийские. И все они прекрасно справились с задачей.

О сообразительности черепах говорят и другие факты.

Черепахи, обитающие в пустыне, в частности гоферы (но не все, а только некоторые из них), после небольших редких дождей делают бассейны, вода в которых может пробыть даже шесть часов.

В последнее время мест, подходящих для откладки яиц, стало меньше, и болотные черепахи начали откладывать яйца в гнезда аллигаторов. В этих гнездах кладки черепах реже погибают от хищников.

Черепахи, оказавшись в неволе, достаточно быстро осваиваются в новых условиях. Они перестают бояться человека, берут еду из его рук. Если их кормят в одни и те же часы и в одном и том же месте, они приходят туда в положенное время. Некоторые владельцы убеждены, что их черепахи знают свое имя.

НА ВОЛ Е — ДОЛ ГОЖИТЕЛ И, А В НЕВОЛЕ?

Черепахи относятся к животным-долгожителям. Крас-ноухие живут 30 лет, гоферы — больше 50, средиземноморские — 125, исполинские — до 200, а крупные морские черепахи, живущие в океане, — до 300 лет. Однако сотни тысяч, миллионы черепах, оказавшись под крышей человека, у людей разных стран, как правило, не живут больше двух лет. Причина: неправильное содержание.

Купив среднеазиатскую или любую другую черепаху, живущую на суше, нельзя предоставлять в ее распоряжение комнату или квартиру. Это приводит к тому, что животные получают травмы, простуживаются. Дом у черепахи может быть только один — террариум, причем достаточно просторный: животное должно иметь возможность свободно ходить.

На дно террариума помещают грунт толщиной от трех до десяти сантиметров. Если грунта нет, у черепахи стираются когти, деформируются ноги. На грунт ставят ящичек или что-либо другое, в чем черепаха могла бы прятаться. Укрытие делают там, где всегда прохладно: на необогреваемом участке.

Источник тепла в террариуме — лампа накаливания. Большинство сухопутных черепах чувствует себя хорошо при температуре от +20 до +35 градусов.

Летом нужно обязательно выносить черепах на солнце. Самое лучшее для них в это время года — огороженный участок на даче. Ограждение должно быть таким, особенно у земли, чтобы черепахи не могли убежать. В загоне можно посеять семена клевера, одуванчика, гороха, других растений. В нем обязательно должны быть укрытия и вода.

Зимой черепах, особенно молодых, а их-то всегда и продают, нужно облучать кварцевой или эритемной лампами.

Молодых черепах кормят один-два раза в день, взрослым, длиной от 10 сантиметров, устраивают один раз в неделю «голодный» день.

Все сухопутные черепахи питаются растениями. Поэтому их меню должно состоять из овощей, фруктов, зелени, стеблей и листьев гороха, листьев диких растений: одуванчика, клевера, подорожника. Чтобы черепаха не ела только какой-то один вид корма, твердые овощи и фрукты натирают на терке и перемешивают. В эту смесь летом добавляют листья одуванчика и других растений, а также мелко нарезанную крапиву, зимой — сушеную крапиву, ростки овса. Кроме того, черепахам нужно давать вареный рис и картофель. Часто рекомендуемый хлеб с молоком лучше исключить из их рациона.

Считается, что сухопутные черепахи не едят ничего, кроме растений. Однако наблюдения за черепахами в природе показали, что растения — не единственная их пища. Они поедают птенцов птиц, гнездящихся на земле, различных беспозвоночных и даже падаль, фекалии человека и животных. Поэтому в меню сухопутных черепах, во фрукто-во-овощную смесь нужно обязательно включать мясной фарш или свежее мясо кусочками: черепахе с длиной панциря 5—10 сантиметров — 0,5—4 грамма, с длиной панциря 20—30 сантиметров — 10—20 граммов. Фарш можно заменять мучными червями или улитками.

Черепахам нужно давать поливитамины, которые сейчас продаются, и костную муку — источник кальция и других макро- и микроэлементов: черепахе с панцирем 4— 6 сантиметров — 0,2 грамма, черепахе с панцирем 6—7 сантиметров — 0,4 грамма и черепахе с панцирем 7—10 сантиметров — 0,5 грамма.

