Главная  О Компании     Новости Контакты

Презентация к уроку в 5 классе "Блюда из сырых овощей". Доклад про овощи 5 класс


Презентация по технологии (5 класс) на тему "Овощи. Блюда из овощей"

Инфоурок › Технология › Презентации › Презентация по технологии (5 класс) на тему "Овощи. Блюда из овощей"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Занятие 2 Овощи Блюда из овощей

2 слайд Описание слайда:

Физиология питания Рациональное питание Занятие 1 ПОВТОРЕНИЕ материала прошлого урока

3 слайд Описание слайда:

Что такое пища? Для чего мы едим?

4 слайд Описание слайда:

ПРОДУКТЫ Продукты растительного происхождения Продукты животного происхождения На какие группы можно разделить все продукты?

5 слайд Описание слайда:

Белки Жиры Углеводы П И Щ Е В Ы Е В Е Щ Е С Т В А Расскажите о пищевых веществах?

6 слайд Описание слайда:

Вода Минеральные вещества Витамины Расскажите что ещё содержится в продуктах?

7 слайд Описание слайда:

Расскажите о принципах рационального питания

8 слайд Описание слайда:

Овощи

9 слайд Описание слайда:

О В О ЩИ Всякому овощу… свое время

10 слайд Описание слайда:

О В О ЩИ Всякому овощу… свое время

11 слайд Описание слайда:

Роль овощей в рационе питания очень велика. Исстари овощи на Руси рассматривали скорее как добавку к хлебной, мучной и крупяной пище, которая всегда являлась основной. Из записи иностранных гостей читаем: «Есть там и разного рода овощи, в особенности спаржа, толщиною в большой палец, также хорошие огурцы, лук и чеснок в огромном количестве…».

12 слайд Описание слайда:

Овощные культуры Овощи очень важны в питании. Они разнообразны по внешнему виду и вкусу. В зависимости от того, какую часть растения используем в питании, овощные культуры делятся на группы: Луковичные Плодовые Корнеплоды Листовые Цветковые

13 слайд Описание слайда:

Лук и Чеснок Лук и чеснок применялись повсеместно, они пользовались всеобщей любовью, не зависимо от принадлежности к тому или иному сословию. Особенно широко их использовали в качестве острой приправы к различным блюдам.

14 слайд Описание слайда:

Репа Репа и капуста в Древней Руси занимали в питании очень важное место и долгое время оставались наиболее часто используемыми овощами. До XIX века репа играла ту же роль, что и картофель. Репа очень неприхотливая и урожайная культура. До наших дней дошли пословицы: «Проще пареной репы», «Дешевле пареной репы». В те давние дни, наряду с хлебом, она стоила довольно дешево. Похлебка из репы круглый год не сходила со стола крестьянина. Полезные свойства Репа богата витаминами С, РР, провитамином А, кальцием.

15 слайд Описание слайда:

Капуста Пожалуй, ни один овощ не приковывал к себе столь пристального внимания исследователей всех времен и народов, как капуста. Многие народы оспаривают право называться родиной капусты. По мнению ученых, родиной капусты является Колхидская низменность Грузии. Одним из первых русских источников, в котором упоминается капуста, датируется 1073 годом. Огороды с капустой повсеместно окружали русские селения. Полезные свойства Капусту употребляют в пищу в сыром виде, квашенном, вареном. Она содержит соли калия, фосфор, серу, витамин С и небольшое количество витаминов А, В1, В2, В6, РР, К, аскорбиновую кислоту, минеральные вещества.

16 слайд Описание слайда:

Свекла Еще за 2000 лет до н. э. ассирийцы, персы знали свеклу как овощное и лекарственное растение. Примерно за 500 лет до нашей эры, когда в пищу употреблялись только вершки свеклы, в Азии уже отдавали предпочтение ее корешкам, которые оказались и сытнее и вкуснее. На Руси свекла известна с тех же времен, что и капуста, то есть с X-XI веков. Свеклу употребляют в пищу в сыром и ва-реном виде. Из нее готовят салаты, борщи, соки. Она богата белком, сахаром, жирами, клетчаткой, органическими кислотами, минеральными солями, красящими веще-ствами.

17 слайд Описание слайда:

Огурец Родиной огурцов считается Индия. Огурец изображен на фресках Древнего Египта и в греческих храмах, что позволяет судить о довольно почтенном его возрасте. Первые печатные сведения об огурцах на Руси относятся к началу XVI века, хотя в то время они были уже хорошо известны русскому народу и широко использовались в питании практически всех слоев населения. Полезные свойства Питательная ценность огурцов не велика. Примерно на 95% они состоят из воды. Удачное сочетание немногочисленных минеральных веществ способствует поддержанию щелочно-кислотного равновесия в крови и тканях человека. Огурцы на русском столе используют обычно без тепловой обработки. Они подаются в качестве закуски, идут на приготовление салатов. *

18 слайд Описание слайда:

Помидор Родина помидора - Мексика и Перу. Уже в V веке до н. э. инки и ацтеки выращивали и употребляли их в пищу. В Европу растения завезли испанские конкистадоры. Заморские растения так понравились европейцам, что они стали украшать ими клумбы, цветники, беседки. В Англии и Франции в конце XVIII столетия кусты помидоров можно было увидеть на окнах в горшках среди других комнатных цветов. Эмоциональные французы за красоту и сочность плодов назвали южанку «пом д’амур» («яблоко любви»). Помидор сохранил также свое древнее мексиканское название «томатль» - томат. *

19 слайд Описание слайда:

Помидор В Европе до 1811 года помидор считали ядовитым продуктом. Но в Италии его уже едят с перцем, чесноком и маслом, готовят соусы. В России сведения о помидорах появились при Екатерине II в 1780 году. Разводить помидоры как овощную культура стали лишь в 1850 году. Чем же помидоры завоевали признание всех стран и народов? Полезные свойства Прежде всего они хороши на вкус и весьма питательны, содержат небольшое количество белков, глюкозу, фруктозу, сахарозу. Плоды содержат каротин, витамины группы В и ценные минеральные соли, соли железа. Сегодня трудно представить наше меню без помидор. Они используются для приготовления салатов, вторых блюд, супов, их маринуют и солят…

20 слайд

infourok.ru

Нужен доклад про картошку за 5 класс по техрнологии

КАРҘОФЕЛЬ, многолетние клубненосные виды (около 150) травянистых растений рода паслен семейства пасленовых. Для пищевых, кормовых и технических целей в Южной Америке выращивают картофель андийский (S. andigenum) и картофель европейский, или чилийский, или клубненосный (S. tuberosum) — как однолетнее растение, в странах с умеренным климатом. Родина картофеля — Южная Америка, где индейцы широко культивировали его уже несколько тысячелетий до н. э. В Европу впервые завезен в 1565 испанскими моряками. Позже его снова привезли из Америки англичане, совершившие кругосветное путешествие уже после Магеллана. Картофель не сразу пришелся по вкусу европейцам, т. к. не везде его правильно употребляли в пищу. Так, англичане считали, что съедобной частью картофеля являются плоды, образующиеся на кусте после цветения. Их пытались есть в отваренном виде и даже с сахаром, но вкус был настолько неприятным, что от этого блюда быстро отказались. И только после того, как некоторые наиболее настойчивые любители, разводившие эту культуру, попробовали испечь подземные клубни, репутация картофеля как съедобного овоща была восстановлена. В России картофель появился позже, чем в Европе. В 18 в. его культура только начинала зарождаться. Это событие обычно связывают с именем Петра I, якобы узнавшего о картофеле в Голландии и приславшего оттуда семенные клубни для разведения под Петербургом. Однако существует предположение, что проникновение картофеля в Россию шло также и с Востока — через Камчатку и Аляску, где местное население уже вовсю его выращивало. Российские крестьяне отнеслись к новому овощу настороженно и не спешили с его разведением. Зная о положительном европейском опыте, правительство России решило «внедрять» эту культуру сверху. В 1765 был издан соответствующий указ Сената, а затем выпущены «Наставления» по разведению картофеля, перевозке и хранению семенных клубней. К середине 19 в. недоверие к новой культуре было преодолено и площади под картофель стали быстро расширяться. Уже во 2-й половине 19 в. начали появляться ценные отечественные сорта, демонстрировавшиеся на выставках за рубежом. Селекционные работы были успешно продолжены в советский период (до сих пор используются сорта, выведенные в 1920-е годы А. Г. Лорхом) . Культивируемый изначально в центральных районах страны, затем в средней полосе, картофель продвинулся на север и стал возделываться практически повсеместно, по праву считаясь одним из важнейших продуктов питания — «вторым хлебом» . Клубни картофеля содержат крахмал, белки, в которых имеются все незаменимые аминокислоты, минеральные соли, витамины (C, группы B, PP, K). Помимо питательной ценности картофель обладает целебными свойствами. Картофельную диету назначают при заболеваниях суставов, малокровии; картофельным соком лечат язвенную болезнь желудка, гастрит; печеный картофель в кожуре полезен при сердечно-сосудистых заболеваниях; картофельный крахмал снимает зуд при экземах; пары отварного картофеля в «мундире» вдыхают при респираторных заболеваниях. Свежий картофельный сок — хорошее противоцинготное средство (в клубнях много витамина C, но при их длительном хранении и во время варки содержание витамина значительно снижается) . Злоупотреблять картофелем нельзя при ожирении, сахарном диабете. Из картофеля готовят множество (около 1000) блюд в домашних условиях и различные изделия, пользующиеся большим спросом, — в промышленном производстве (картофельная соломка, чипсы, хрустящий картофель, сухое картофельное пюре, полуфабрикаты различных супов с картофелем, картофельные котлеты, замороженный картофель и др.) . Клубни перерабатывают также на спирт и крахмал. Клубни и засилосованная ботва — корм для сельскохозяйственных животных.