Один раз в две недели черепах купают в теплой, 35-градусной, воде. Это способствует очищению кишечника и стимулирует аппетит. Воду для купания, как и для питья, используют отстоенную: простоявшую 1—2 суток в банке с широким горлом. После купания черепах хорошо вытирают полотенцем,чтобы они не простудились.

Когда осенью черепаха начинает делать попытки зарыться в грунт, это значит, что она готова к зимовке. Черепаху купают, затем неделю не кормят, после чего на день-два переносят в холодное помещение и, наконец, укладывают в деревянный ящик с подстилкой из мха толщиной 20—30 сантиметров и укрывают сухими листьями. Температура во время зимовки — до +8 градусов.

Пресноводные черепахи, в том числе красноухие, должны жить в акватеррариумах или в аквариумах с подвесным островком. Лучше, чтобы такой аквариум был из оргстекла. Для двух черепах с длиной панциря 20—30 сантиметров нужно 150—200 литров воды.

Островок располагают в центре аквариума, примерно на 1/3 площади основания.

Изготавливают его из двух одинаковых по размерам пластин из оргстекла, которые закрепляют под острым углом друг к другу с помощью проволоки. На верхней, наклонной, пластине делают ямки или насечки, чтобы черепахе было легче забираться на нее. И один край этой пластины опускают в воду. Нижнюю пластину погружают в воду всю. Она должна располагаться па-раллельно дну и на такой глубине, чтобы черепаха, находясь на ней, могла поднять голову над водой и подышать. Когда в аквариуме есть островок, черепаха, оказавшись на верхней пластине, находится на суше, а если она заберется на нижнюю пластину, то будет на мелководье.

Нагревательный прибор устанавливают над островком. Температура воды в аквариуме для красноухих черепах должна быть от +20 до +28 градусов, а воздуха — от +20 до +30 градусов.

Молодые черепахи растут быстрее, если у них вода постоянно чистая. При замене воды используют только отстоявшуюся.

Пресноводных черепах кормят рыбой, лягушками, новорожденными мышами, пресноводными моллюсками, креветками, сверчками, тараканами, дождевыми червями, мотылем, дафниями, кусочками мяса, печени, филе кальмара. Кроме того, им дают салат, капусту, морковь, яблоки, листья одуванчика, ряску, различные водоросли.

Молодых черепах до двух лет кормят каждый день, взрослых — два-три раза в неделю. Рыбу молодым дают мелко нарубленную, с костями, взрослым — большими кусками или целиком. Крайне нежелательно кормить черепах мойвой и другой жирной рыбой. Замороженную рыбу размораживают и дают теплой.

Меню черепах не должно быть однообразным. Если их долго кормят только рыбой, возникают гипо- и авитаминозы.

Пресноводным черепахам, как и сухопутным, нужно давать витамины, кальций, и их необходимо облучать ультрафиолетовыми лучами.

www.nkj.ru

Викторина "Шуточная биологическая викторина".

В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать 43 мышцы. Сделайте правильный выбор!

  • Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей? («Ягуар».)

  • Какое парнокопытное животное бегает по автотрассам, перевозя грузы и людей? («Газель».)

  • Какая птица является крупным издателем школьных учебников? (Издательство «Дрофа». Дрофа — крупная птица отряда журавлеобразных.)

  • Назовите цветочную позу йога. (Лотос.)

  • Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко? (Анютины глазки — цветы.)

  • Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры. (Кипарис.)

  • Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин? (Осы — осиная талия.)

  • Какое животное и чье служит образцом для порки детей (Сидорова коза.)

  • Название какой птицы все время слышится в строительных лесах? (Майна — розовый скворец, майна — строительная команда «опускай вниз!».)

  • Какая водоплавающая птица написала известные книги? (Гоголь.)

  • В честь какой птицы назвали танец? (Чечетка.) Какая инфузория украшает женские ножки? (Туфелька.) Мяукает, а не кошка, кто это? (Кот, котенок.) Какой котик никогда не мурлычет? (Морской котик.) \ Каких мышек не едят кошки? (Компьютерных.) Почему кошки любят лизать руки программистов? (Потому что они пахнут мышкой.)

  • Сколько моржей плавает в Черном море? (Ни одного -1 ноль.)

  • У какого зайчика ушки никогда не растут на макушке? (У солнечного.)

  • Какой сок получают без помощи пресса и соковыжималки? (Березовый, кленовый.)

  • Где можно найти корни квадратные, а листы в клеточку? (В школьной тетради по математике.)

  • Кто длиннее: змея или червяк? (Червяк, так как в словец «червяк» больше букв.)

  • Как называется орган мудрости во рту? (Зуб.)

  • Как называют крепкий и дружный коровий коллектив? (Стадо.)

  • Как называются усики у членистоногих и телевизоров^(Антенны.)

  • У человека одна голова, один нос, лоб и рот, два уха, два глаза, две щеки, две руки и две ноги, по пять пальцев на каждой руке и ноге. А чего у человека семь? (Букв в слове «человек», а еще семь «дырок» в его голове.)

  • Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»? (Сельдь, блюдо «Сельдь под шубой».)

  • Какая рыба всегда вооружена? (Рыба-меч.)

  • Какие «рыбы» существуют только с 20 февраля по 20 марта? (Зодиакальный знак Рыбы.)

  • Не зверь, не преступник, не птица, а век свой весь в клетке томится. (Сердце в грудной клетке.)

  • Лает, а не собака, кто это? (Пес, щенок или лисица.)

  • Какие собачки никогда не гавкают и не кусаются? (Рыбы — морские собачки.)

  • Какое здоровое ухо никогда ничего не слышит? (Кустарниковое новое растение медвежье ухо.)

  • Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц.)

  • Чем еж на медведя похож? (Тоже спит зимой.)

  • Что общего у мальчишки и сосны? (Шишки.)

  • Что объединяет такие разные растения, как барбарис, ирис и кипарис? (Другое растение — рис, который есть в конце их названий.)

  • Какая птица на стройке работает? (Лебедка.)

  • Какая птица больше всего похожа на утку? (Селезень.)

  • От чего у гуся лапы красные? (От колен.)

  • Какая игла шьет не ткань, а воду? (Морская рыба-игла.)

  • Какая стая в небесах не летает? (Волчья стая.)

  • Кто носит шляпку на ножке? (Гриб.)

  • Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень.)

  • Какое животное всегда при деньгах? (Поросенок, у него всегда есть пятачок.)

  • Какую кашку едят коровы? (Кормовая трава кашка, иначе — клевер.)

  • Боксер, который никогда не занимается спортом, кто это?(Собака породы боксер.)

  • Какие грибы являются непромокаемой одеждой? (Дождевики.)

  • Анаграмму названия какого животного все время кричит ворона? (Рак — Кар.)

  • Какие барашки зубов волка не боятся? (Пенные барашки волн.)

  • Какую смертельно опасную змею предлагает реклама жевать всем детям и Сереже тоже? (Мамбу, ядовитую змею семейства аспидовых. И кто только умудрился придумать такое название для жевательных конфет?)

  • Какому вору, даже пойманному, тюрьма не грозит? (Пальмовому вору. Это беспозвоночное животное отряда десятиногих ракообразных. Питается содержимым расколотых плодов пальм, ракообразными. Сам по пальмам лазать неумеет.)

  • Какой бабочке подчиняются военно-морские силы? (Бабочке-адмиралу.)

  • В какой кубышке деньги не прячут? (В цветке кубышка, другое название — кувшинка желтая.)

  • Можно ли не в сказке, а наяву встретить вампиров? (Да, в тропиках и субтропиках Америки. Это семейство летучих мышей, питающихся только свежей кровью млекопитающих птиц. Страшно, да?!)

  • Назовите любимое животное президентов США Бушей (Бушмейстер — крупная ядовитая змея экваториальной Америки. )

  • Какая птица возглавляет городские управления в некоторых европейских странах? (Бургомистр — полярная чайка)

  • Из какого дерева можно сшить себе наряд для торжеств праздников? (Из дерева бархат. Дерево семейства рутовых! Восточной Азии. Древесина прочная, идет на поделки, мебели)

  • В каких водорослях каждый может найти для себя отличную иномарку? (В зеленых водорослях вольвокс.)