картошка- это овощ. я люблю картошку. особенно жареную. картошка - это хорошо.

Картофель – растение семейства паслёновых, возделываемое в целях получения подземных клубней, служащих пищевым и кормовым продуктом и промышленным сырьём. Клубни имеют цвета: белый, красный, фиолетовый, с разными оттенками. Химический состав клубней зависит от сорта картофеля. В среднем клубни содержат: воды – 73-80%, крахмала – 14-21%, сырого протеина – около 2%, клетчатки – около 1%, жира – около 0,15%, золы – около 1%, а также значительное количество витамина С. Проросшие клубни являются вредными для здоровья из-за образующегося в процессе прорастания ядовитого глюкозида – соланина. Клубни используются на продовольствие, а также для кормовых и технических целей. В России расходуется на питание населения примерно 40-45%валового сбора картофеля и около 25% - на кормовые цели. На единицу площади картофель по сравнению с кукурузой даёт больше кормовых единиц в 1,2 раза, по сравнению с кормовой свеклой – в 1,6, с ячменём или овсом – в 2,1 раза. Кроме клубней, на корм скоту идут ботва, пригодная для силосования, а также отходы переработки Картофеля на спиртовых и крахмало-паточных заводах – барда, мязга. Из 1ткартофеля при заводской переработке можно получить 100кг декстрина, или 140кг сухого крахмала, или 9,5 дкл спирта. Выход спирта из картофеля с единицы площади больше по сравнению с выходом его из кукурузы в 2,5 раза и из зерновой продукции хлебных злаков в 4,5 раза. На земном шаре картофель среди других сельскохозяйственных культур занимает по площади 9-е место (в 1939г. – 21млн. га) после озимой и яровой пшеницы, ржи, овса, кукурузы, риса, ячменя, хлопчатника; 1-е место по валовому сбору и 2-е место по стоимости урожая (после пшеницы) . Из болезней картофеля наиболее распространена фитофтора. Для борьбы с ней посевы опрыскивают бордосской жидкостью и опыливают препаратом АБ. Наиболее опасная болезнь картофеля – картофельный рак, вызываемый грибком. Самое надёжное средство борьбы с этими болезнями картофеля – посадка фитофторо-сортов и ракоустойчивых сортов. Урожаи картофеля на юге часто ниже урожаев на более северных районах, например в нечернозёмной полосе. Как показал академик Т. Д. Лысенко, причиной этого является вырождение картофеля на юге вследствие высоких температур в период клубнеобразования. В борьбе с вырождением картофеля лучше всего помогают летние посадки по методу Т. Д. Лысенко. Летние посадки картофеля – основное средство получения на юге здорового и продуктивного семенного картофеля, а в ряде районов юга также и продовольственного. Посевам картофеля может сильно вредить колорадский жук, который завезён в Западную Европу из Америки в 1922 году. Раньше на территории России отсутствовал. Картофель хранят в специальных хранилищах, в буртах, ямах и траншеях. Оптимальная температура хранения +2 градуса, с колебаниями от +1 до +3 градусов; нормальная влажность воздуха – 90% с возможными отклонениями от 80% до 93%.

touch.otvet.mail.ru

Классификация овощей (5 класс) - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Презентация к уроку в 5 классе "Блюда из сырых овощей"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Блюда из сырых овощей. Крым, Симферопольский район, МБОУ «Первомайская школа», учитель технологии Заходская Т.Б.

2 слайд Описание слайда:

Ответьте на вопросы Какие питательные вещества необходимы для организма человека? (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.) В чем заключается роль витаминов для организма человека? (способствуют укреплению нервной системы, улучшают общее состояние человека, увеличивают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.) Какой витамин называют витамином роста? ( витамин А) В каких продуктах содержатся много витамина С? Как называется помещение, где готовят пищу? ( кухня)

3 слайд Описание слайда:

Отгадай кроссворд 1. Загадки: 1.Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я — … 2.Кругла да гладка, Откусишь – сладка, Засела крепко На грядке — … 3. Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а … я 4Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если ты … 5.И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом …

4 слайд Описание слайда:

О пользе овощей, фруктов и ягод Овощи, фрукты и ягоды содержат незначительное количество белков, являясь преимущественно носителями витаминов, минеральных веществ и растительных волокон. Овощи обладают способностью стимулировать деятельность слюнных желез. Поэтому они широко используются для приготовления холодных закусок-салатов.

5 слайд Описание слайда:

Основное назначение салатов улучшать аппетит, способствовать выделению желудочного сока и усвоению пищи. Вот почему салаты предваряют трапезу и являются весьма важными и необходимыми блюдами. При этом они должны быть не только вкусными, но и красиво оформленными, ибо всегда нужно помнить, что глаза помогают есть

6 слайд Описание слайда:

Что называется салатом? Современный словарь толкует слово «салат » как блюдо из мелко нарезанных овощей, мяса, рыбы, грибов, фруктов в холодном виде. Таким образом, подчеркивается две характерные особенности блюдо: -мелко нарезанные блюда -холодные блюда.

7 слайд Описание слайда:

Народная итальянская мудрость гласит: салат должны готовить четыре повара. — повар-скупец приправит салат уксусом, повар-философ — добавит соль, повар-мот — масло, а повар-художник — оформит блюдо.

8 слайд Описание слайда:

Первичная обработка овощей. Первичная обработка заключается в переборке, сортировке, мойке, очистке, промывании и нарезке. НАРЕЗКА: одинаково нарезанные по величине и форме овощи придают блюдам красивый вид. брусочки и кубики- для приготовления овощных супов, рагу из овощей; кубики и ломтики- для приготовления сборного овощного салата, ломтиками овощи нарезают и для винегрета. соломка, кружочки, кольца – для приготовления закусок, салатов

9 слайд Описание слайда:

Нарезка овощей: соломкой, брусочки,кубики, кружочки,

10 слайд Описание слайда:

Приспособления используемые для нарезки овощей Овощерезка Яйцерезка Ломтерезка терка.

11 слайд Описание слайда:

Заправка салата. Сметана растительное масло, майонез

12 слайд Описание слайда:

Чтобы витамин С не разрушался , нужно : очищать и нарезать овощи ножом из нержавеющей стали. при очистке овощей снимать тонкий слой кожуры. очищенные овощи не держать долго в воде.

13 слайд Описание слайда:

Требования к качеству салатов Нарезка овощей должна быть одинаковой и соответствовать виду салата. Зелень, используемая для салата, не должна быть вялой, пожелтевшей или потемневшей. Вкус, запах и цвет овощей должны соответствовать овощам, входящих в состав салата. Срок хранения не заправленных салатов в холодильнике не более 12 часов, заправленные - не более 6 часов.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-287777

Похожие материалы

infourok.ru

Овощи

Про тыквуПомните сказку Шарля Перо о Золушке. Когда ей нужно было ехать на бал, то добрая фея превратила огромную тыкву в карету. Наверное, у замечательного сказочника были веские причины взять именно тыкву, которая может превратиться в карету.

Чудо овощ тыква – растение бахчевое. Ближайшими родственниками тыквы являются кабачки, огурцы, патиссоны. Да и арбуз с дыней можно к ней в родственники записать. Специалисты утверждают, что родиной тыквы является Америка. Однако один из видов тыквы – тыква бутылочная была известна в Европе и Азии задолго до нашей эры. Древние греки и римляне выделывали из нее бутылки для воды и вина. О бутылочной тыкве известно и из китайских рукописей.

На Руси тыква появилась в XYI веке и сразу стала популярной у крестьян благодаря своей урожайности, неприхотливости, исключительной полезности и способности к длительному хранению. Российский климат позволял выращивать тыкву практически во всех регионах страны.

Тыква - чемпион среди овощей по содержанию железа. В ней содержатся витамины группы В, С, Е, РР, каротин, а также такой редкий витамин как витамин Т, который способствует ускорению обменных процессов в организме.

Из тыквы готовится множество вкусных и разнообразных блюд. Известный кулинар В.В.Похлебкин рекомендует делать из мякоти тыквы пюре как гарнир для мясных блюд. Для этого мякоть тыквы нарезать кубиками и отварить под крышкой на медленном огне с небольшим количеством воды до ее полного выкепания. Протереть в пюре с добавлением щепотки сахара и соли. Такое пюре – основа для гарниров и самостоятельных блюд.Далее это пюре можно добавлять в кашу (манную,пшенную, рисовую), картофельное пюре. Можно также для придания особого вкуса добавлять в пюре поджаренный лук, мелко рубленные сельдерей, петрушку, чеснок, перец, кетчуп.

А вот замечательный рецепт из старорусской кухни: мякоть тыквы нарезают тонкими, ровными ломтиками, посыпают солью и поджаривают на масле. Можно сделать следующее добавление. Пожарить ложку муки с ложкой масла, влить туда стакан сметаны, размешать, вскипятить и облить обжаренную тыкву.

Или такой: сваренную в подсоленной воде мякоть тыквы мелко нашинковать, обсыпать сухарями, добавить сливочного масла, свежих сливок с яйцом и запечь в духовке. На килограмм тыквы нужна чашка панировочных сухарей, 1 стакан сливок, 1 яйцо, 100 гр. масла.

Это всего лишь очень малая часть рецептов приготовления блюд из тыквы. Тыкву варят, жарят, запекают. Из нее делают оладьи. Тыква прекрасно сочетается с другими овощами – картофелем, помидорами. Рецепты готовки тыквы можно найти в любой кулинарной книге.

Из семян тыквы изготовляют масло. Оно высоко ценится как продукт лечебно-профилактического питания. Тыквенное масло благотворно влияет на работу печени, помогает больным простатитом, препятствует ожирению, улучшает состав крови, выводит холестерин. В повседневном питании масло можно добавлять для заправки салатов, каш, пюре и различных гарниров. Народная медицина рекомендует также регулярное употребление сушеных тыквенных семечек. Считается, что они особенно полезны мужчинам, страдающим простатитом. Вот так. Ешьте тыкву в любых видах и всегда будете здоровы.

А еще с тыквой связан один из самых популярных в США детских праздников – Хэллоуин. Считается, что в этот день на свет выходит всякая нечисть. В этот день дети надевают маскарадные костюмы и страшные маски и ходят по домам, требуя сладостей и других подарков со словами: ”Откупись, а то заколдую!” Символами праздника являются ведьма на метле и выдолбленная тыква с прорезанными глазами и ртом, внутри которой устанавливается горящая свечка. А непременное блюдо на столе в этот день – тыквенный пирог.

КАПУСТА

Пожалуй ни один другой овощ не приковывал к себе такого пристального внимания исследователей всех времен и народов, как капуста. Философы и историки, меди и повара оставили нам многочисленные наставления и даже целые монографии о ее магических свойствах. Согласно одному из сказаний, громовержец Юпитер, трудясь над разъяснением двух противоречивых изречений оракула, от страшного перенапряжения обливался потом. Несколько крупных капель скатились с чела отца богов на землю. Вот из этих капель и выросла капуста. История, конечно, незамысловатая, но в ней чувствуется почтительное отношение, которое римляне питали к древнему овощу. Видимо и само слово «капуста» как то связано с этой легендой, так. Как произошло оно от древнего римского «капутум», что в переводе на русский означает «голова». Многие народы оспаривают друг у друга право называться родиной капусты. С итальянцами и греками, например соревнуются грузины. По мнению профессора Г. Джапаридзе, изучавшего историю происхождения капусты, ее родиной является Колхидская низменность Грузии, поскольку именно в этих местах встречается редкое многообразие сходных с капустой растений, которые называются «кежера». Капуста ценилась за свои высокие гастрономические качества. Ее охотно ели с солониной или ветчиной. Крестьяне Древнего Рима особенно любили капусту с солониной и бобами. Обычно капусту сдабривали оливковым маслом, но в сочетании с жирным свиным мясом она была хороша и без масла. Нежные капустные кочерыжки использовались для приготовления салатов, в которые добавлялось оливковое масло и немного уксуса. Ученик и друг Аристотеля древне - греческий естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников древности Теофраст (372 - 287 гг. до н. э.)в знаменитом труде «Исследования о растениях» довольно подробно описал три сорта капусты, которые в те далекие времена возделывали афиняне. Другой древнегреческий философ Хрисипп (280 - 208/205 гг. до н. э.) так ценил капусту, что посвятил ей целую книгу. В ней он рассматривает влияние капусты на все органы человеческого тела. Древние греки и римляне вообще придавали капусте огромное значение, считая ее лекарством, излечивающим практически все болезни. Так, ей приписывалась способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавлять от бессонницы и различных внутренних заболеваний. Капусту как лекарственное средство исследовали древнегреческий врач Диоскорид древнеримский писатель Катан Старший, врач времен Тиберия и Клавдия - Скрибоний, римский писатель и Ученый Плиний Старший и многие другие.

P>Не ослабло, а, скорее, усилилось внимание к капусте в средние века. Ученый, философ, врач Ибн Сина (Авиценна) значительно дополнил и во многом пересмотрел представления древних греков и римлян о целебных свойствах капусты. Ей он отвел довольно много места в своей энциклопедии теоретической и клинической медицины "Канон врачебной науки". Одним из первых русских источников, в котором упоминается капуста, можно считать "Изборник" Святослава, датируемый 1073 годом. В более поздней летописи говорится, что смоленский князь Ростислав Мстиславович в 1150 году подарил своему другу Мануилу капустник. Капустником в старые времена называли на Руси огород, где выращивали капусту. Слово это довольно часто встречается в древнерусских литературных источниках. Огороды с капустой повсеместно окружали русские поселения. Изобилие капусты на Руси удивляло даже видавших виды иностранцев. Так, некий Корнилий де Буин в XIII веке писал: В Московии произрастает обыкновенная белая капуста, которой русские заготавливают большие запасы и которую простолюдины едят по два раза в день.