  • Какой сорт крупных сладких яблок отлично знают все дрессированные собаки? (Апорт, ведь апорт — это команде «принеси».)

  • На каких коромыслах воду не носят? (На стрекозах, которых зовут коромысла.)

  • Какой остров, принадлежащий Норвегии, назван «в честь собак породы шпиц»? (Шпицберген.)

  • Какой город Швейцарии утопает в зарослях кормовых трав семейства бобовых? (Люцерн — люцерна.)

  • Какой секретарь употребляет в пищу змей? (Птица-секретарь, ее другое название — змееед. Принадлежит к отряду соколообразных. На голове несколько направленных назад перьев, напоминающих гусиное перо за ухом писца.)

  • Какие прививки выполняются без шприцов и вакцин? (Прививки растений — пересадка части живого растения в ткань другого растения с целью придания ему новых свойств.)

  • Какие животные у католиков имеют высокий духовный сан? (Птица-кардинал, певчая птица семейства овсянковых с оперением ярко-красного, как у кардинальской мантии, цвета. Рыба-кардинал, небольшая рыбка семейства карповых, вдоль тела золотистая полоса, середина хвостового плавника ярко-красная.)

  • Сколько крыльев у блохи? (Нет совсем.)

  • Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупляется? (Петух. Это же относится и ко всем другим самцам птиц.)

  • У какого цветка всегда есть свежая оригинальная идея? (У орхидеи — орхидея.)

  • Внутри какого насекомого помещается бочка, а внутри какого домашнего животного помещается бак? (Бабочка и собака.)

  • Какое животное ходит во фраке? (Рак — фрак.)

  • В каких модных штанах лоси ходят? (Лосины.)

  • Какая рыба в сомбреро плавает? (Сом — сомбреро.)

  • Какая птица в сарафане летает? (Попугай ара — сарафан.)

  • Какое морское животное в кителе плавает? (Кит — китель.)

  • Внутри какого плода дерево растет? (Слива.) В каком цветочке разместилась целая страна? (Настурция.) В каком медоносном растении разместилось целиком островное азиатское государство? (Кипр — кипрей.)

  • В каком цветке помещается даже самый крупный дельфин? (Дельфиниум.)

  • С каким цветком всегда и повсюду ходят все шпионы, чемпионы и пионеры? (С пионом — шпион, чемпион, пионер.) Какое животное обязательно есть в каждом поселке мира? (Осел — поселок.)

  • Какой овощ всегда с собою носит черепаха? (Репу — черепаха.)

  • Какое животное всегда пасется в клевере и левкоях? (Лев — клевер, левкои.)

  • Какая птица выпила целиком огромную реку? (Иволга.) Какой овощ обязательно нужен для изготовления каблуков? (Лук — каблук.)

  • Какое животное жить не может без уроков? (Сурок.) Что общего у медведя и медузы? (Три первые буквы: медведь — медуза.)

  • Какие насекомые всегда кружатся в хороводе? (Оводы — хоровод.)

  • Какого хищного зверя всегда можно увидеть в телевизоре, даже в выключенном? (Льва — телевизор.)

  • Где всегда прячется лев: справа или слева от вас? (Слева.) Какая часть тела человека находится в воротнике одежды? (Рот, а не шея — воротник.)

  • В каком ягодном кустарнике сразу два бара открыты? (В барбарисе.)

  • Какое дерево всегда растет в крапиве? (Ива — крапива.) Какое крупное рогатое животное целиком помещается во внутренностях червяка? (Як — червяк.)

  • Из каких цветочков пчелы вместо нектара ром попивают? (Из ромашек.)

  • В каком южном фрукте человек помещается? (В персике — персик.)

  • Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека? (Вол и осы: волосы, волосы.)

  • В каком российском городе круглый год цветет неувядающая астра? (В Астрахани.)

  • Какое животное лежит в серединке каждой лужи? (Уж - лужа.)

  • Какого крупного животного всегда можно найти в хлебных колосьях? (Лося — колосья.)

  • Какие запчасти находят автомобилисты в кустах крушины? (Шины — крушины.)