КАРТОФЕЛЬ

Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад и т. д. и т. п. - не правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом? Оказывается, нет ничего проще - ведь речь идет о самом обыкновенном картофеле. А весь этот пышный "букет" его достоинств составили российские журналисты конца XVIII века. Такая сногсшибательная реклама понадобилась для того, чтобы популяризировать картофель среди населения. Сегодня в это трудно поверить, но, оказывается, были такие времена, когда о картофеле не знали не только в России, но и в просвещенной Западной Европе. Первые клубни примерно в 1570 - 1580 годах испанские мореходы доставили в Европу из Южной Америки, где картофель, был одним из основных, а может быть, и главным продуктом питания аборигенов, обитавших в Андах (Боливия, Перу, Чили). Существуют и другие версии появления картофеля в Европе. Долгое время эту заслугу приписывали английскому вице - адмиралу Френсису Дрейку, как известно, командовавшему пиратской флотилией. На статуе знаменитого мореплавателя, воздвигнутой в Оффенбурге, сделана такая надпись: Сэр Френсис Дрейк, ввезший картофель в Европу в году 1580. Легенда о Дрейке и картофеле со временем обросла различными подробностями. Такт утверждалось, что адмирал подарил привезенный им картофель своему ученому другу Герарду, который будто бы угостил жаренной в масле картофельной ботвой членов английского парламента, но в этот момент ученого осенило, и он тем же дегустаторам предложил уже жареные клубни. Однако пальму первенства у Дрейка пришлось отобрать. И даже сами англичане в своей энциклопедии пишут, что он не мог привезти картофель в Европу, так как его корабли никогда не подходили к берегам Южной Америки. Не менее популярной была такая версия, согласно которой картофель уже из Вирджинии опять же в Англию впервые привез некий сэр Вальтер Ромеф. Британская энциклопедия развенчала и эту легенду, ведь достоверно известно, что в те времена в Вирджинии о картофеле еще не знали. Многочисленные исследователи считают, что первым человеком, доставшим картофель в Европу, был монах Нероним Кордан. Что же, может быть именно он в 1580 году опустил на землю Испании первую корзину с неведомым овощем, которому предстояло покорить больше народов, чем любому полководцу. Но, возможно, время подбросит нам новую версию... Имя европейца, впервые описавшего картофель, известно точно. Это испанец Педро Чеза де Леон. Он довольно основательно для своего времени изучил Перу и выпустил в Севилье книгу, которую назвал «Хроника Перу» Именно из нее европейцы впервые узнали о картофеле. Папа (так называли картофель в Перу.)- писал Чеза де Леон, - это особый вид земляных орехов. Будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан... Они покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля. Автор поведал и о торжественном празднике, который индейцы устраивали по случаю сбора урожая картофеля. Казалось бы, такой ценный продукт, каким является картофель, должен был быстро пробить себе дорогу на стол европейцев. Однако этого не произошло. Наоборот, население повсеместно встречало новый продукт с недоверием. Даже неурожайные, голодные годы, которые не были редкостью для Европы в ту пору, не прибавили неприхотливому и плодовитому картофелю популярности. Дело доходило до того, что правители многих стран, видя в новом продукте решение продовольственной проблемы, прибегали к принудительным, порой весьма жестким мерам по его распространению. Особенно в этом отношении отличались прусские кайзеры Фридрих - Вильгельм I и Фридрих Великий.С историей распространения картофеля связана масса подчас забавных подробностей. Вот одна из них. Во Францию картофель был завезен в 1616 году, но только во второй половине XVIII века его стали выращивать для употребления в пищу. Толчком же к этому послужили следующие события. В 1769 году страна переживала сильный голод из - за неурожая хлеба. Тому, кто найдет достойную замену этому бесценному продукту, была обещана большая награда. Обладателем ее стал парижский аптекарь Антуан Огюст Пармантье, указавший способ получения крахмала из растений, которые раньше для этой цели считались непригодными. Крахмал использовали для приготовления каши. Однако народному горю открытие помогло мало. Да и сам изобретатель, видно, не совсем был доволен, так как продолжал поиск новых съедобных продуктов. Наконец, его труд увенчался успехом. Он нашел то, что искал, - картофель. Пармантье стал настойчиво пропагандировать его, но народ с опаской относился к «ядовитой иноземной ягоде». Но аптекарь решил пойти на хитрость. Будучи в Париже человеком довольно известным, он был вхож к королю Людовику XVI, которого сумел склонить на свою сторону. Пармантье выпросил у него участок песчаной земли под Парижем. Распахав «бесплодную» землю, естествоиспытатель вверил ей драгоценные клубни. Когда картофель зацвел, он собрал букетик цветов и преподнес их королю. Знать подняла аптекаря на смех, но король «на полном серьезе» принял букетик и даже вдел его в петлицу камзола. А вскоре и королева появилась на большом празднике с картофельными цветами в волосах. Тут уж многим стало не до смеха, и высокородные модницы готовы были заплатить любые деньги, чтобы получить синенький букетик. Когда картофель достиг зрелости, Пармонтье приказал сторожам оцепить поле и близко ни кого не подпускать. Расчет его оказался верен: любопытные протоптали к полю множество тропинок. Люди хотели увидеть таинственный плод, который столь тщательно охранялся.На виду у всех Антуан днем выкапывал картофель, а на ночь снимал охрану, якобы за ненадобностью, ведь в темноте картошку не видно. Но ночные «гости» вес же умудрялись разжиться «запретным» плодом, и в довольно больших количествах. Урожай Пармонтье собирал в присутствии самых знатных людей Франции. Затем он устроил обед, все кушанья которого повара приготовили из картофеля. Даже вино было из картофельной вытяжки. После того как аптекарь съел 2 тарелки картофеля, король на глазах у всей знати самолично отведал это блюдо. Конечно же, такая реклама не могла не возыметь действия. Картофель стал быстро распространяться по стране, и уже следующей весной многие французы высаживали его. Пармонтье же настойчиво продолжал популяризацию своего детища еще лет 40 подряд, пока не убедился, что картофель прочно занял свое место на столе французского народа. Когда западноевропейские народы уже во всю культивировали картофель, россияне, в большинстве своем обходились репой. Нельзя сказать, что наши соотечественники узнали о картофеле значительно позднее, например, тех же французов. Еще Петр I прислал в Россию первую партию картофеля с наказом разослать по всем губерниям для выращивания. Но этой прекрасной затее Петра I не было суждено осуществиться при его жизни.Фиаско потерпела и Екатерина II. В 1765 году в Москву из Германии были выписаны 57 бочонков картофеля. Медицинская коллегия изыскивавшая средства, дабы «без большого иждивения» помочь голодавшим крестьянам Финляндии, доложила сенату, что лучший способ предотвращения этого бедствия «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются потетес, а в иных местах земляными грушами, тортуфелями и картуфелями».Тогда же, по повелению императрицы, по всей империи были разосланы клубни картофеля и наставления по его разведению. Контроль за исполнением этого мероприятия осуществляли местные губернаторы. Но затея провалилась - народ упорно не желал допускать на свой стол иноземный продукт. Даже в начале XIX века картофель был еще мало известен кулинарам России. Образованнейшие люди того времени относились к нему с опасением. Так, В. А. Левшин в 1810 году, признавая высокую питательную ценность картофеля, вместе с тем писал: «Сырые, только что из земли выкопанные картофели также нездоровы: надлежит оным дать вывертеть в пообвянуть. Врачебная сила сего растения неизвестна». Вплоть до второй половины XIX века картофель, несмотря на грозные указы правительства, так и не занял достойного места в питании народа.«Высочайшими повелениями» (1840 и 1842 годов в очередной раз было предписано: 1) завести во всех казенных селениях общественные посевы картофеля для снабжения семенами крестьян; 2) издать наставления о возделывании, храпении и употреблении картофеля в пищу; 3) поощрять премиями и другими наградами хозяев, отличившихся в разведении картофеля. Эта картофельная кампания снова потерпела крах, в немалой степени из - за того, что правительство хотело решить столь важный вопрос насильственными мерами. На Севере, в Приуралье, Поволжье неоднократно вспыхивали крестьянские волнения, вызванные принудительным введением посадок картофеля. В историю они вошла под названием "картофельные бунты". Быстрому распространению картофеля среди широких масс населения мешали и те небылицы, которые сочиняли о "земляной груше" ревнители "старой веры" - ярые противники всего нового. В одной из таких небылиц утверждалось, что первый куст картофеля вырос на могиле дочери мифического царя Мамерса, которая при жизни но «наущению дьявола »была распутницей. Поэтому тот, кто съест сей «дьявольский фрукт», будет подвержен греховным искушениям и попадет за это в ад. Естественно, подобные утверждения сводили на нет усилия многих популяризаторов картофеля. Однако справедливости ради надо сказать, что и сами популяризаторы некоторыми своими советами только отталкивали народ. Например в одном из рецептов рекомендовалось варить картофель с добавлением... негашеной извести. Можно только догадываться, какие ощущения испытал смельчак, попробовавший это блюдо. Но шло время, и картофель из нежеланного «гостя« превратился в полноправного хозяина на нашем столе, потеснив брюкву и репу...

Всего несколько десятилетий после того, как картофель признали в народе, потребовалось ему, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал продуктом, необходимым для всех слоев российского общества, - картофель охотно ели и богатые и бедные. Правда, с той разницей, что для малообеспеченных семей рабочих и крестьян, особенно в годы хлебных недородов, он становился почти единственной пищей. Недаром в народе сложилась пословица: «Картофель - хлебу подмога». Кулинарная универсальность картофеля и хорошая сочетаемость с другими животными и растительными продуктами способствовали тому, что его стали включать в массу первых, вторых и даже третьих (десертных) блюд. Судите сами, картофель можно варить, жарить, запекать, тушить и вообще подвергать самым немыслимым кулинарным превращениям. Мясо, рыба, молоко, грибы, овощи - блюда из них только выигрывают при добавлении картофеля. А картофельный крахмал - неотъемлемая часть традиционного сладкого блюда русской кухни - киселя. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии.

В. М. Ковалев, Н. П. Могильный, «Русская кухня: традиции и обычаи

ОГУРЦЫ

Огурцы известны как овощное растение около шести тысяч лет. Родиной огурцов, вероятнее всего, является Индия, где и сегодня можно встретить их диких родичей. Там они растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.В старое время, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.Вряд ли есть точные сведения о том, когда человек начал культивировать огурцы и использовать их в пищу. Однако тот факт, что огурец изображен на фресках Древнего Египта и в греческих храмах, позволяет судить о довольно почтенном его возрасте. Из прибрежных ближневосточных государств огурцы шагнули в Европу. Правда, на русскую землю они пришли, скорее всего, из Восточной Азии. Первые печатные сведения об огурцах на Руси относятся к началу XVI века, хотя в это время они были уже хорошо известны русскому народу и широко использовались в питании практически всех слоев населения.

В. М. Ковалев, Н. П. Могильный, «Русская кухня: традиции и обычаи»

ПОМИДОР

Когда Дж. Вашингтону, будущему первому президенту США, однажды подали на обед аппетитное жаркое, обильно украшенное помидорами, он и не подозревал, что его пытались отравить. Случилось это в 1776 году, в разгар борьбы северных колонии Англии за свободу и независимость. Такой хитроумный способ избавиться от лидера армии колонистов изобрел повар Джеймс Бестли. При этом он совершенно был уверен, что коварный замысел удался, о чем и написал в донесении командующему английскими королевскими войсками. По стечению обстоятельств послание не попало к адресату и пролежала в тайнике более сорока лет. Только в 1820 году мир узнал, какая незавидная роль была отведена помидору поваром - диверсантом. К счастью, этот плод не оправдал возложенного на него высокого доверия и Дж. Вашингтон после этой трапезы прожил еще 23 полных знаменательными событиями года. Сегодня эта история воспринимается как забавный курьез, а между тем две сотни лет назад помидор действительно считался ядовитым. Вот какая оценка дана ему в книге "Полное руководство по садоводству", изданной в Дании в 1774 году: Плоды крайне вредны, так как сводят с ума тех, кто их поедает. Может, именно этой книгой и руководствовался повар - отравитель? Версия о чрезвычайной ядовитости помидоров продержалась в Европе около ста лет. Возможно, ее породило то - обстоятельство, что индейцы Мексики, откуда томаты были вывезены испанцами и португальцами еще в XVI веке, считали их непригодными для еды. Европейцы выращивали томаты как декоративные растения в цветочных горшках на подоконниках, высаживали вокруг садовых беседок и в оранжереях. Но, по всей вероятности, никому и в голову не приходило использовать эти ярко - красные плоды, как их называли, "золотые яблоки", в пищу. С недоверием к помидорам отнеслись и в России. Предположительно, попали они сюда во второй половине XVIII века. Именовали их тогда "псинками", "бешеными ягодами", "греховными плодами", что уже само по себе свидетельствует о том, каким "уважением" пользовались помидоры в народе. Но этот замечательный продукт все же пробил себе дорогу на наш стол, став при этом не менее знаменитым и популярным, чем картофель. В России большая заслуга в реабилитации помидоров принадлежит А. Т. Болотову.

РЕПА

Репу по праву можно назвать прародительницей овощных культур, возделываемых на Руси. Когда она там появилась, сказать трудно, но, предполагается, что в период возникновения земледелия. Репу знали еще древние греки, но ценили ее значительно ниже, чем, например, свеклу. И когда в храмах приносили жертвы богу Аполлону, то свеклу несли на серебряном блюде, а репу - на оловянном. Древние персы считали репу пищей рабов, а египтяне кормили ею строителей пирамид. Римляне же преуспели в выращивании огромных плодов репы, иные экземпляры достигали пудового веса. До появления картофеля репа была частым гостем на столах и других европейских народов. Неприхотливость этой культуры позволила ей продвинуться далеко на север Европы. Известно, например, что в прошлом шведские и норвежские крестьяне жертвовали церкви десятую часть урожая репы. Однако ни один народ так не ценил репу, как русские - не случайно она считается исконно русским овощем. До XIX века репа играла на Руси ту же роль, что теперь картофель. Сеяли ее повсеместно, даже на Валааме и Соловецких островах. Участки, на которых производились посевы, называли репищами. О них часто упоминается в исторических хрониках и летописях, купчих грамотах. Репа - очень неприхотливая и урожайная культура. По этому поводу народ даже сложил такую поговорку: "В землю крошки, а из земли лепешки". Репа, обладающая прекрасной способностью к длительному хранению, не покидала стол русского человека практически круглый год. Причем и богатые, и бедные ежедневно включали ее в свое меню. До наших дней дошли пословицы "Проще пареной репы", "Дешевле пареной репы". Зародились они именно в те давние времена, когда репа наряду с хлебом и крупами была основным продуктом питания и стоила довольно дешево. С тех пор как картофель прочно занял господствующее положение на полях России, "зеленая лепешка", как раньше называли репу, постепенно утратила свои позиции. Что очень обидно, ведь репа обладает многими очень полезными свойствами. В ней, например, содержится до 9 процентов сахара. В романе "Кануны" В. Бедов упоминает о деревенском деликатесе - вяленой репе. Наверняка современные дети тоже не отказались бы от этого кушанья, предпочтя его даже конфетам. По вкусу вяленая репа напоминает сухофрукты, но своим специфическим ароматом превосходит многие из них. Именно репа служила основным профилактическим средством, спасавшим крестьянских детей от рахита, заболеваний костей, крови и т. д., поскольку редкий овощ сравнится с репой (ее листьями) по содержанию кальция. В Англии, например, смесь соков листьев репы, моркови и одуванчиков считается весьма эффективной для укреплениям зубов и всех костных тканей организма. Особенно вкусна репа с копченым и соленым мясом, т. к. соль сильно обезвоживает мясо и вот тут - то сочная репа оказывалась как нельзя более кстати.

В народной медицине отвары из репы применялись как действенное отхаркивающее и мочегонное средство. Считалось также, что они хорошо помогают от кашля при хроническом бронхите. Вот что писал более двухсот лет назад о целительных свойствах репы В. А. Левшин: Корень репы прохладителен, отверзает утробу и довольно питателен. Сок из свежих реп, на терке истертых, выдавленный и подваренный с сахаром, составляет верное средство от цинги во рту; мазание оным опухших и кровоисточающих десен исцеляет их дня в два. От болезней грудных и кашля приготовляют из репы сильно врачующий сок следующим образом: несколько свежих реп надлежит изрезать в ломтики, и в простом, глиняном новом горшке, сделав из лучинок решетку, накласть на оную слой ломтей репных н посыпать мелким сахаром. Сверх сего слоя перегородить еще лучинками, еще накласть ломтей репы, также посыпать сахаром, и сим образом продолжать, пока горшок наполнится. Тогда, наложа крышку, по шву обмазать и поставить в печной вольный дух на ночь. На дне горшка соберется сок, которого должно по половине чайной ложки принимать поутру и в вечер. Сок длинной репы слабит, утишает волнение во внутренностях и животную боль. Уже одного этого описания достаточно, чтобы понять, каким ценным продуктом мы пренебрегаем.

СВЕКЛА

Еще за 2000 лет до н. э. ассирийцы, вавилоняне, персы знали свеклу как овощное и лекарственное растение. Культурное возделывание ее началось не позднее чем за 1000 лет до н. э. Одним наиболее древним документом, подтверждающим это, является список растений садов вавилонского царя Меро - дах - Баладана (722-711 гг. до н. э.) где сеть упоминание о листовой свекле. Примерно за 500 лет до н. э., когда в Европе в пищу употреблялись только вершки свеклы, в Азии уже отдавали предпочтение ее корешкам, которые оказались и сытнее и вкуснее. Вскоре и европейцы стали рассматривать свеклу главным образом как корнеплод. Так, Теофраст в своих "Исследованиях о растениях" пишет, что ...у свеклы корень - толстый и мясистый, на вкус сладок и приятен, почему некоторые едят его и сырым. На Руси свекла известна примерно с X - XI веков. Сведения о ней встречаются в раисе "Изборнике" Святослава. Предполагается, что свой славный путь по Руси свекла начала из Киевского княжества. Отсюда она проникла на новгородскую, московскую земли, в Польшу и Литву. Повсеместное распространение в России свекла наряду с репой и капустой получила в XIV веке. Об этом свидетельствуют многочисленные записи в приходно - расходных книгах монастырей, лавочные книги и другие источники. А в XVII - XVII веках свекла совсем обрусела, россияне считали ее местным растением. Посевы свеклы продвинулись далеко на север - успешно возделывали ее даже жители Холмогор. Большая заслуга по распространению и культивированию столовой свеклы в России принадлежит замечательным русским естествоиспытателям, агрономам - селекционерам Болотову и Грачеву. Подлинным центром выращивания свеклы всегда была Украина. Об этом свидетельствует, в частности, анкетный опрос, проведенный в 1766 году. Да и сама украинская кухня - лучшее подтверждение этому. Ведь как писал Н. Ф. Золотницкий в 1911 году: ...знаменитый малороссийский борщ готовили еще в XVI веке, а нарезанную кружочками свеклу с приправой имбиря подавали за лирами бояр как закуску для аппетита. Во все времена и у разных народов свекла считалась исключительно целебным продуктом. Еще "отец медицины" Гиппократ признал ее полезной для лечения больных и включал в состав десятков лекарственных прописей. О свекле писали Цицерон, Мир Пиал, Вергилий, Плутарх в другие мыслители древности. Серьезные труды о лекарственных ее свойствах оставили Диос корил и Авиценна. Правда, Авиценна, высоко отзываясь о лечебных достоинствах. свеклы, недооценивал ее питательные свойства. Она мало питательна, как и прочие овощи,- писал великий медик средневековья.