  • В каком млекопитающем из семейства грызунов целиком умещается даже самая крупная кобра? (В дикобразе — дикобраз.)

  • Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать очень нужный предмет мебели? (Убрать букву «В»: ствол — стол.)

  • Какого животного можно обнаружить в стволе любого дерева? (Вола — ствол.)

  • Как из противных лесных насекомых — клещей сварить вкусный суп? (Убрать букву К и сварить душистую уху: клещи — лещи.)

  • Что нужно сделать, чтобы оса не ужалила? (Дать ей букву Р или К, превратив ее тем самым в росу или косу.)

  • Какая рыба живет только в грязи? (Язь — грязь.)

  • У какого растения есть рот? (У папоротника.)

  • У какого гриба есть ухо? (У мухомора.)

  • У какого фрукта глаз есть? (У яблока — яблоко, у кокоса.)

  • Какое животное живет в хлеву? (Лев — хлев.)

  • Какое дерево в тиски попало? (Тис — тиски.)

  • Кто живет в скворечнике? (Речник — скворечник, вор — скворечник.)

  • Как звали девочку, которую проглотила рыба пиранья? (Ира — пиранья.)

  • Локоть человека является старинной единицей длины, а какая часть человека служит единицей времени? (Век — человек.)

  • Есть в сорной траве лебеде что-либо съедобное и вкусное для людей? (Да, это еда — лебеда.)

  • Почему на любой джемпер всегда сразу же осы и пчелы садятся? (Потому, что в нем есть сладкий джем — джемпер.)

  • Что, независимо от брошенных семян, вырастает в любой борозде? (Сосновый бор — борозда.)

  • Что есть и у бактерии, и у собаки, и у баклана? (У всех есть бак — бактерия, собака, баклан.)

  • Для приготовления каких блюд обязательно требуется целый кот? (Котлеты, антрекот.)

  • Внутри какого вкусного праздничного фрукта всегда находится... подарок? (Мандарин.)

  • У какого травянистого ягодного растения есть не только ягоды, но и клубни? (Клубника — клубника.)

  • Название какого города состоит из белого рисующего минерала и дерева? (Мелитополь — Мелитополь.)

  • Можно ли из одной только липы сделать надежную острозубую пилу? (Можно, если поменять местами буквы «Л» и «П»: липа — пила.)

  • Какие цветочницы умеют летать? (Гавайские цветочницы — семейство птиц отряда воробьиных, на Гавайских островах, некоторые виды питаются нектаром.)

  • Назовите самую глупую птицу. (Глупыш. — птица семейства буревестников.)

  • Какой частью дерева расплачиваются за покупки в Чехии, Швеции и Дании? (Крона.)

  • В каких садах растут «цветы жизни»? (В детских садах. Ведь именно детей и называют «цветами жизни».)

  • Какое дерево оговаривает себя, признаваясь в кражах? (Явор — явор.)

  • Какая опасность подстерегает в зарослях бурой морской водоросли — ламинарии? (Мина — ламинария.)

  • Есть ли у гусыни усы? (Есть: гусыня — гусыня.)

  • Каких животных возит велосипед? (Лосей: велосипед — велосипед.)

  • Какое живое существо прячется во всех шапках-ушанках? (Ушанка — ушанка, ушан — это летучая мышь.)

  • В состав какого драгоценного ювелирного материала обязательно входит прудовая тина? (Платина.)

  • Какое тропическое африканское дерево есть в каждой российской школе? (Кола — школа, вечнозеленое дерево семейства стеркулиевых. Семена — орехи кола — используют в медицине и для приготовления тонизирующих напитков.)

  • Какой плод всегда можно найти в прорехе старого пальто? (Орех — прореха.)

  • Какое семейство морских рыб находит себе применение в плотницких и строительных делах? (Горбыли — морские рыбы отряда окунеобразных, горбыли — они же крайние доски при продольной распилке бревна, с одной стороны выпуклые.)

  • Какое соцветие является излюбленным женским (а теперь! уже и мужским.) украшением? (Сережка, колосовидное соцветие на поникающей оси с множеством однополых цветков, например у ивы, березы.)