Почти все косметологи советуют пить свекольный сок для сохранения свежести кожи лица. Это освежающее действие свеклы было известно с давних времен. Многие красавицы прошлых лет регулярно употребляли в пищу свеклу и ее сок для поддержания стройной фигуры (свекла очищает организм от шлаков), бодрости духа, жизнерадостности. Причем к "услугам" свеклы прибегали не только простые девушки, но и представительницы высшего круга. В 1747 году немецкий химик А. С. Маргграф обнаружил в клубнеплодах свеклы сахарозу и предложил использовать этот овощ для производства сахара. До этого сахар производили в основном из сахарного тростника и стоил он очень дорого (однако справедливости ради нужно заметить, что еще за сто лет до Маргграфа турки умели варить свекловичный сироп и готовили из него сладости). Предназначение свеклы было определено. Правда, сахарозы, которая содержалась в обычной столовой свекле, оказалось явно недостаточно, чтобы наладить из нее промышленное производство сахара. Нужен был специальный сорт свеклы. Интересно, что катализатором ускоренного выведения сахарной свеклы стала политика. Стремясь подорвать выгодную торговлю Англии тростниковым сахаром из ее заморских колоний. Наполеон установил огромную, в миллион франков, премию тому, кто изобретет способ производства дешевого сахара из свеклы. Сахарная свекла была выведена при жизни Наполеона, но вот технологии производства сахара он так и не дождался. Начиная с XIX века производство свекловичного сахара в Европе стало набирать мощность. В России первое сахарное производство, по утверждению Д. В. Каншина, организовал граф Бобринский, сын Екатерины II и Григория Орлова. Однако развивалось оно довольно медленно, и сахар стоил очень дорого. Даже в начале XX века по стоимости он превосходил мед. Поэтому в питании простого народа России сахар довольно длительное время не играл существенной роли, а использовался скорее как лакомство. А теперь необходимо сказать о листьях свеклы, которые наши предки никогда не рассматривали как ненужные отходы. Ботву свеклы можно есть с раннего лета и до поздней осени: в разных салатах, свекольниках, в виде сырых и вареных приправ к первым и вторым блюдам. Особенно ценной является молодая свекольная ботва, которая появляется довольно рано, когда организм еще испытывает недостаток в зелени.

В. М. Ковалев, Н. П. Могильный, «Русская кухня: традиции и обычаи»

ЧЕСНОК

Родина чеснока - Средняя Азия. Возделывали его и в Древнем Египте, и в Греции, и в Риме, и в Индии. Там не боялись крепких запахов. А в Древнем Китае у чеснока было и уже знакомое нам побочное применение. Чеснок - вместе с шумом и гвалтом - должен был распугивать злых духов во время погребальной церемонии. В средние века европейские крестьяне заедали чесноком солонину и селедку, а русские мужики пошучивали: «Чеснок да редька, так и на животе крепко». Для голодных лет бытовала шутка погорше: «В дому чеснок толченый да таракан печеный».В те времена чесночная дезинфекция многих спасала от желудочных заболеваний. Есть на счету чеснока и очевидный подвиг: в 1720 году он в союзе с уксусом спас тысячи марсельцев от распространения эпидемии чумы. «Запах этого растения,- писала одна знаменитая английская повариха прошлого века,- считается оскорбительным. Из всей семьи луковых оно самое острое на вкус. В 1548 году чеснок был завезен в Великобританию с берегов Средиземного моря, где он произрастает в изобилии. На континенте его употребляют без всякого удержу - особенно в Италии. французы тоже добавляют его во множество блюд».В этой фразе, произнесенной в чопорную викторианскую эпоху, так и слышится, что чеснок есть исчадие ада, который начинается по ту cторону Ла - Манша. На самом же деле дата его завоза с континента взята «с потолка». Даже английское слово «гарлик» - «чеснок» - восходит к временам, когда племена англосаксов громили кельтские племена бриттов. Слово сложилось из сочетания тогдашних слов «лук - порей» и «копье» - так сказать, «лук с копьем». Дикий чеснок веками рос в английских церковных дворах, а чесночные бусы иа шее, по поверью, отгоняли демонов и вампиров. Скорее всего и выращивать чеснок в Англии начали раньше XVI века. В итальянском, французском, испанском названиях чеснока слышен отзвук латыни. Древние римляне, как и древние египтяне, использовали чеснок как приправу к блюдам из дичи и рыбы, делали из него соусы и салаты, добавляли в гарниры. Покоряя Европу, римляне завоевывали ее для чеснока - местное население быстро перенимало от легионеров привычку к нему. На Руси чеснок появился в былинные времена, примерно в IX веке. Причем не с запада, а с юга - из Византии. И быстро распространился: «С чесноком все вкусно - не жуй, не глотай, только брови подымай!» Наш народ, скрещивая новое растение, обратил внимание не на зеленые «копья», которые тянутся от луковицы, а на то, что луковица распадается, расщепляется, «расчесывается» на отдельные ноготки-прядки. Таким образом, «чеснок» * это «чёсаный лук». Коль скоро чеснок было ведом при Владимире Красное Солнышко, не грех предположить, что и Илья Муромец, и Микула Селянинович черпали в нем силы. А про гомеровских героев и вовсе достоверно известно, что и Ахилл, и Агамемнон, и хитроумный Одиссей налегали на чеснок. Поэтому к запаху крови в «Илиаде» и «Одиссее» примешивается и терпкий аромат чеснока. Да и в более поздние времена древнегреческие атлеты перед тренировками принимали «допинг» - жевали чеснок. Издавна замечено, что головка чеснока расщепляется на зубки, а сами чесночинки - с норовом. Чуть надавишь - зубок ловко выскакивает из одежки. Это свойство в разных странах казалось пугающим, колдовским. Поэтому знахаря и ведуны использовали пряный овощ двояко: для лечения и для наведения порчи. Современные медики не подтвердили, что чеснок может любую болезнь прогнать, но зато поговорку «Чеснок семь недугов изводит» признали очень скромной. Больше, чем семь. Среди последних отрадных открытий - то, что чеснок помогает при артритах. История чеснока это его триумфальное распространение с юга на север: теперь чеснок можно встретить в рационе и шведа и эскимоса. Но, разумеется, чеснок подходит больше к восточным кушаньям, к пище южных широт. Хозяйки же в северных странах, наслышавшись о целебных свойствах чеснока, в приливе энтузиазма спешат добавить его во все блюда без разбора. Правда, и гонения на чеснок в нашу эпоху велики. В прошлом веке поваренная книга, хоть язвительно, но упоминала его. В трех нынешних капитальных английских книгах о питании про чеснок ни слова, будто в Великобритании его не едят!Зато во Франции иначе. Признанная столица чесночного царства - городок Сен-Клер в Гаскони. Каждый четверг - с июля по январь - в Сен-Клере поутру открывается ярмарка, где товар один - чеснок. И сколько же выставлено сортов! Конкуренция велика, каждый расхваливает свой товар, даже разложить его норовит пооригинальнее. Но проходит час-другой, и товар уже расходится: что ни день - продается тонн пятьдесят, а летом - больше ста. Главная гордость ярмарки - чеснок местный, один из лучших в мире сортов. А в августе преображается весь город: идет Праздник Чеснока. В празднике принимают участие все: ведь многие окрестные крестьяне выращивают исключительно чеснок. Чеснок тут едят всяко, а больше по старинке - просто натирают на горбушку хлеба. А если и жарят - то чуть-чуть, считая, что чем сырее чеснок, тем вкуснее.Во время празднеств горожанам читают серьезные лекции об истории чеснока и традициях его разведения. А рядом на площадях кукольные представления передразнивают этот профессорский подход. А зря передразнивают: ведь кто, как не ученые, раскрыли великую тайну: как были построены древнеегипетские пирамиды? Выяснилось: конечно, с помощью чеснока. Каждому строителю - это исторический факт - перед работой давали по зубчику. Зубчик за зубчиком - получалась целая гора чеснока.

coolreferat.com

Овощи в питании человека (5 класс) - Мои статьи - Каталог статей

В XX столетии в питании людей произошли существенные изменения. В пищевом рационе стали преобладать рафинированные продукты, резко возросло потребление продуктов животного происхождения и снизилась доля овощей и фруктов. А между тем наши прадеды, никогда не знавшие многих сегодняшних болезней, ели просто. В допетровские времена, например, на Руси употребляли в основном квасы с травами, различные натуральные продукты. Отвары из картофеля никогда не выливались, а использовались в пищу. Мясо ели не часто, а то и вообще только по большим праздникам. Не было в те времена ни современного пассерования, ни жарения. В чугунах в русской печи могла быть только варка или припускание продуктов (то есть варка в собственном соку).