  • Какое соцветие укрывает от дождя и солнца? (Зонтик, \ соцветие с укороченной главной осью и цветками, располагающимися на удлиненных цветоножках почти в одной плоскости, например у укропа, петрушки, вишни.)

  • С каким соцветием по грибы ходят? (Корзинка, соцветие, в котором цветки сидят на расширенной оси в виде блюдце- а видной или шаровидной площадки, например у ромашки, под- jj солнечника.)

  • Каким соцветием художники рисуют? (Кисть, соцветие с удлиненной главной осью и цветками, развивающимися от основания к вершине, например у ландыша, у черемухи.)

  • Каким соцветием пользуются хозяйки для наведения чистоты в доме? (Метелка, сложное соцветие, многократно ветвящееся и несущее на концах ветвей простые соцветия.)

  • Бабочка, которая не умеет летать, — это ... (Галстук.)

  • Как называется мост от лба ко рту? (Нос.)

  • Назовите любимое растение Кощея Бессмертного. (Бессмертник.)

  • Назовите растения, которые знают и обожают все банкиры. (Золототысячник, золотое дерево, золотистые водоросли.)

  • Какое семейство бабочек отличается наследственным пристрастием к домашнему пиву? (Бражники.)

  • Стоит ли срочно вызывать милицию, если утром, выйдя в сад, вы увидите на грядке большое количество ноготков и парочку-троечку мертвых голов? (Нет, ведь это цветы календулы и бабочки, а им и полагается быть в саду.)

  • Дровосеки панически боятся дятлов. Что такого может дятел сделать с ними? (Съесть их, если это жуки-усачи, вредители леса, грызущие кору и древесину.)

  • Из каких птиц крупу, муку делают, кашу варят, да и на корм скоту они годятся? (Из чечевицы, ведь чечевица — это | еще и бобовое растение.)

  • Какие горошинки никогда в стручке не были? (Горошинки — пресноводные двустворчатые моллюски.)

  • Какая игра заканчивается «рыбой»? (Домино.) Одна бельгийская дама завела себе садик, но не могла отличить полезные растения от сорняков. За советом она обратилась в газету. Ей порекомендовали вырвать все растения мужским.) украшением? (Сережка, колосовидное соцветие на поникающей оси с множеством однополых цветков, например у ивы, березы.)

  • Какое соцветие укрывает от дождя и солнца? (Зонтик, \ соцветие с укороченной главной осью и цветками, располагающимися на удлиненных цветоножках почти в одной плоскости, например у укропа, петрушки, вишни.)

  • С каким соцветием по грибы ходят? (Корзинка, соцветие, в котором цветки сидят на расширенной оси в виде блюдце а видной или шаровидной площадки, например у ромашки, под солнечника.)

  • Каким соцветием художники рисуют? (Кисть, соцветие с удлиненной главной осью и цветками, развивающимися от основания к вершине, например у ландыша, у черемухи.)

  • Каким соцветием пользуются хозяйки для наведения чистоты в доме? (Метелка, сложное соцветие, многократно i ветвящееся и несущее на концах ветвей простые соцветия.)

  • Бабочка, которая не умеет летать, — это ... (Галстук.) Как называется мост от лба ко рту? (Нос.)

  • Назовите любимое растение Кощея Бессмертного. (Бессмертник.)

  • Назовите растения, которые знают и обожают все банкиры. (Золототысячник, золотое дерево, золотистые водоросли.)

  • Какое семейство бабочек отличается наследственным пристрастием к домашнему пиву? (Бражники.)

  • Стоит ли срочно вызывать милицию, если утром, выйдя в сад, вы увидите на грядке большое количество ноготков и парочку-троечку мертвых голов? (Нет, ведь это цветы календулы и бабочки, а им и полагается быть в саду.)

  • Дровосеки панически боятся дятлов. Что такого может дятел сделать с ними? (Съесть их, если это жуки-усачи, вредители леса, грызущие кору и древесину.)

  • Из каких птиц крупу, муку делают, кашу варят, да и на корм скоту они годятся? (Из чечевицы, ведь чечевица — это | еще и бобовое растение.)