При Петре I русская кухня начинает преобразовываться, испытывая большое влияние немецкой, голландской и французской кулинарии. К обычным мясным и овощным блюдам добавлялось такое количество редких и дорогих приправ, что кушанья приобретали совершенно незнакомый вкус. Надо сказать, что эти острые приправы не способствуют здоровью. Наши деды и прадеды, кроме даров полей и садов, всегда употребляли в пищу дикорастущие растения (крапиву, щавель, мяту, лебеду, сныть, ромашку, цветы липы, листья дуба), ботву овощей (свеклы, редиски, капусты, тыквы). Вся эта зелень не только улучшает внешний вид и аромат блюд, придавая им своеобразный вкус, но и, главное, появляется ранней весной, когда зрелых овощей еще мало, а организм остро нуждается в биологически активных веществах. В съедобных растениях, за редким исключением, все бывает полезно — не только плод или ягода, но и листья, и корень. Например, в листьях смородины не меньше витамина С, чем в ягоде, и опытные хозяйки при засолке или закваске овощей всегда кладут в банки листья смородины, земляники, некоторые дикорастущие травы. Очень немногие используют в пищу одуванчик, лебеду, сныть, подорожник, клевер луговой, даже крапиву. Между тем уже в 10 странах имеются специальные плантации одуванчика. А лебеда и сныть в блокаду спасли многих ленинградцев от голода. Овощи, фрукты и ягоды содержат незначительное количество белков, являясь преимущественно носителями витаминов, минеральных веществ и растительных волокон. Овощи обладают способностью стимулировать деятельность слюнных желез. Поэтому они широко используются для приготовления холодных закусок-салатов. Основное назначение салатов - улучшать аппетит, способствовать выделению желудочного сока и усвоению пищи. Вот почему салаты предваряют трапезу и являются весьма важными и необходимыми блюдами. При этом они должны быть не только вкусными, но и красиво оформленными, ибо всегда нужно помнить, что глаза помогают есть.

Овощи играют чрезвычайно важную роль в питании человека.

Пищевая ценность овощных культур определяется высоким содержанием в них углеводов, органических кислот, витаминов, активных элементов, ароматических и минеральных веществ в доступной для усвоения организмом форме. Разнообразие и различное сочетание всех перечисленных компонентов в составе овощных растений обусловливает их вкус, окраску, запах и питательную ценность. Овощи являются также важным источником минеральных элементов, участвующих в важнейших обменных процессах в организме человека. Установлено, что во многих овощах образуются летучие и нелетучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они называются растительными антибиотиками, или фитонцидами. Исключительно сильными антимикробными свойствами обладают чеснок, лук и хрен. Богаты фитонцидами томаты, перец, капуста, морковь, картофель, репа, листовая петрушка и другие овощи. Есть данные, что томатный сок используют для лечения ран. Из листьев томатов получено вещество томатин, которое применяют при лечении заболеваний человека и растений, вызываемых грибами.

Овощи не только поставщики важных пищевых веществ и витаминов, они являются и динамическими регуляторами пищеварения, повышают способность усвоения пищевых веществ, а стало быть, и пищевую ценность большинства продуктов. Овощи весьма ценны и необходимы организму каждый день во все времена года.

Последнее время все больше людей начинают обращать свое внимание на здоровье и правильное питание. Особенно это становится актуальным для детей и подростков. Они находятся в процессе роста и созревания, и потому правильное питание для подростков должно содержать все самое нужное и полезное для формирования здорового организма. У детей и подростков из всех пищевых веществ наиболее остро ощущается потребность в белках, которые необходимы не только для возмещения потерь в структурных клеточных элементах и энергии, но и для роста и развития организма. Для эффективного использования белков животного происхождения в детском питании целесообразно предусмотреть достаточное количество растительных белков, содержащихся в зерновых и бобовых продуктах, овощах, фруктах, ягодах и др.

Ежедневно человеку нужно около 400 г овощей. Научно обоснованная годовая норма потребления овощей для человека в зависимости от региона проживания составляет от 126 до 164 кг, в том числе капусты разных видов — 35-55 кг, огурцов — 10-13 кг, томатов — 25-32 кг, лука — 7-10 кг, моркови — 6-10 кг, свеклы столовой — 5-10 кг, баклажанов — 2-5 кг, перца сладкого 3-6 кг, зеленого горошка и овощной фасоли — 3-8 кг, плодов бахчевых — 20-30 кг, прочих овощей — 3-7 кг. Учитывая важное значение овощей в питании человека, надо употреблять их ежедневно в сыром, вареном, жареном и тушеном виде. Рекомендуется больше употреблять сырых овощей, так как в них полностью сохраняются целебные и полезные вещества. Ароматная зелень, как и специи (соль, перец), должна постоянно находиться на столе во время потребления пищи.

 

 

tehnologid.ucoz.ru

Урок технологии (5 класс) Тема: Овощи

Преподаватель технологии Рысева Юлия Владимировна

Школа-гимназия№2 г.Хромтау

Урок технологии (5 класс)

Тема: "Овощи. Приготовление овощного салата"

Цели: дать представление о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека; сформировать знания и умения по технологии приготовления овощных блюд. Воспитывать трудолюбие, потребность в творческом труде, актуальность, эстетические чувства при оформлении готовых блюд.

Ваше настроение до урока (2 слайд)

Задачи: (3 слайд)

  • получить новые сведения о знакомых овощах
  • познакомиться со способами первичной обработки овощей
  • узнать способы приготовления блюд из овощей
  • научиться приёмам нарезки овощей
  • приготовить салат «Винегрет»
Межпредметные связи: история, биология, математика, русский язык.

Методы обучения: рассказ, беседа, игра, практическая работа.

Практическая работа: приготовление салата «Винегрет».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ножи для нарезки овощей, овощерезки, разделочная доска; продукты для приготовления и дегустации салата «Винегрет», предметы для сервировки стола.

На доске выписаны термины: овощи, соломка, кубики, ломтики, кружочки, первичная обработка. Таблицы: «Способы нарезки овощей», «Первичная обработка овощей» технологические карты приготовления салата

План урока: (4 слайд)

  1. Отгадай!
  2. Знакомые-незнакомцы
  3. Викторина
  4. Способы первичной обработки овощей
  5. Способы нарезки овощей
  6. Физминутка для глаз
  7. Винегрет
  8. Что запомнили?
  9. Пословицы и скороговорки о еде

Ход урока

1) Организационный момент.

2) Целеполагание. Чему научимся на уроке? Что узнаем нового?

3) Планирование

4)Итоговая часть

Вступительное слово учителя. Этот урок будет интересен и полезен тем, что вы узнаете о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека, сами приготовите салаты, сервируете столы и оцените вкус приготовленного блюда.

Планирование

1. Отгадай! Кроссворд на тему «Овощи» (5 слайд)

1. Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу целый день, а рубашка зелена, вся на солнышке она (редиска).

2. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка).

3. Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка (тыква).

4. Лежит меж грядок, зелен и сладок (огурец).

5. Маленький, горький луку брат (чеснок).

6. Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло (свёкла)

7. Скинули с Егорушки золотые перышки. Заставил Егорушка плакать без горюшка (лук).

8. Красный нос в землю врос (морковь).

9. Её тянут бабка с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой (репа)Учитель демонстрирует различные овощи, учащиеся называют их, выясняют, какие овощи знают, какие нет. Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, углеводов. Почти все овощи обладают лечебными свойствами, вызывают аппетит, улучшают усвояемость пищи. Овощи нужно есть ежедневно. Овощи малокалорийны, в них нет жира, поэтому полезны всем. Все мы любим овощи, и не задумываемся, откуда они пришли к нам, с каких времен появились.