  • Какие горошинки никогда в стручке не были? (Горошинки — пресноводные двустворчатые моллюски.) Какая игра заканчивается «рыбой»? (Домино.) Одна бельгийская дама завела себе садик, но не могла отличить полезные растения от сорняков. За советом она обратилась в газету. Ей порекомендовали вырвать все растения в ее саду, и тогда она научится определять сорняки. Каким образом она их узнает? (Сорняки — те, что вырастут снова.)

  • С каким из змеиных особей любят играть и дети и взрослые? (С воздушным змеем.)

  • Какая птица живет в турецкой горе, изображаемой на бутылках армянского коньяка? (Ара — попугай — Арарат.)

  • Какая рыба водится в Карпатах? (Карп — Карпаты.)

  • Что днем жует, а ночью плавает? (Вставная челюсть.)

  • Какая часть атома есть в орехе? (Ядро.)

  • Какая часть двери есть в картошке? (Глазок.)

  • Какая часть лодки есть на лице? (Нос.)

  • Назовите цветок для стирки белья. («Лотос» — стиральный порошок.)

  • Какие животные ходят в очках? (Очковая змея, очковый медведь.)

  • Какой приток Волги вытекает весной из ... пораненной

  • березы? (Сок.)

  • Что общего у нашего мозга и Земли? (У того и у другого есть кора и полушария.)

  • В каких лесах нет дичи? (В строительных, в тех, что на картах .)

  • Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились? (Лес рук.)

  • Какая рыба будет гореть, если в ее названии изменить одну букву? (Угорь — уголь.)

  • Какие цветы изображены на картах морей около каждого порта? (Розы ветров.)

  • Какая домашняя птица хорошо знает и часто называет единицу земельной площади, равную 10 000 м2? (Гусь — Га.)

  • Какая крупа в поле не растет и на кашу не идет? (Снежная, ледяная крупа — снег в виде мелких круглых зерен.)

  • Какую породу собак один остроумный человек описал так: пол собаки в высоту и полторы собаки в длину? (Такса.)

  • Самая лучшая уха готовится из ... (петуха).

  • Каких животных можно рассматривать только в телескоп? (Созвездия с именами животных: Змея, Золотая рыба, Кит, Лебедь, Лев, Лисичка, Малый Конь, Малый Лев, Малый Пес, Орел, Павлин, Райская птица, Рак и т.д.)

  • Кто, имея восемь ног, не зовется осьминог? (Паук.)

  • Название какой вредной бабочки все время твердят на уроках физики? (Моль — единица количества вещества.)

  • В нем 38 попугаев, 4 мартышки и 1 слоненок. Кто это? (Удав, описанный Остером.)

  • Что общего у дерева и винтовки? (Ствол.)

  • Какое дерево прекрасно растет в темном тоннеле? (Ель 4 тоннель.)

  • Какое жвачное животное семейства полорогих по совместительству работает самолетом? (Як — животное, Як — самолет КБ Яковлева А.С.)

  • Назовите любимую рыбу всех мальчишек-хулиганов. (Рыба-рогатка.)

  • Какую рыбу больше всех любят кузнецы? (Рыбу-молот.)

  • Какие рыбы пригодятся папам в домашнем хозяйстве? (Рыба-пила, рыба-нож, рыба-лопата, рыба-молот.)

  • А какие рыбы нужны мамам в доме? (Рыба-зеркало, рыба-тряпка, рыба-свеча.)

  • Назовите «любимый» цветок всех верблюдов? («Верблюжий» цветок камелия, ведь его название произошло от греческого «camelos» — «верблюд».)

  • Назовите «любимые» цветы метеорологов. (Ветреница, а также роза ветров — векторная диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям.)

  • Как называется обновление «гардероба» у животного? (Линька.)

  • Какая сельскохозяйственная и военная техника птиц боится? (Танки и тракторы на гусеничном ходу.)

  • У какой лисички только одна ножка (лапка)? (У гриба-лисички.)

  • Какие цветы боятся дождя? (Бумажные.)

  • Какой цветок не скрывает своего возраста? (Столетник.)

  • Какое растение утверждает, что является моющим и чистящим средством? (Ягель — ягель.)