Чем полезны овощи? (6 слайд)

Основные группы овощей (7 слайд)

  • КОРНЕПЛОДЫ ( перечислите)
  • КЛУБНЕПЛОДЫ (перечислите)
  • ЛИСТОВЫЕ ( перечислите
  • ТЫКВЕННЫЕ (перечислите)
  • БОБОВЫЕ (перечислите)
  • ПАСЛЕНОВЫЕ(перечислите)
  • ЛУКОВИЧНЫЕ (перечислите)
  • ПРЯНОСТИ(перечислите)
Знакомые незнакомцы (8 слайд)

4 ученицы делают сообщения о помидоре картофеле (9 слайд), капусте (10 слайд), моркови (11 слайд), о луке, чесноке(12 слайд), редисе (13 слайд) , перце (14 слайд).

Викторина (15 слайд)

  • У каких овощей едят корни, клубни? (морковь, свекла, картофель, лук, редис…)
  • У каких овощей едят листья? (капуста, салат, укроп, петрушка, щавель, сельдерей…)
  • У каких овощей едят цветы? (цветная капуста)
  • У каких овощей едят плоды? (томат, огурец…)
  • У каких овощей едят семена? (горох, фасоль, кукуруза…)
  • С каких овощей срезают кожицу? (картофель, репа…)
  • С каких овощей соскабливают кожицу? (молодой, картофель, морковь, петрушка)
  • Какие овощи едят мытыми? (все)
В процессе беседы выясняем с учащимися, какие блюда можно приготовить из овощей:
  1. Способы первичной обработки овощей (16 слайд)
Изучаем этапы первичной обработки:
  • Отбирают (сортируют)
  • Тщательно моют (иногда просушивают)
  • Очищают от кожуры (если необходимо)
  • Нарезают или натирают на терке, или измельчают другим способом (?)
   
  1. Способы нарезки овощей (17 слайд)
Знакомимся со способами нарезки:

Какие формы нарезки овощей вы видите?

        и т.д.

Рассказ о механизмах и приспособлениях по очистке, нарезке овощей разной формы, о предприятиях общественного питания, профессии «повар».

Способы приготовления блюд из овощей (18 слайд)

Варка

Обжаривание

Тушение

Запекание- Овощам принадлежит важное место в питании человека. Они содержат почти все необходимые для организма питательные вещества. Поэтому из овощей люди научились делать салаты.

Салаты – это не только запах лета, тепла, это источник витаминов, которые необходимы людям, особенно зимой, поэтому ни один обед не должен обходиться без салата.

- Что такое салат?

19 слайд. Салат – это холодное блюдо из одного или нескольких видов овощей (без свеклы), в состав которого входит заправка сметаной или майонезом. Свекла входит в разновидность салата – винегрет.

Найди продукты для салата (20 слайд)

Прежде, чем приступить к практической работе, повторяем с учащимися правила личной гигиены, правилами безопасности труда.

Техника безопасности (21 слайд)

1. Во время приготовления пищи проветривать помещения.

2. Овощи нарезать только на доске, не отрывая высоко нож от нее.

3. Передавать ножи и вилки только ручкой вперед

4. Режущие инструменты держать только во время работы лезвием вниз, не ходить по помещению с ножом в руках.

5. По окончании работы инструменты класть на определенные места.

Правила санитарии (22 слайд).

  1. Следить за личной гигиеной, быть всегда аккуратным и опрятным. Приступая к работе надеть передник и косынку, засучить рукава
  2. Ногти на руках должны быть коротко острижены, руки вымыты с мылом и щеткой, насухо вытерты полотенцем. Во время приготовления пищи следить, чтобы руки всегда были чистые.
  3. Следить за чистотой посуды и инвентаря, за чистотой рабочего места и помещения.
  4. Пользоваться отдельными досками для сырых и вареных продуктов.
  5. Пробовать пищу отдельной ложкой, а не той, которой готовят.
  6. Перед обработкой пищевых продуктов проверять их качество по внешнему виду, цвету, запаху и вкусу.
Физминутка для глаз (23 слайд)

Не поворачивая головы (голова прямо) делать круговые движения глазами по стрелке, вверх, вниз, вправо, влево. (Повторить 4 раза).IV. Практическая работа

Дежурный, пользуясь памяткой и карточкой, приготовил инвентарь и посуду.

Карточка дежурного.

Инвентарь и посуда (2 бригады): ложки-6шт., ножи-4 шт., доски ОВ-4 шт., доски «Хлеб»-2 шт., тарелки-4 шт., салатница-2 шт.

Памятка дежурного.

До занятия:

  1. Подготовить рабочие места.
  2. Проверить санитарное состояние учащихся.
  3. Получить у учителя инструктивные карты и карточку-перечень для сортировки стола.
После занятия:
  1. Убрать и проверить помещение.
  2. Сдать учителю посуду, инвентарь, документацию.
Учитель сообщает, что готовить будут салат «Винегрет» иностранного происхождения. Царь Петр I привез его из Голландии, хотя сейчас этот салат считается русским салатом.

Показывая практически нарезку овощей, учитель и ученики готовят салат, пользуясь технологической картой приготовления салата.

24-25 слайд. Технология приготовления салата «Винегрет овощной».

  1. Сваренные картофель, морковь, свеклу очистить от кожицы и нарезать кубиками. Промытые и очищенные огурцы нарезать кубиками, квашеную капусту отжать, лук нашинковать.
  2. Соединить овощи, посолить, заправить растительным маслом .
  3. Винегрет уложить горкой в салатник, посыпать зеленью, украсить овощами.

Текущий инструктаж во время практической работы:

1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда

2-ой обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы

3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим детям

Сервировщики накрывают стол скатертью и расставляют приборы: тарелки, вилки, салфетки. Готовые, красиво оформленные салаты ставят на стол. Ученики садятся за стол, оценивают внешний вид блюда и делят салат на порции.

При употреблении пищи учитель следит за соблюдением правил поведения за столом и правилами пользования столовыми приборами. Мойщики моют посуду, убирают в шкаф. Дежурный сдает учителю инвентарь и посуду.

Заключительный инструктаж

  1. Анализ технологии приготовления и готовых салатов
  2. Отметить активное участие учащихся в приготовлении салата, оценивание каждого
  3. Отметить правильность соблюдения техники безопасности, санитарии и гигиены при работе
Уборка рабочих мест, спецодежды

Закрепление темы.

Ответьте на вопросы (26 слайд)

  • Какие основные группы овощей вы знаете?
  • Какой овощ содержит самое большое количество витамина С ?
  • Какие способы приготовления блюд вы знаете?
  • В чем заключается первичная обработка овощей?
  • Какие формы нарезки вы узнали?
Закончите пословицы о еде (27 слайд)
  • ДОРОГА ЛОЖКА К ………………обеду
  • НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А…………пирогами
  • СЕДЬМАЯ ВОДА НА …………..на киселе
  • НЕ СОЛОНО ………………..хлебавши
  • ЩИ ДА КАША …………………..пища наша
  • СОЛОВЬЯ БАСНЯМИ …………..кормят

СКОРОГОВОРКИ (28 слайд)

  • КЛАЛА КЛАВА ЛУК НА ПОЛКУ, КЛИКНУЛА К СЕБЕ НИКОЛКУ.
  • СВЕКЛА У ФЕКЛЫ СОХЛА И МОКЛА . СОХЛА И МОКЛА ПОКА НЕ ПОБЛЕКЛА.
  • ПОСАДИЛ ДЕД ЛУК, ОТРАСТИЛ ЛУКУ ЧУБ. УВИДАЛ ЛУК ВНУК, ОБОРВАЛ ЛУКУ ЧУБ.
«Овощи на столе – здоровье на 100 лет» (29 слайд)

4. Итог урока

- Итак, салаты – это легкое, вкусное и питательное блюдо. Салаты подаются к мясным и рыбным блюдам. Природа щедро одарила их ценными полезными веществами и богатством красок.

- Как вы понимаете цитату “Овощи на столе – здоровье на сто лет”?

Пригодятся ли вам эти знания для самостоятельной жизни в будущем?

Выставление оценок

Домашнее задание. (30 слайд)

Подобрать рецепт холодного блюда из овощей и оформить его на альбомном листе

Можно взять рецепт у мамы, бабушки, тети, подруги.Использованная литература:

  1. «Овощи на вашем столе» Автор: коллектив Из-во: «РИПОЛ КЛАССИК» Москва, 1999г.в
  2. «Овощи» Автор: Высоцкая Юлия Изд-во Эксмо ,2007г.в
  3. «Про овощи» Автор: Юлия Некоркина Изд-во: Вкусная жизнь, Эксмо ,2008г.в
  4. images.yandex
  5. http://www.kalor.ru/table_kalor/17-ovozi.html
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B8
  7. http://www.properchik.ru/
  8. images.yandex.

recept.znate.ru






23.10.2014
14.10.2014
13.10.2014
Статьи

  
Vershok-Koreshok | Все права защищены © 2018 | Карта сайта