  • Какой гриб летает и плавает? (Поганка — гриб, поганка — водоплавающая птица.)

  • У какой птицы, в отличие от других, есть струны? (Гриф — птица, гриф — на гитаре.)

  • Какие крупные представители семейства кошачьих постоянно присутствуют на раутах, где собирается высшее общество? («Светские львы» и «светские львицы».)

  • Назовите любимых зверей всех стоматологов. (Зубр, зубатка, зубатый кит, бурозубка, белозубка, ядозуб. А еще тигр, он после еды чистит и полощет зубы.)

  • Назовите любимый всеми стоматологами отряд млекопитающих. (Отряд неполнозубых.)

  • Назовите хоть одного представителя непарнокопытных жвачных. (Таких нет, подотряд жвачные есть только у отряда парнокопытных.)

  • На школьном жаргоне директор — Иван Грозный, учитель физкультуры — укротитель тигров, а кто — царевна-лягушка? (Учитель биологии.)

  • Какие коты признаны самыми искусными жонглерами? (Морские котики.)

  • Где в теле каждого человека расположен осветительный прибор, что это за прибор? (В позвоночнике — ночник.)

  • Какая российская птица ... тикает? («Чайка» — известная марка часов, которые производятся в городе Угличе.)

  • Пестрое ест зеленое, дает белое. Про кого это? (Про корову.)

  • Почему грибы имеют форму зонта? (Потому что растут в дождь.)

  • Назовите «бьющийся» внутренний орган человека. (Сердце, чаще всего его разбивает безответная любовь.)

  • Бывают ли шаровидные палочки? (Да, это бактерии, ведь слово «бактерия» переводится с греческого как «палочка».)

  • Какая «наезженная дорога» есть у нас в организме? (Пищеварительный, или желудочно-кишечный тракт.)

  • Какие банки создаются только биологами и медиками? (Банк генов, банк крови, банк органов и пр.)

  • infourok.ru

    В поисках сбежавших головоломок

    На занятиях внеурочной деятельности учащиеся упражняются в разгадывании ребусов, шарад, загадок. Изучение русского языка становится для учащихся интересным, увлекательным. Они с удовольствием занимаются над разгадыванием головоломок.

    Просмотр содержимого документа «В поисках сбежавших головоломок»

    Занятие в рамках внеурочной деятельности «Работа с текстом» «Головоломки»

    Составила:

    учитель начальных классов

    МОУ Ломовской СОШ

    Кузнецова А.Е.

    2017-2018 учебный год

    Составить слова из «рассыпавшихся» букв.

    ААММ ЩАКУ АШЧКА

    ААПП ОНЬКУ БЛЮЦДЕ

    ДДЕ СЬКАРА САХНИЦАРА

    СОСДЕ ПЕСРЬКА ВДЕОР

    Реши примеры. Запиши буквы в порядке возрастания ответов.

    О А К

    50-43 24-13 64:8

    Д Л О

    12х1 100:10 57-48

    Ш

    42:7

    «Русский медвежонок»

    Задание 1. Отметь лишнее слово, не являющееся однокоренным для остальных.

    Бедный, беда, победитель, прибедняться

    «Русский медвежонок»

    Задание 2. Найди в шуточных вопросах ответы.

    • Какое животное ходит во фраке?
    • Какое средство передвижения можно вырезать из скатерти?
    • Какой овощ всегда с собой носит черепаха?

    «Русский медвежонок»

    Задание 3. Для работы над какой темой русского языка отлично подойдёт этот тест?

    Пассажиры на перроне

    Ожидают свой экспресс.

    В долгожданную субботу

    Все спешат умчаться в лес.

    «Русский медвежонок»

    Задание 4. Что обозначает фразеологизм «хоть шаром покати»?

    • Хочется поиграть в боулинг.
    • Совершенно ничего нет.
    • Абсолютно ничего не понимаю.

    «Русский медвежонок»

    Задание 5. Найди слово, в котором ударение падает не на последний слог.

    красивей; положил; позвонишь; алфавит; досуг.

    multiurok.ru






    23.10.2014
    14.10.2014
    13.10.2014
    Статьи

      
    Vershok-Koreshok | Все права защищены © 2018 | Карта сайта